Как составить жалобу на поликлинику и куда направить
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и получение медицинской помощи. От работы врачей зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Однако о высоком качестве медицинских услуг и обслуживания в поликлиниках довольно часто остается только мечтать. Поэтому правильно составленная и вовремя поданная жалоба на больницу поможет восстановить нарушенные права пациента.
Нормативная база
Ответственность поликлиники и медицинского персонала регламентируется в основном следующими нормативными документами:
Нормативный документ | Краткое содержание |
Ст. 98 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» | медицинское учреждение и его работники несут ответственность за реализацию гарантий и соблюдение прав в области охраны здоровья, а также за вред здоровью и жизни людей |
Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ № 1152 от 12.11.2012 г. | определяет, кто и в какой форме имеет право вести контроль за качеством и безопасностью медицинских услуг |
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства РФ № 323 от 30.06.2004 г. | федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по контролю и надзору в области здравоохранения, в который можно пожаловаться на недобросовестно работающую поликлинику |
Обязанности медицинского учреждения
Перечень обязанностей медицинских учреждений и персонала регламентирован ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и состоит из следующего:
- оказание медицинской помощи на безвозмездной основе (когда поликлиника участвует в программе государственной гарантии бесплатного оказания медицинской помощи);
- оказываемые услуги должны быть доступны и надлежащего качества;
- должна соблюдаться врачебная тайна;
- отказ в предоставлении медицинской помощи недопустим и наказывается вплоть до уголовной ответственности (статья 124 УК РФ);
- при оказании медицинской помощи медицинским персоналом должны соблюдаться этические и моральные нормы, грубое обращение недопустимо.
Данный список не полный и сводится к тому, что в приоритет ставятся прежде всего интересы пациентов, а также надлежащие профилактические мероприятия по охране здоровья.
Права пациента
В соответствии со статьей 41 Конституции России закреплено право каждого на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно Порядку выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 406н от 26.04.2012 г., любой гражданин имеет право выбрать или сменить медицинское учреждение, оказывающее ему медицинскую помощь. Сделать это возможно путем подачи соответствующего заявления с приложенными документами (полис ОМС, СНИЛС, документы, удостоверяющие личность) как по месту регистрации, так и за его пределами (даже в другом субъекте РФ).
Внимание! Данное правило не касается военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также граждан, имеющих проблемы с уголовным законом (задержанных, осужденных, содержащихся под арестом, в местах лишения свободы).
Оказываемые услуги должны быть доступны и надлежащего качества. Пациент может отказаться от медицинского вмешательства, а в случае причинения вреда здоровью при оказании врачебной помощи имеет право на возмещение ущерба.
Жалоба на поликлинику
Пожалуй, не встретишь человека, который не прибегал бы к медицинской помощи. Общее впечатление от работы поликлиник и больниц складывается не только из отношения к профессиональным обязанностям самих медиков, но и от оснащенности учреждения здравоохранения, быстроты обслуживания пациентов, начиная с регистратуры и заканчивая палатами и кабинетами врачей. Когда не оказывают медицинскую помощь, не проводят прием вовремя и больные вынуждены часами стоять в коридорах, то на такую поликлинику обязательно надо написать жалобу. Ведь здоровье и жизнь человека – высшие ценности, которые никакими денежными возмещениями в будущем не восстановишь.
Основания для подачи жалобы
Обратиться с жалобой на поликлинику или конкретного врача можно, когда:
- помощь медиками оказана несвоевременно;
- обращение с пациентом грубое;
- отказывают в приеме и оказании медицинской помощи;
- произошла врачебная ошибка, которая привела к ухудшению здоровья пациента или его гибели;
- профессиональные обязанности выполняются медиками плохо, некачественно, наспех;
- требуют деньги за то, что должны предоставить бесплатно;
- нарушают санитарно-эпидемиологические нормы и прочее.
Список можно продолжить в зависимости от конкретной ситуации.
Что написать в жалобе на больницу или медперсонал
В жалобе на поликлинику или врача необходимо отразить следующее:
- наименование и адрес органа, куда пишется;
- наименование и данные учреждения здравоохранения или медика, на которых пишется жалоба;
- сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес и телефон);
- при подаче представителем вносятся его данные, а также данные доверенности с приложением ее копии;
- суть жалобы (описание события, какие права нарушены и прочее) и что требует заявитель;
- при наличии прикладываются подтверждающие документы (как правило, в копиях);
- дата и подпись заявителя (либо его представителя).
Жалоба пишется в деловом стиле, без оскорблений, ненормативной лексики, эмоций. Описание события (либо событий) делается по возможности кратко, в хронологическом порядке.
Как пожаловаться
Жалобу на поликлинику или врача можно составить письменно по образцу, а затем направить заказной почтой с обратным уведомлением. Тогда на руках останется квитанция об отправке и в будущем вернется уведомление о том, кто получил письмо. Или отнести адресату лично, оставив один экземпляр в канцелярии (приемной), а на своем поставив входящий штамп о приеме. Также можно пожаловаться, позвонив на телефон «горячей линии» Росздравнадзора 8 800 500 18 35. Еще один вариант подачи обращения – зайти на официальный сайт Минздрава России в интернете и заполнить соответствующую форму вкладки «Общественная приемная». Также можно оставить электронное обращение на сайте Росздравнадзора.
Куда пожаловаться на медперсонал и поликлинику
Таблица 1. Жалоба на поликлинику и медицинский персонал: что и куда обжалуется. Источник: roszdravnadzor.ru
Руководство (заведующий отделением, главный врач) | Росздравнадзор, Роспотребнадзор | Прокуратура, полиция | Суд | Министерство здравоохранения (РФ или по субъектам) | Страховая компания |
действия (бездействие) медицинского персонала, работа поликлиники (систематическое нарушение графика приема врачами, отсутствие лекарств, грубый персонал, плохое состояние помещения и прочее) |
Заведующему отделением или главному врачу поликлиники обычно адресуют жалобу на конкретного медика. В Роспотребнадзор обращаются по вопросам нарушения санитарно-эпидемиологических норм в учреждении здравоохранения.
В полицию или прокуратуру жалуются на коррупционные составляющие (например, просят деньги на лечение или лекарства, когда они бесплатны). По поводу халатности медперсонала обращаются в отделение Министерства здравоохранения по субъекту, прокуратуру, Росздравнадзор. В страховую компанию можно пожаловаться, если отказали в предоставлении медицинских услуг по полису ОМС и потребовали оплатить лечение из своего кармана.
Когда действиями или бездействием врача причинен вред здоровью пациента, подают иск в суд.
Важно! В этом случае истцу необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования. Это означает, что можно направить в поликлинику (больницу) претензию по качеству оказанной медицинской услуги и требовать компенсации причиненного вреда. В случае отказа или неполучения ответа в определенный срок (как правило, не более месяца) подготовить мотивированный иск в суд.
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях: