13 причин пожаловаться на работодателя
Таблица №1. Куда жаловаться на работодателя
Куда обратиться | Причины обращения |
Трудовая инспекция | Нарушение норм трудового законодательства со стороны компании, физического лица, на которого работают сотрудники |
Полиция | Наличие признаков преступления в действиях работодателя, его представителей – мошенничество, невыплата зарплаты |
Прокуратура РФ | Бездействие надзорных инстанций, нарушение прав и свобод человека, работника |
Суд | Заявление о взыскании ущерба, наказании виновных лиц и оценке деятельности коммерческих и государственных структур |
Обязанности работодателя
Физическое или юридическое лицо, которое является работодателем, обязано соблюдать нормы трудового законодательства:
- не нарушать в своей деятельности положений нормативно-правовых актов, условия коллективного договора, иных соглашений и индивидуальных трудовых договоров;
- обеспечивать работников объемом работ, предусмотренным трудовым соглашением. Род работ также прописывается при приеме на работу;
- оснащать рабочие места необходимыми инструментами, технической и иной документацией, другими средствами, которые нужны для выполнения работником его трудовых обязанностей;
- обеспечивать условия и безопасность труда в соответствии с государственными нормативами и требованиями охраны труда;
- одинаково оплачивать труд равного объема и ценности;
- выдавать сотрудникам заработную плату в объеме, предусмотренном соглашением, и в сроки, установленные в коллективных, индивидуальных договорах и Трудовом кодексе России;
- подписывать коллективные договоры с трудовым коллективом, вести коллективные переговоры;
- доводить до сведения сотрудников информацию о локальных нормативных актах организации под роспись;
- выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
- принимать к рассмотрению сообщения о нарушениях техники безопасности, трудового законодательства от представителей сотрудников, профсоюзов, государственных и муниципальных органов, учреждений. Принимать меры по устранению выявленных нарушений;
- возмещать любой вред, полученный работником во время выполнения должностных обязанностей (физический, материальный, моральный) – выплачивать компенсации;
- отчислять страховые взносы – социальное страхование, обязательное медицинское страхование, пенсионное страхование – на своих работников;
- создавать условия для участия работника в управлении предприятием в соответствии с федеральными законами, коллективными договорами и ТК РФ.
Работодатели должны соблюдать все обязанности. В противном случае они могут быть оштрафованы по решению муниципальных, федеральных надзорных органов. При серьезных нарушениях закона наказание может быть вплоть до уголовного.
Жалоба на работодателя: куда подавать и как составлять
Любой сотрудник имеет право пожаловаться на своего работодателя, если тот не выполняет обязанности, нарушает права работника, ограничивает свободу. Некоторые проблемы можно решить с самим работодателем (возникло недопонимание), другие требуют вмешательства прокуроров, трудовых инспекторов.
Основания для обращения
Обращаться в государственные органы можно по следующим причинам:
- отказ в заключении трудового соглашения с работником;
- начисление и выплата заработной платы реже чем 1 раз в календарный месяц;
- отсутствие оплаты труда работников в сверхурочные часы, ночное время, праздничные дни;
- зарплата в конверте – «черная»;
- отказ в предоставлении и оплате больничных, отпусков;
- несвоевременная выдача трудовой книжки при увольнении;
- другие нарушения трудового законодательства РФ.
Список поводов для подачи жалобы не исчерпывающий, выше перечислены только самые распространённые причины. Если работодатель любым другим образом нарушает закон – это причина для обращения в надзорные и правоохранительные органы.
Куда жаловаться на работодателя
Обратиться с жалобой можно в следующие инстанции:
- в головной офис компании (если компания крупная и ваши права нарушает начальник локального подразделения);
- в полицию (мошеннические действия со стороны работодателя, угрозы, насильственные действия);
- в прокуратуру (нарушение прав и свобод, отказ в рассмотрении жалобы в других инстанциях);
- в трудовую инспекцию (несоблюдение норм трудового законодательства России, отказ в исправлении нарушений).
Всегда можно обратиться за защитой своих интересов и прав в судебную систему. Для этого стоит запастись доказательной базой – собрать все рабочие документы (трудовой договор, выписки из бухгалтерии и так далее), ответы на запросы в надзорные инстанции.
Внимание: для разных трудовых конфликтов, ТК РФ устанавливает различные сроки обращения. Например, в комиссию по трудовым спорам работник имеет право обратиться в течение 3 календарных месяцев.
Что должна содержать жалоба
Обращение должно содержать:
- полное наименование инстанции, куда подается обращение;
- ФИО, паспортные данные заявителя, контакты для связи;
- сведения о компании, где вы работаете – юридический адрес, контактный телефон, почта, данные непосредственного руководителя;
- обстоятельства возникновения и развития конфликта;
- дата составления и подачи жалобы;
- перечень приложений.
Онлайн-обращения можно подать через онлайн-приемные на сайтах государственных органов.
Важно: запрещается использование нецензурной лексики, сленга в тексте обращения, не должно быль помарок, информация излагается структурированно, без эмоциональных выражений. Правильно составленная жалоба – ключ к быстрому, корректному рассмотрению дела.
Скачать образец жалобы в Трудовую инспекцию. Форма актуальна на 2018 год.
Как подать обращение
Пожаловаться на работодателя можно:
- по телефону горячей линии;
- через онлайн формы на сайте государственных служб;
- в личном кабинете на сайте Роструда;
- при личном визите в инспекции и ведомства;
- отправить жалобу почтой.
Контакты для обращения в трудовую инспекцию (Роструд):
- 8 800 707 8841 – служба продаж/работы с клиентами;
- почтовый адрес – 115582 г. Москва, ул. Домодедовская, д.24, кор.3 (для Москвы);
- контакты региональных представительств можно уточнить на их сайтах.
Кстати: записаться на прием в любой государственный орган можно через портал Госуслуг.
Интересно: куда можно пожаловаться на Росреестр.
Подача иска в суд
В суде можно отстоять свои права и потребовать от работодателя возмещение ущерба. Заявление можно подать в районный суд по месту работы.
Исковое заявление состоит из:
- названия суда, где будет рассматриваться дело;
- данных работодателя (ответчика) – юридический адрес, контакты;
- обстоятельств дела + доказательной базы (ссылки на нормативно-правовые акты приветствуются);
- требовательной части – «Прошу …»;
- даты подачи и подписи истца;
- пакета приложений (по количеству заинтересованных сторон).
После рассмотрения дела по существу суд выносит решение. Обжалование вынесенных судебных постановлений происходит в суде апелляционной инстанции. Апелляцию можно подать в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения.
Важно: если произошла просрочка процессуальных сроков по уважительным причинам – нужно обратиться в суд, и срок могут восстановить.
Скачать образец искового заявления на работодателя. Форма актуальна на 2018 год.
Сроки рассмотрения жалобы
В государственных органах и учреждениях рассматривают заявления граждан в течение 30 календарных дней. По итогам рассмотрения заявителю направляют ответ в письменной или электронной форме по почте, e-mail.
Рассмотрение иска, апелляции, кассации в судах имеет различные сроки, все они обозначены в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.
Нормативно-правовая база
Гражданский процессуальный кодекс РФ
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях: