Количество аэропортов в России в 2019 году

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 5 декабря 2019. Время чтения 6 мин.

Ксения Коновалова

В 1991 г. в России насчитывалось 1450 аэропортов. Сегодня их количество меньше в шесть раз, всего 241. Страна, имеющая крупнейшую территорию в мировом рейтинге, не вошла даже в топ-20 государств по числу воздушных гаваней. Это вполне объяснимо при разрыве в 56 раз с США.

Территория России столь огромна, что охватывает 9 часовых зон. Немыслимо без авиации обеспечить хотя бы удовлетворительное транспортное сообщение. Сегодня 233 российских города из более тысячи имеют собственные воздушные гавани, в 8-ми даже не по одной. В одном только Московском регионе их функционирует пять. Положение незавидное, особенно если учесть, что в 1991 г. аэропортов в России было 1 450. Не прошло и трех десятков лет, как более тысячи из них исчезли с карты РФ.

Структура авиасообщения

К моменту распада СССР на его территории воздушные перевозки осуществлял единственно «Аэрофлот».

Богашево

Фото: Богашево. Источник: tomskairport.ru

Рынок внес свои коррективы, и монополист буквально раздробился. Теперь авиапредприятия, которые раньше обслуживали грузо- и пассажиропотоки, разделились на отдельные компании:

  • авиаперевозчики,
  • аэропорты.

Остались и такие, которые сохранили структуру неизменной. К тому же большая их часть перешла в частную собственность.

В новой стране «Аэрофлот – российские авиалинии» стал одним из нескольких сотен авиаперевозчиков, хоть и самым крупным, обладающим статусом национального.

Организацию авиасообщения в стране регулируют:

  1. Национальная авиационная ассоциация (НААР) представляет интересы отечественных авиаторов за границей, занимается регистрацией воздушных судов и портов.
  2. Министерство транспорта РФ, вырабатывает политику в этой сфере, утверждает нормативные акты.
  3. Росавиация координирует работу авиапредприятий в части материального обеспечения.
  4. Ространснадзор осуществляет контроль исполнения нормативных актов, выдачу лицензий на отдельные виды деятельности, занимается регистрацией прав и объектов.
Фото: Платово. Источник: rov.aero

Фото: Платово. Источник: rov.aero

В современной России

По состоянию на 01.01.2019 «Госреестр гражданских аэродромов и вертодромов РФ» содержит записи о 241 единице летной инфраструктуры.

Таблица 1. Распределение аэропортов по Межрегиональным территориальным управлениям Росавиации на 10.09.2019 г.

Управления Кол-во
Всего в РФ 241
В том числе по МТУ
Архангельское 5
Северо-Западное 10
Коми 7
Восточно-Сибирское 13
Тюменское 21
Саха (Якутское) 32
Приволжское 22
Западно-Сибирское 10
Красноярское 23
Камчатское 13
Центральное 21
Северо-Восточное 14
Уральское 4
Южное 20
Дальневосточное 23
Аэродромы центрального подчинения 3

Источник: Госреестр

Крупнейшие

В России функционируют воздушные гавани международного масштаба:

  1. Шереметьево (Москва). Он единственный в стране, который обслуживает регулярные трансатлантические рейсы. Крупнейший по площади и объему пассажиропотока (4 терминала и до 35 млн чел. в год) в стране и в первой десятке в Европе.
  2. Домодедово (Москва). Ежегодный пассажиропоток до 28 млн чел. позволяет назвать его вторым в России и войти в двадцатку крупнейших европейских авиаузлов.
  3. Внуково (Москва). №3 в РФ. Более 18 млн чел в год, 3 комплекса, огромный грузовой терминал.
  4. Пулково (Санкт-Петербург). №4 в России. Более 18 млн чел. в год, но чуть меньше внуковского.
  5. Толмачево (Новосибирск). Крупнейший в Сибири. Здесь базируются совместно гражданская авиация и военные самолёты ВВС России. Почти 6 млн пасс. в год.
  6. Аэропорт им. В.И. Севастьянова (Сочи). Крупнейший в Южном Федеральном округе. Воздушные ворота в Абхазию. С пассажирооборотом в более 6 млн чел.
  7. Кольцово (Екатеринбург). Оставался много лет пятым в стране, уступив сочинскому после Олимпиады. Более 6 млн чел. в год.
Фото: Шереметьево. Источник: svo.aero

Фото: Шереметьево. Источник: svo.aero

Интересная статистка! По данным Росавиации, в России эксплуатируются 1764 борта. Средний возраст авиапарка ‒ 16,9 лет.

Первые отечественные воздушные ворота

С аэродрома 2-го ремзавода Главвоздухофлота в Канавино был выполнен первый пассажирский рейс в Москву. Это событие случилось в далеком 1922 г. С этого времени начинается история нижегородского аэропорта. Сегодня он остается действующей воздушной гаванью, старейшей в стране. Из Стригино улетают во Вьетнам, Индию, ОАЭ, Тайланд и пр. – всего более 20 направлений.

Почему-то гораздо чаще говорят о возрасте другого аэропорта – подмосковного Быково. Его открытие состоялось в 1933 г. С осени 2010 г. перестал принимать суда гражданской авиации. Весной 2011 г. начался его демонтаж. С того времени он не значится и в Госреестре. Сегодня крупным авиаузлом стал Жуковский, что находится совсем недалеко от Быково.

Воздушных гаваней все меньше

Рекомендуем! Запишитесь на бесплатный вебинар от наших партнеров по созданию пассивного дохода

Сегодня никто не может дать вразумительного ответа, как получилось, что более 1 200 аэропортов по всей стране оказались закрытыми за неполные три десятилетия. И этот процесс продолжается. Сегодня их в 6 раз меньше, чем было в 1991 г. В стране сокращается объём внутренних воздушных перевозок, разрываются транспортные связи Сибири, Дальнего Востока и Севера.

Из-за упущенной выгоды в перевозках гражданская авиация страны ежегодно теряет доходы в размере 360 млн руб., а казна недополучает налогов на сумму 24 млн руб. И главное – обрублены межрегиональные связи. Жители Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока ежегодно не получают услуг воздушной перевозки в своих регионах («Совершенно Секретно»).

 

График 1. Динамика количества действующих аэропортов в РФ, единиц. Источники: составлено автором по данным Ассоциации аэропортов СНГ и Государственного реестра Росавиации

График 1. Динамика количества действующих аэропортов в РФ, единиц. Источники: составлено автором по данным Ассоциации аэропортов СНГ и Государственного реестра Росавиации

В Госреестре растет только число гаваней, открытых для выполнения международных полетов. По состоянию на 10.09.2019 г. их числится 79. Это в 4 раза больше, чем в 1992.

На планете

По материалам АиФ, в рейтинге стран мира по числу аэропортов безусловное лидерство у США — 13 513. Второе место занимает Бразилия — 4 093, третье Мексика — 1 714. Россия – крупнейшая в мире по территории – не попала даже в первую двадцатку. А ведь аэропорты в таких расстояниях нужны больше, чем в любой другой стране мира.

Фото: DaniloBueno/pixabay

Фото: DaniloBueno/pixabay

Да и в первую сотню рейтинга аэропортов мира, по материалам сайта airlines-inform, попали из России только Шереметьево (на 50 месте) и Домодедово (на 65).

О том, что может ожидать отечественное авиасообщение, писала Комсомольская правда:

«Примерно у 80 аэродромов из тех, что пока работают, покрытие такое, что, если ничего не делать, их в ближайшие три-четыре года надо будет закрывать. И у нас останется порядка 150 аэропортов и аэродромов на всю огромную страну – в основном в крупных городах» (В. Горбачев, гендиректор ассоциации «Аэропорт»).

Росавиация сообщает, что на реконструкцию российских 65 объектов инфраструктуры в 2019-2024 гг. потребуется 166 млрд руб. из федерального бюджета.

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
1
Да
2

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Демидова Марина Автор: . 30 лет опыта в государственной статистике. Математик, экономист. Образование: Петрозаводский государственный университет.
5 декабря 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

Комментарии 1

Татьяна:

Аэропорты в этом списке не внесены в государственный реестр гражданских аэродромов и вертодромов РФ, однако, в настоящее время могут использоваться менее 30 дней в течение календарного года: либо для авиационных работ, либо чартерных пассажирских рейсов. Это неполный список, который, возможно, никогда не будет удовлетворять определённым стандартам полноты. Вы можете дополнить его из авторитетных источников .



Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!