Как правильно написать характеристику с места работы

Характеристика с места работы

Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 5 августа 2019. Время чтения 5 мин.

Характеристика с места работы – это документ, дающий объективную оценку профессиональным качествам работника, предоставляемый по месту требования в: другое предприятие, кредитные организации, ВУЗы после прохождения практики, судебные и прочие инстанции

Характеристика с места работы – это документ, составляемый работодателем для представления в третьи организации (по месту требования) с описанием профессиональных, квалификационных и личных качеств работника. Как правило, оценка дается отделом кадров либо руководителем подразделения, в котором работает сотрудник.

Обязанность работодателя

По ст. 62 ТК РФ предприятие обязано оформить письмо в течение 3-х рабочих дней с момента подачи заявления.

Рекомендательные письма могут быть запрошены:

  • судебными органами;
  • кредитными организациями;
  • учебными заведениями;
  • госорганами для представления к награде;
  • предприятиями, куда переводится (устраивается) работник.
Рис. 1. Запросы из суда

Рис. 1. Запросы из суда

Работодатель составляет документ без внешнего давления, исходя из собственных оценок, кроме случая аттестации. Если сотрудник не согласен с текстом, то он может оспорить содержание в судебном порядке или через апелляционную комиссию.

Порядок оформления

Несмотря на отсутствие законодательных нормативов по составлению производственной характеристики, есть некоторые пункты, которые надо учесть, такие как информация об:

  • оцениваемом лице: ФИО, паспортные данные, дата рождения, сведения о воинской обязанности, семейный статус, наличие образования, государственных и других поощрений;
  • квалификационных качествах: стаж, карьерный рост, навыки, повышение квалификации, достижения, поощрения, взыскания;
  • личностной оценке: характер и поведение сотрудника в рамках работы в коллективе, сложных ситуациях, межличностных коммуникациях, уровень ответственности, уважения, авторитета, организаторские способности, инициативность, честолюбие.
Рис. 2 Ознакомление и подписание документа.

Рис. 2 Ознакомление и подписание документа.

Интересно. Зачастую производственную характеристику составляет сам работник, представляя готовый документ в организацию лишь для подписи либо в электронном виде для распечатки на фирменных бланках с реквизитами фирмы.

Особенности написания

Письмо должно быть составлено с учетом объективности и честности, может нести положительную и отрицательную информацию. Сотрудник отдела кадров (начальник) может менять содержание в зависимости от места требования (если оно известно).

Например, гражданину причитается государственная награда. Работодатель указывает на:

  • значимость личности для общества;
  • профессиональные особенности,
  • уникальность,
  • награды,
  • достижения в работе и общественной жизни.
Рис. 3. Государственная награда

Рис. 3. Государственная награда

При этом составитель ориентируется на письмо Администрации Президента РФ от 04.04.2012 № АК-3560, в котором прописаны такие элементы, как:

  • стаж не менее трех лет;
  • если ходатайствует общественная структура, то решение собрания, совета;
  • при инициации награждения третьей организацией указывается «особый» повод, например спасение утопающего, героический поступок и т.д.

В случае перехода на другую должность представляется информация о квалификационных качествах как приоритетная.

Структура документа

Начинают характеристику с заголовка, где обозначают реквизиты предприятия и дату написания. Далее указывают анкетные данные оцениваемого.

Главный раздел – это сведения о деятельности в учреждении: от даты трудоустройства, стажа, карьерных передвижений, заканчивая кругом обязанностей. В этом же пункте рассматриваются достижения и результаты.

Рис. 4. Оценка работника

Рис. 4. Оценка работника

Следующим указывают характер работника, психологическую оценку, коммуникативность, способность находить выход из сложных ситуаций, конфликто- и стрессоустойчивость.

Справка. В письме нельзя рассматривать личностные предпочтения и особенности, не относящиеся к деятельности на предприятии. Например: религию, национальность, кулинарные предпочтения или образ жизни.

В завершении необходимо отобразить информацию о поощрениях, внутренних и внешних наградах, знаках отличия либо взысканиях, штрафах, понесенной ответственности, увольнении.

Скачать шаблон характеристики

Документ в правоохранительные органы

Письмо в судебную или подобную инстанцию должно составляться, максимально точно отображая все черты характера оцениваемого. Эти элементы важны для принятия соответствующих решений.

Рис. 5. Рассмотрение документа

Рис. 5. Рассмотрение документа

Органы запрашивают характеристики в случае, если:

  • работник организации стал участником/свидетелем уголовного или административного дела;
  • раннее уволенный сотрудник подал заявление о приеме на службу в правоохранительные органы;
  • лицо находится под стражей или в розыске;
  • прочие.

Руководитель при составлении документа берет на себя ответственность за достоверность предоставляемых сведений.

Образец характеристики в МВД

Студентам

Лица, находившиеся на практике, запрашивают характеристику. В документе указываются основные пункты и оценка (как правило, по пятибалльной шкале), которая служит основанием для общей итоговой аттестации по производственному обучению.

Рис. 6. Студенты на производстве

Рис. 6. Студенты на производстве

В оценочном листе обозначают подразделение или отдел, где находился практикант, приобретенные навыки, уровень теоретической подготовки.

Часто студента закрепляют за конкретным специалистом, который и оформляет документ для заверения руководством.

Образец положительной характеристики с места практики

Служебная оценка

Служебная характеристика на сотрудника содержит отзыв об основной, научной и прочей деятельности, включающий оценку компетенции, которая складывается из:

  • профессиональных качеств, опыта работы, знаний специальности, ориентации в служебных темах, нормативах и законодательстве;
  • трудолюбия, уровня активности, своевременности выполнения должностных обязанностей, эффективности труда, решения сложных задач, реакции на разные ситуации;

 

Рис. 7. Коммуникабельность и лидерство в работе

Рис. 7. Коммуникабельность и лидерство в работе

  • лидерских задатков, умения организовывать коллектив, контролировать и координировать работу, решать конфликтные ситуации, анализировать и планировать труд, попечительствовать персоналу;
  • психологической устойчивости, этики, культуры, взаимопонимания в коллективе, коммуникабельности, доброжелательности, адекватности к критике.

Например, при положительном отзыве можно отметить: «сотрудник отличается способностью к анализу и сбору необходимой информации, умеет выстраивать несколько вариантов развития событий. Он быстро обучаем, постоянно повышает свою квалификацию. Его уважают коллеги и руководство».

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Наталья Павленко Автор: . Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель финансовых и экономических дисциплин. Педагогический стаж более 20 лет. Автор научных статей и работ по экономике и общественным организациям..
5 августа 2019.

Похожие записи

Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist

Обсуждения закрыты для данной страницы

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!