Как стать маркетологом и найти работу
Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 26 сентября 2019. Время чтения 4 мин.
Профессия маркетолог с каждым годом становится популярнее и престижнее, позволяя зарабатывать от 35 тыс. руб. на старте, заканчивая окладами больше 200 тыс. руб. Специалисты изучают, анализируют рынок, конкурентов, поведение, предпочтения потребителей, занимаются PR-кампаниями, продвижением товаров, увеличением продаж.
Профессия маркетолог одна из популярных среди молодёжи в последнее десятилетие. Этому способствует укрепление рыночных приоритетов, повышение уровня конкуренции, развитие торговых связей. В западных странах лица реализуют рекламные идеи и анализирующие каналы сбыта давно.
Более 100 лет назад в США появились курсы по зарождающемуся направлению. В 30-х гг. 20 века выпустили первый журнал «American Marketing Journal». Известный деятель области, Роберт Кейт, в публикациях обозначил, что началась новая эпоха, ориентированная на покупателя.
Маркетологи занимаются изучением рынка, возможностями эффективного продвижения товаров от продавца к потребителю. Основная цель – это привлечение наибольшего количества клиентов, получение максимальной прибыли. Аналитик выявляет желания потенциальных клиентов, выделяет наиболее яркие.
Основная задача – заставить покупателя интересоваться работой фирмы и приходить за товаром снова. Чем больше людей знают о предприятии, тем эффективнее работают продвигающие бренд лица.
Функции
Деятельность предполагает:
- Анализ, диагностику рынка сбыта. Происходит поиск целевой аудитории, которая может заинтересоваться товаром фирмы. Мониторится покупательская способность, выявляются привычки, что позволяет наладить диалог.
- Изучение конкурентов, их продукции. Строятся отраслевые графики, таблицы различий и сходства услуг, изделий.
- Выставление оптимального ассортимента и цены. Многие группы товаров не отличаются эргономическими свойствами, но представлены с разными упаковками и ценой для привлечения непохожих социальных слоёв покупателей.
- Построение логистических цепочек, то есть набор мероприятий для повышения сбыта. На этом этапе разрабатывается реклама, методы стимулирования, упаковка, навязывание бренда, каналы продаж.
- Активную работу с сотрудниками в области дизайна, IT-технологий, продвижения через социальные сети, интернет.
- Организацию ярмарок, выставок, презентаций, выездных мероприятий.
Современные хозяйствующие субъекты понимают, что изучение рыночных возможностей – это первоочередная задача руководства. В крупных организациях маркетинговый отдел состоит из десятка специалистов по маркетингу разных направлений:
- аналитик – оценка показателей;
- экономист – планирование, расчёты;
- бренд – узнаваемость марки, символа, названия;
- e-mail – коммуникации через почтовые ящики;
- trade – продажи в торговых организациях;
- digital – интернет-работа;
- SMM – специалист по продвижению в соцсетях;
- PR – популяризация;
- прочие.
Особенности профессии
К специфике относят несколько отрицательных факторов. Деятельность в России ещё не до конца изучена. Многие специалисты подходят к обязанностям спонтанно, без научной основы, руководствуются своим творческим потенциалом. Крупные компании постоянно меняют методы взаимоотношений с клиентами, так как необходимо быстро реагировать на новшества.
Руководители, недооценивая работников, пытаются навязать свою точку зрения. Эти и другие особенности «отпугивают» молодых людей от выбора профессии.
Но есть и положительные стороны. Служащие этого профиля имеют успех на рынке труда. Важный элемент — способность быстро «взлететь по социальному лифту». Уровень зарплаты один из самых высоких среди прочих вакансий. Деятельность сопряжена с творческими возможностями, отсюда гибкий, часто внеофисный график работы.
Характеристика хорошего специалиста по маркетингу:
- креативность;
- аналитическое мышление;
- организованность и системность;
- стратегические цели;
- высокая обучаемость;
- коммуникабельность;
- харизматичность.
Интересная информация! Высокооплачиваемая работа для девушек
Образование
Обучение навыкам продвижения товара покупателю начинается в средних профессиональных заведениях по программе «Реклама». Студенты проходят курсы дизайна, компьютерной графики, рисунка, живописи. Отдельно рассматриваются вопросы инструкции, методов работы с клиентами, психология общения.
Продолжают образование в вузах на факультетах экономики, менеджмента. По программе изучают все аспекты управления процессами, рассматривают особенности ситуационных, системных подходов к проблемам.
Ведущие высшие образовательные организации:
- МГУ;
- ПГУ;
- Южно-Уральский ГУ;
- Финансовый Университет при Правительстве РФ;
- МИРЭА;
- СПбГУ;
- СКФУ;
- прочие.
Для успешного поступления необходимо заниматься профильной математикой, обществознанием, английским языком.
Работа
Мест деятельности по профессии множество. Это рекламные или маркетинговые агентства, коммерческие торговые и производственные предприятия. Отдельные специалисты совмещают несколько направлений, таких как логистика, связи с общественностью и т.д.
Профессия одна из самых высоко оплачиваемых, при этом уровень зарплаты постоянно растёт, часто зависит от результатов, показателей прибыли и продаж. Начинается с 35 – 40 тыс. руб., сотрудники с опытом запрашивают оклады от 60 тыс. руб. и выше. Крупные фирмы предлагают за услуги более 200 тыс. руб. в месяц.
Вакансии на ведущих биржах труда разнообразны, имеют обширную географию, рассчитаны на многосторонних соискателей.
Больше всего предложений в Москве, Санкт-Петербурге, региональных центрах. В малых населённых пунктах профессия не столь популярна. Есть объявления об удалённой занятости, с общением через сети. Работа заключается в практике сетевого продвижения продукции.
Большая часть вакансий на конкурсной основе, то есть собеседование ведется с применением тестов, заданий, кейсов, диалогов.
Видео о роли в компании: