Точные сведения о ценах на машины в России в 19 веке

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 10 июня 2019. Время чтения 7 мин.

Первые машины в России в 19 веке стоили в среднем 3 000 руб., тогда как дойную корову можно было купить за 60 руб., а лошадь для телеги – за 100 руб. Отечественный автомобиль Фрезе продавался за 1 500 руб., но он не пользовался спросом. С ростом популярности авто увеличивались и цены. Машины российского производства можно было купить за 8 000 руб., что эквивалентно 6,9 млн рос. руб. по нынешнему курсу. Стоимость импортных экземпляров доходила до 13 500 руб., или 179,5 тыс. $ в ценах 2019 года. В то же время дорожный «Форд» можно было приобрести за 1 965 руб., что сегодня бы составило 1,7 млн рос. руб., или 26 тыс. $. Перед 1 мировой войной в России было 13 000 машин. А самым большим автолюбителем был царь Николай II – в его автопарке было почти 60 экземпляров, на которые было потрачено около 0,5 млн царских руб.

Царская Россия успела оценить преимущества автомобилей, ведь начало их эры приходится именно на конец 19 века. В 1891 г. Василий Навроцкий – журналист и бизнесмен, владелец «Одесского листа» – завез в Одессу из Марселя первый экземпляр. С этого момента росла не только популярность на машины, но и их стоимость. Во сколько же обходилась россиянам модная новинка на стыке XIX-XX вв. и кто мог себе позволить такое удовольствие?

Стоимость автомобиля

В конце 19 века первыми экземплярами в продаже появились авто немецких пионеров Бенца и Даймлера. В 1894 г. в Санкт-Петербурге на Фонтанке открывается дилерский центр, торгующий машинами марки Benz. «Техническая контора Карл Шпан» экспортировала первый самоходный экипаж, который был отправлен в Москву. До 1887 года было завезено 19 «Бенцев», колесивших по Петербургу и другим крупным городам. Стоимость такой машины в 19 веке составляла 2 000–3 000 руб.

«Додо готова была пожертвовать ради автомобиля самым дорогим для девицы. Ведь «самый плохонький» стоил не менее 2000 рублей, а отец Дуняши, мелкий чиновник, таких денег собрать не мог,» – отрывок из рассказа Ивана Мясницкого.

За эти деньги можно было купить до 50 голов хороших коров или до 30 – ездовых лошадей. Ведь цены в те времена были не столь высоки, например стоимость:

  • рабочей лошади составляла 30–60 руб.;
  • дойной коровы – 60 руб.;
  • лошади для повозки – 100 руб.;
  • хорошего коня с родословной – 150 руб.

Для сравнения! Двухместная карета в конце 19 века стоила около 7 000 руб., а штучные товары столичных мастеров – от 10 000 руб.

В 1986 г. появилась первая русская машина, изготовленная Фрезе и Яковлевым. Ее продавали за 1 500 руб., но хозяина она не нашла, так и осталась в единственном экземпляре.

Рис. 1. Первый русский автомобиль

Рис. 1. Первый русский автомобиль

Но с ростом спроса увеличивались и цены. Владельцами модных и престижных повозок желали стать все больше состоятельных россиян. Некоторые магнаты покупали даже по 2-3 авто. Именно они определяли основной спрос, поэтому в страну ввозились в основном дорогие экземпляры.

По данным Форбс, 2 автомобиля Delaunay-Belleville в царском гараже обошлись Николаю II в 1905 г. в 18 400 руб. То есть, стоимость французской машины составляла 9 200 руб.

Отечественный автопром старался не отставать от зарубежных конкурентов. В начале 20 века продавались:

  • паромобили подмосковного завода «Дукс» – 5000–6000 руб.;
Рис. 3. Реклама «Дукс»

Рис. 3. Реклама «Дукс»

  • русский автомобиль завода И.П. Пузырева – 6200–7000 руб.;
Рис. 4. Авто Пузырева

Рис. 4. Авто Пузырева

  • «Руссо-балт» Русско-Балтийского вагонного завода – до 8 000 руб.
Рис. 5. «Руссо-Балт», модель С-24

Рис. 5. «Руссо-Балт», модель С-24

На автосалоне, организованном в Санкт-Петербурге в 1913 г., было представлено 250 стендов с новинками со всего света. Здесь были выставлены авто:

  • Mercedes;
  • Opel;
  • Peugeot;
  • Renault;
  • Rolls-Royce;
  • Adler;
  • Delage;
  • Minerva.
Рис. 6. Мерседес, 1901 г.

Рис. 6. Мерседес, 1901 г.

Экземпляры все без исключения были распроданы. На удивление, цены на некоторые машины были дешевле, чем на отечественные образцы. Самоходное авто можно было приобрести за 1 850–13 500 руб.

Стоимость в современной валюте

Чтобы разобраться, сколько стоила машина на стыке 19–20 века, пересчитаем цены в современной валюте с учетом курса:

  • царского рубля на 1897–1913 г.: 1 $ = 1,945 руб.;
  • инфляции доллара: 1$ (1913 г.) = 25,8 $ (2019 г.);
  • курса рос. руб. на 2019 г.: 1 руб. = 65 $.

Таблица 1. Стоимость машины в начале 20 века в России

Марка Характеристики Цена на 1913 год По курсу 2019 года
    В царских рублях В $ США В рос. руб. В $ США
«Дукс» 2-х местный 5 000 2 577 4 322 165 66 495
Авто Пузырева кабриолет 7 200 3 711 6 223 918 95 753
Руссо-Балт «С-24» 4-х местный 7 500 3 866 6 483 247 99 742
Opel и Renault 4-х местный 5 000 2 577 4 322 165 66 495
Даррак «Торпедо» 2-х местный, 14 л.с. 3 850 1 985 3 328 067 51 201
Даррак «Ландоле» 40 л. с 5 575 2 874 4 819 214 74 142
Даррак «Лимузин» 2-х местный, 14 л.с. 4 950 2 552 4 278 943 65 830
Даррак «Ландоле Лимузин»» 40 л. с 6 150 3 170 5 316 263 81 789
Уайт «Дубль фаэтон» 4 цилиндра, 5 мест 5 550 2 861 4 797 603 73 809
Уайт «Дубль фаэтон» 6 цилиндров, 7 мест 10 000 5 155 8 644 330 132 990
Уайт «Лимузин» 6 цилиндров, 7 мест 13 500 6 959 11 669 845 179 536
Форд «Дубль-фаэтон» 4 цилиндра, 5 мест 2 375 1 224 2 053 028 31 585
Форд «Дорожный» 2 места 1 965 1 013 1 698 611 26 132
Форд «Ландоле-Люкс» 6 мест 3 175 1 637 2 744 575 42 224
Кинг «В» 30-35 л. с. 2 318 1 195 1 599 201 24 603

Источник: рекламные листовки

Рис. 7. Рекламные листовки с ценами

Рис. 7. Рекламные листовки с ценами

Как видим, автомобиль средней стоимости 3 000 руб. в начале 20 в. сегодня обошелся бы почти в 40 тыс. $, или 2,6 млн рос. руб. Самые дорогие импортные лимузины «Уайт» в современной валюте стоили бы 179,5 тыс. $, или 11,7 млн рос. руб.

Сравните с самыми дорогими автомобилями 2018 года, стоимость которых составляет 2–4,8 млн $.

Кто покупал машины в 19 веке

К 1914 году в России было всего лишь 13 000 машин, а в «Московском автомобильном обществе» состояло 600 любителей. Кто же покупал первые самоходные повозки? Ошибочно мнение, что позволить себе такое удовольствие могли только члены дворянских семей и промышленники. Однозначно, импортные лимузины покупали только состоятельные люди. Но авто попроще могли приобрести и россияне среднего сословия.

Зарплаты в те времена составляли в год:

  • министры – 26 000 руб.;
  • члены Госдумы – 4 500 руб.;
  • губернаторы – 8 000 руб.;
  • профессора вузов – 4 000 руб.;
  • инженеры – 2 000–3 000 руб.;
  • учителя гимназий – 1 000 руб.;
  • приставы – 1 000 руб.;
  • квалифицированные рабочие – 400–700 руб.
  • рабочие без квалификации – 150–300 руб.

Справочно! Самым доступным транспортом тех времен был мотоцикл. Его можно было купить за 150–400 руб.

Автомобили не стали обязательным атрибутом даже состоятельных семей не по причине высокой стоимости, а из-за отсутствия соответствующих дорог и дорогого обслуживания. Кроме этого, первые самоходные повозки были ненадежными, и содержать их в работоспособном состоянии было проблематично. До 90% автовладельцев нанимали шоферов, так как не умели самостоятельно водить транспорт.

Узнайте, сколько сегодня в России платят водителям.

Рис. 9. Ломались первые машины регулярно

Рис. 9. Ломались первые машины регулярно

В среднем содержание машины обходилось в 2 500–3 000 руб. в год. Основными статьями расходов были:

  • жалование шофера – 600 руб.;
  • смена и ремонт шин – 620 руб.;
  • текущий ремонт – 250 руб.;
  • бензин – 180 руб.;
  • масло – 45 руб.;
  • налог на авто – 39 руб. (3 руб. с л. с.);
  • аренда гаража – 240 руб.

Кроме этого, ежегодно с 15 марта по 30 апреля нужно было проходить техосмотр и сменить номер.

Примечание! Сегодня самые дорогие в обслуживании автомобили обходятся владельцам в 1 000–3000 $.

Желающие научиться водить брали уроки у монтеров, которым выплачивали по 4 руб. в сутки. Но даже те, кто решался купить машину, вынуждены были ожидать до года, предварительно оплатив 30% стоимости и доставку, которая могла составлять порядка 100–200 $.

О популярных моделях авто конца 19 – начала 20 века смотрите в видео:

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
1

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Лариса Автор: . Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
10 июня 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

Обсуждения закрыты для данной страницы

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!