Куда можно пожаловаться на Росреестр

Причиной для жалобы на Росреестр могут стать различные ситуации. Законодательством предусмотрена возможность обжалования неправомочных действий.

Росреестр – орган исполнительной власти, занимающийся регистрацией и учетом объектов недвижимого имущества, а также осуществлением надзора за картографией. Кроме этого, данная структура занимается ведением реестра СРО, кадастровых инженеров и арбитражных управляющих.

Бездействие или неправомочные действия сотрудников могут привести к нарушению интересов прав граждан или юридических лиц, а также могут стать поводом пожаловаться в вышестоящую инстанцию.

Нормативная база

Основания и порядок обжалования регулируются следующими нормативными документами.

Таблица 1. Документы, регулирующие порядок обжалования

Норма праваСодержание
Закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»Порядок и сроки рассмотрения жалоб и обращений
Постановление № 457 от 01.06.2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»Обязанности сотрудников Росреестра
Закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»Требования к подаче заявления, а также его рассмотрению
Закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»Порядок рассмотрения жалоб (обращений) на нарушение закона

Основные обязанности Росреестра

В соответствии с 2 главой Постановления № 457 от 01.06.2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», специалисты Росреестра обязаны обеспечивать организацию и выполнение следующих основных обязанностей:

  • государственная регистрация прав на недвижимость;
  • ведение реестра ЕГРН и предоставление содержащихся в нем сведений;
  • кадастровый учет недвижимости;
  • ведение публичных и дежурных кадастровых карт в электронной форме, их размещение на официальном сайте Росреестра;
  • определение кадастровой стоимости недвижимости;
  • принятие на учет бесхозяйной недвижимости;
  • защита сведений в ЕГРН;
  • соблюдение порядка ведения ЕГРН;
  • оказание поддержки арбитражным управляющим;
  • прием граждан и юридических лиц, своевременное рассмотрение их обращений;
  • проведение проверок и принятие мер по вопросам, относящимся к деятельности службы;
  • предоставление общедоступной информации о деятельности службы в сети «Интернет».

Основания для жалобы

Наиболее часто граждане обращаются в Росреестр для регистрации недвижимости, а также получения информации из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Однако в функции Росреестра включены и другие обязанности, соответственно, и поводы для обращений могут быть разными.

Наиболее распространенными причинами жалобы на Росреестр становятся:

  • неправомерный отказ в государственной регистрации недвижимости;
  • неверное или некорректное определение кадастровой стоимости объектов;
  • недостоверность данных, содержащихся в ЕГРН;
  • технические ошибки сотрудников органа, допущенные при составлении или регистрации документов;
  • бездействие при обращениях о нарушениях законодательства;
  • нарушение прав граждан в ходе проверки в отношении недвижимости.

Для защиты гражданских прав государством предусмотрена возможность подачи жалоб и обращений на неправомерные действия или бездействия сотрудников Росреестра.

Каждое поступившее обращение должно быть обязательно учтено и рассмотрено в установленном законом порядке.

Порядок подачи жалобы

При составлении жалобы необходимо подробно описать сложившуюся ситуацию, дать четкое описание действий или бездействий сотрудников органа, а также пояснить, каким образом это привело к нарушению прав и интересов граждан или юридических лиц.

Как такового образца по составлению жалобы на действия регистратора Росреестра не существует, можно составить жалобу в свободной форме.

Важно! Отличие жалобы от обращения заключается в требовании первой исправить или устранить проблемную ситуацию.

Куда обращаться

Если жалоба ошибочно поступит по адресату, неполномочному решать поставленные вопросы, его сотрудники обязаны будут переслать полученное обращение в компетентный орган, уведомив заявителя о перенаправлении его жалобы в письменном виде почтовым отправлением.

Жалобу на неправомерное действие или бездействие сотрудников органа можно подать в следующие инстанции.

Таблица 2. Органы, принимающие жалобы на Росреестр

Куда жаловаться Примечание
Вышестоящее должностное лицо Росреестра (досудебное урегулирование)На действие или бездействие работников органа. Подается на имя руководителя управления по соответствующему субъекту РФ
ПрокуратураВ случае неустранения спорной ситуации после рассмотрения жалобы в Росреестре. Подается только после получения из Росреестра официального ответа на обращение заявителя
СудПодается в случае обжалования акта должностных лиц Росреестра и Прокуратуры

Жалоба вышестоящему лицу в Росреестр

Жалобу в управление Росреестра допускается составлять в свободной форме, с обязательным указанием следующих реквизитов:

  • адресат – руководитель управления Росреестра по соответствующему субъекту РФ;
  • наименование органа;
  • сведения о заявителе – ФИО обратившегося гражданина или название юридического лица, адрес, контактный телефон.

В тексте требуется максимально подробно изложить спорную ситуацию, указать сведения о нарушителе (работнике, на действия или бездействие которого пишется жалоба), прописать просьбу о принятии мер по устранению нарушения.

В обязательном порядке указывается дата составления обращения и проставляется подпись заявителя.

Способы подачи

Подать такую жалобу можно как в бумажном виде (лично в канцелярию или почтой), так и электронным способом на официальном сайте Росреестра.

Чтобы отправить обращение онлайн, необходимо зайти на сайт Росреестра в пункт «Подача жалоб» и заполнить необходимые поля.

Рис 2. Подача обращения на сайте Росреестра. Источник: официальный сайт Росреестра

Рис 2. Подача обращения на сайте Росреестра. Источник: официальный сайт Росреестра

Рис 3. Заполнение сведений о заявителе на сайте Росреестра.Источник: сайт официальный сайт Росреестра

Рис 3. Заполнение сведений о заявителе на сайте Росреестра.Источник: сайт официальный сайт Росреестра

Рис 4. Необходимо выбрать основание подачи жалобы из приведенных вариантов, написать текст обращения и по возможности прикрепить подтверждающие документы. Источник: сайт официальный сайт Росреестра

Рис 4. Необходимо выбрать основание подачи жалобы из приведенных вариантов, написать текст обращения и по возможности прикрепить подтверждающие документы. Источник: сайт официальный сайт Росреестра

После заполнения необходимых полей жалобу можно отправить на рассмотрение, нажав на кнопку «Отправить жалобу».

Важно! Согласно законодательству, срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня ее получения, независимо от способа подачи.

Обращение в прокуратуру

Если рассмотрение жалобы в Росреестре на действия регистратора не принесло желаемых изменений, заявитель имеет право пожаловаться в прокуратуру.

Самыми распространенными обращениями в прокуратуру являются следующие ситуации:

  • ответ на обращение не дан заявителю, дан не по существу или с нарушением срока;
  • решение не обосновано и нарушает права и интересы заявителя;
  • после обращения с жалобой в Росреестр проблема не решена.

Важно! Если обращение заявителя первоначально не было направлено в регистрационную палату, а сразу поступило в прокуратуру, то сотрудники прокуратуры в течение 7 дней имеют право перенаправить жалобу в управление Росреестра для получения ответа от компетентного органа.

Требования к составлению обращений в прокуратуру остаются стандартными, как и для любых других государственных органов.

Скачать образец жалобы в прокуратуру на регистрационную палату.

Скачать чистый бланк для жалобы в прокуратуру.

После проведения проверки заявитель имеет право ознакомиться с материалами дела. Для этого необходимо подать заявление прокурору на ознакомление.

Согласно законодательству обращение будет рассмотрено в течение 10 дней. Работник прокуратуры назначит время и место встречи с заявителем для ознакомления с материалами.

Скачать образец заявления об ознакомлении с материалами.

Длительность рассмотрения жалобы в прокуратуре составляют 30 дней, в исключительных случаях рассмотрение может быть задержано до 60 дней.

Способы подачи жалобы

Подать жалобу в прокуратуру можно лично в канцелярию, почтой и путем электронного обращения.

На официальном сайте прокуратуры каждого региона есть возможность подать обращение через интернет-приемную. Для этого необходимо заполнить поля и ожидать рассмотрения обращения.

Кроме того, отправить обращение в электронном виде можно на портале Госуслуги.

Обращение в суд

С точки зрения судебной практики доходить до суда стоит лишь в том случае, если предыдущие органы необоснованно вынесли предписание или наложили штраф, т.е. когда необходимо обжаловать акты должностных лиц Росреестра и прокуратуры, а также при отсутствии результата по предыдущим обращениям.

После обращения в суд будут произведены повторные проверки и разбирательства.

Важно! Жалобы на действие или бездействие органов Росреестра и прокуратуры находятся в компетенции арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

Какие нужны документы

Для обращения в суд понадобятся следующие документы:

  • исковое заявление;
  • документы на недвижимость;
  • доказательства неправомерных действий или бездействия должностных лиц;
  • письменные ответы и акты, полученные на предыдущих инстанциях;
  • документ об оплате госпошлины.

Размер государственной пошлины зависит от отдельной ситуации и может значительно отличаться. Перечень государственных пошлин подробно приведен в статье 333.21. Налогового кодекса РФ.

Скачать бланк искового заявления.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
19 июня 2018.

Задайте свой вопрос по теме статьи




Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2017. Копирование материалов строго запрещено!