Точные цены на проезд в поезде в 19 веке
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 7 августа 2019. Время чтения 9 мин.
Проезд в первом поезде в 19 веке из Петербурга в Павловск через Царское Село стоил от 40 коп. до 2,5 руб., в зависимости от класса. Билеты из Москвы до Питера продавались для первого класса за 19 руб. Рабочие, получающие зарплату 25-30 руб. в месяц, могли себе позволить только поездки 3 классом по 7 руб., а позже по 6,40 руб. Для самых бедных слоев были предназначены открытые вагоны или теплушки, в которые билеты продавались по 3-4 руб. Стоимость проезда по железной дороге за 1,5 века практически не изменилась.
Первое железнодорожное сообщение в России, соединившее Санкт-Петербург и Царское Село, было открыто в 1837 году. А через 6 лет стартовало масштабное строительство Николаевской железной дороги из Москвы в Питер. В дальнейшем железнодорожная сеть расширялась, менялись условия перевозки и цены на проезд в поезде в конце 19–начале 20 века.
Первая ж/д дорога в России
Началу строительству железнодорожное сети в России положила Царскосельская железная дорога. Компания, ее эксплуатировавшая, ориентировалась в первую очередь на зажиточных жителей столицы. Высшие слои общества по «железке» ездили в свои пригородные поместья, на балы и концерты, которые давались на «музыкальном вокзале», расположенном в Павловске.
Требованиям состоятельных пассажиров соответствовали не только вагоны, но и вокзалы на станциях, концертный зал, который выходил на платформу, расположенную в царской резиденции.
Для поездки в поезде в кассе выдавались многоразовые билеты – «жестянки». Металлические жетоны, на которых был выбит номер вагона и место, необходимо было сдать при выходе кондуктору.
Интересно! При пересадке в Царском Селе пассажирам нужно было покупать новые «жестянки». Только через 7 лет были введены единые билеты от Санкт-Петербурга в Павловск.
С 1960 г. были введены бумажные билеты 4-х классов, которые отличались цветом.
Таблица 1. Стоимость билетов на Царскосельской железной дороге, 1961 г.
Класс | Вагон | Вместительность вагона, пассажиров | Цвет билета | Стоимость проезда |
1 класс | «Берлин», комфортабельные и удобные | 10 | Белые | 2,5 руб. |
2 класс | «Дилижанс», закрытая повозка | 30 | Розовые | 1,8 руб. |
3 класс | «Шарабан» | 42 | Зеленые | 80 коп. |
4 класс | Без крыши и рессор | 60 | Серые | 40 коп. |
Источник: Пушкинская студия журналистики, 10 форум
Для простого люда такие цены были недоступны, так как рабочий зарабатывал в 19 веке 25–30 руб., и на 2 руб. мог купить 5 фунтов свинины и мешок картошки, а всего на продукты он тратил не больше 8 руб. в месяц.
Всего в период с 1837 по 1841 гг. Царскосельской дорогой воспользовались 2,5 млн пассажиров, что принесло казне 360 тыс. руб. прибыли.
Это интересно! Точные сведения о ценах на машины в России в 19 веке.
Николаевская железная дорога
В 1951 году из Петербурга в Москву отправились первые поезда по Николаевской железной дороге. Опробовали маршрут на перевозке военных, после чего по «железке» проехал царский поезд. И только после этого дорога стала доступна для путешественников. Первый пассажирский состав, состоящий из 17 вагонов, был в пути почти 22 часа. Стоимость проезда в поезде составляла:
- для 1 класса – 19 руб.;
- 2 класса – 13 руб.;
- 3 класса – 7 руб.;
- в товарных и открытых вагонах – 3 руб.
Для сравнения! Путешествие из Петербурга в Москву на дилижансе длилось 4–5 дней и обходилось в 95 руб.
А вот такое же расстояние из Одессы в Керчь на пароходе обошлось бы пассажиру 1 класса – 16 руб.; 2 – 9 руб.; 3 – 4 руб.
Перевозка грузов между столицами обходилась в 9,16–24,42 руб. за тонну, а драгметаллов – 48,84 руб., тогда как гужевым транспортом – 37–61 руб. Был прейскурант и на перемещение отдельных вещей:
- кареты – 50 руб.;
- дилижанса – 75 руб.;
- лошади – 10 руб.;
- телеги или саней – 25 руб.;
- крупного рогатого скота – 5 руб.;
- собаки – 3 руб.
Кстати, лошадь в те времена можно было купить за 60–150 руб., а дойную корову – за 80 руб.
Стоимость проезда в пригородных поездах в 19–начале 20 века отражена в историческом очерке Л.Харитонова о развитии транспортного сообщения в Купчино.
В 1882 г. поезда из Питера делали остановку на станции «Обуховская». За 24 минуты поездки в поезде нужно было заплатить 12 коп. в вагонах 3 класса или 31 коп. – 2 класса.
В начале XX века на станции «Сортировочная» уже останавливалось 13 пар пассажирских поездов, продолжительность поездки – 16 минут.
Таблица 2. Стоимость билетов «Московский» вокзал в Питере – станция «Сортировочная», 1916 г.
Класс | Взрослый, коп. | Детский, коп. |
II | 18 | 5 |
III | 12 | 3 |
IV | 6 | 2 |
Источник: Исторический очерк Харитонова
В начале 20 века курьерский поезд из Санкт-Петербурга в Москву преодолевал путь в 1910 г.– за 10 ч 50 мин., в 1913 г. – 9 ч 30 мин.
Дневные поезда из Москвы формировали из 7 вагонов 3 класса, 2–3 вагонов 4 класса. Редко к ним прицепляли 1 вагон 2 класса. Большим уважением пользовались ночные поездки. Сами вагоны различали по цветам. Цены на проезд немного снизились, по сравнению со стоимостью в середине 19 века:
- в синих вагонах первого уровня проезд стоил 16 руб.;
- в желтых второго класса – 9,60 руб.;
- в зеленых третьего – 6,40 руб.;
- в серых сидячих четвертого – 4,05 руб.
Виды билетов и тарифы в конце 19–начале 20 века
Согласно данным из «Очерка», опубликованного в 1895 г., билеты были нескольких типов:
- картонные, в просторечии «картонка»;
- купонные (абонементные для прямых сообщений);
- вырезанные ножницами.
Для дачных или пригородных поездов продавались абонентские книжки с отрывными квитками. А еще были:
- сезонные билеты;
- обратные квитки;
- «круговые» для поездок на «минерашки» или «морские купания».
Предварительная продажа применялась только на кавказском направлении. Билеты обязательно «штемпелевались» компостером и ничем не отличались от «картонок» на дорогах Европы.
В 1914 г. были введены поверстные тарифы.
Таблица 3. Поверстные тарифы, 1914 г.
Длина пути, верст | Класс | ||
I | II | III | |
300 | 9,5 | 5,7 | 3,8 |
501–530 | 14,5 | 8,7 | 5,8 |
746–780 | 18,5 | 11,1 | 7,4 |
1071–1110 | 23 | 13,8 | 9,2 |
1391–1430 | 25 | 16,2 | 10,8 |
1556–1600 | 27 | 17,4 | 11,6 |
1871–1915 | 32,5 | 19,5 | 13 |
Источник: Книга Вульфова А.В. «Повседневная жизнь российских железных дорог»
Кто мог себе позволить
…Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели… (Александр Блок, 1879 г.)
Согласно статистике 1896 г., в вагонах первого класса было перевезено 0,7 млн пассажиров, второго – 5,1 млн, третьего – 42,4 млн. Уровень комфорта, как и стоимость, в разных вагонах различался кардинально.
Разница в цене между классами выдерживалась в полтора раза. Соответственно, в самые дорогие были рассчитаны на элиту. Даже средние ремесленники и торговцы не могли себе позволить купить билеты в I класс. В ранг легендарных были возведены комфорт и роскошь в русских поездах.
Второй предназначался для людей состоятельных, но не из высшего общества. За дешевые билеты приходилось смиряться с плохим освещением и жесткими сидениями, отсутствием проветривания и сомнительными гигиеническими условиями. Но все самое интересное начиналось именно в третьем классе.
«Вагон очень душен от разных табачных дымов, в общем очень едких, хотя и дающих приятное чувство дружной человеческой жизни…», – Бунин
Эти вагоны называли сгустком народной жизни, так как здесь путешествовали самые разные сословия: фабричные рабочие и крестьяне, священники и интеллигенция, и даже обедневшие дворяне.
С 1890 г. для самых бедных слоев, сезонных рабочих и переселенцев, искавших счастья в Сибири или Азии, были запущены «теплушки» – товарные вагоны. А в докладах того времени можно встретить относительно пассажиров 4 класса определение «тела, подлежащие транспортировке». В «Докладе о передвижении рабочих партий» крестьян и рабочих называют в высшей степени «выносливым, нетребовательным и терпеливым рабочим людом», который можно транспортировать без соблюдения стандартов в товарных вагонах.
При этом предоставлялись экономические расчеты, подтверждающие выгодность таких перевозок. В том же докладе говорилось, что «…в пересчете на средний вес одного работающего человека железные дороги могут заработать 1/20 копейки на пуд за версту, в 2,5 раза больше, чем при транспортировке каменного угля».
Стоимость ж/д билетов в Европе
На парламентском поезде E-Reading.Club в Англии в 1860 г. стоимость проезда составляла 1 пенс за версту. То есть, расстояние в 100 верст обходилось в 8 шиллингов 4 пенса.
Для сравнения, в то время буханка хлеба стоила 7 пенсов, а пинта пива – от 3 до 8 пенсов. Простой работяга имел доход 3 шиллинга 9 пенсов в день, а инженер – 7 шиллингов 6 пенсов. Юристы и работники контор зарабатывали 300–500 фунтов в год, учителя и журналисты – 150–300 фунтов.
Сколько стоил проезд в современных деньгах
Чтобы сравнить стоимость проезда в поезде в 19 веке и 2019 году, пересчитает цену билетов по современному курсу. Для этого воспользуемся официальными курсами ЦБ и американского калькулятора инфляции:
- царского руб.: 1 $ = 1,945 руб.;
- инфляции доллара: 1 $ (1913 г.) = 25,8 $ (2019 г.);
- курса рос. руб. на 2019 г.: 1 руб. = 63 $.
Для расчета возьмем цены на проезд из Москвы и Санкт-Петербург на конец 19 века.
Таблица 1. Стоимость билетов в ценах 19 и 21 веков
Класс | В царских рублях конца 19 века | В рос. руб. по курсу 2019 г. |
I | 16 | 13 371 |
II | 9,6 | 8 023 |
III | 6,4 | 5 348 |
IV | 4,05 | 3 385 |
По состоянию на август 2019 года, билеты до Питера из Москвы, по данным сервиса «Яндекс.Путешествия», можно заказать в 4 ценовых категориях:
- до 3 600 руб., минимальное предложение – 1 660 руб.;
- от 3 600 до 6 900 руб.;
- от 6 900 до 8 100 руб.;
- выше 8 100 руб., максимальное предложение ‒ 20 015 руб.
Материал в тему! Первый класс в «Сапсане»: как выглядит, фото мест, стоимость билетов.
Как видно, через 1,5 века после начала железнодорожных перевозок пассажиров стоимость проезда приблизительно осталась на том же уровне и все также разбита на 4 категории. Радует только то, что даже за самые дешевые билеты сегодня можно путешествовать с комфортом.
Смотрите видеосюжет о российской железной дороге 19 века: