Бумер в 90-е стоил до 800 млн руб.

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 3 сентября 2019. Время чтения 7 мин.

Ксения Коновалова

Посидеть за рулем легенды 90-х – черного бумера – мечтали в России все мальчишки. Обладать такой крутой тачкой хотели бандиты, только далеко не у всех хватало средств на ее приобретение. Только крутые авторитеты могли позволить себе приобрести в 1997 году автомобиль, который стоил 775 млн руб. Даже около 300 млн руб. для многих из них были неподъемной ношей.

Автомобиль мечты из 90-х, равно как и кожаные куртки, польские или спортивные турецкие костюмы под «Адидас», даже спустя десятилетия напоминают о криминальных разборках. Бумер в 90‑е стоил десятки тысяч американской валюты. Заработать столько честным трудом в России не мог ни один человек. Сегодня таким никого не удивишь, да и стоит копейки по сравнению с теми, бандитскими.

BMW – модели немецкого автопрома

Аббревиатура BMW расшифровывается как Bayerische Motoren Werke. В переводе это означает – «Баварские моторные заводы». Создатели этой компании по производству автомобилей, мотоциклов, двигателей, а также велосипедов, являя миру свои творения и постоянно их совершенствуя, стремились в тому, чтобы на мировых рынках они заняли достойное место. Но вряд ли полагали, что где-то их машины обретут славу бандитских тачек, станут символом определенного статуса.

В России начала 90-х большинство жителей медленно расставалось с мечтами на обзаведение личным авто. Даже модели отечественного автопрома стремительно росли в цене. Не говоря уже об иномарках. А они ввозились в страну все чаще. Начало тому положила вступившая в силу «Инструкция о порядке перемещения через государственную границу СССР автомобилей, немоторных транспортных средств, мотоциклов, мотороллеров и мопедов индивидуального пользования».

Главными потребителями стали значимые авторитеты, первые в криминальном кругу люди.

В топе бандитских автомобилей из 90-х – представители от BMW:

  • Под №3 боевая машина вымогателей BMW 5 в кузове Е34. Изящная, с мощным двигателем и прекрасной управляемостью. Все в УБОПЕ знали – на таких ездят не простые братки, а бандиты рангом повыше.
Рис. 1. Bumer Е34

Рис. 1. Bumer Е34

  • Под №5 BMW 7-series E38. Именно этот символ криминальных лет России получил название «бумер». «7 Бэха» стала одной из самых желанных машин криминальных авторитетов. Она и самая «расстреливаемая». Ее жесткий кузов не раз спасал жизнь ее пассажирам.
Рис. 2. Bumer Е38

Рис. 2. Bumer Е38

Конечно, уличным бандитам и мелким коммерсантам она была не по карману. После фильма «Бумер» BMW 750 узнала вся страна, а для подростков машина превратилась в мечту.

  • Все шансы продолжить криминальную славу своих предшественниц имела БМВ Е39. Но в конце 1998 года был подписан контракт с немцами, а спустя год с конвейера СП в Калининграде сошли первые «бумеры».

Да-да, в России была организована сборка автомобилей БМВ. А уже в 2000-2001 годах российских чиновников массово «пересадили» на те самые «пятерки» и «семерки» – необходимо было поддержать отечественного производителя. По криминальному имиджу тачки был нанесен первый удар. Из бандитской она превращалась в правительственную. Но к тому времени на спад пошел и уровень организованной преступности.

Такие разные имена

Однако «бумер» и «бэха» – не единственные клички этих бандитских тачек. Называли их также:

  1. Боевая Машина Вымогателя.
  2. Братва Может Всё.
  3. Боевая Машина Вора.
  4. Баварское Мусорное Ведро.

Сколько же стоил этот венец немецкого автопрома сильных мира в «лихие 90-е»?

А Вы мечтали в 90-х купить черный «бумер»?
Да
Нет

Цены в России

BMW 5 стала первопроходцем из Германии на авторынок России. По материалам сайта fishki.net, новенький «бумер» 525i в первой половине 90-х в Москве стоил $35-40 тыс., а подержанный и того дешевле. При среднем курсе в первом квартале 1990 г. в 60,44 руб., это 2 116 – 2 418 тыс. руб. Россиянин со средним заработком в 303 руб. о таком и не мечтал.

За информацией по ценам во второй половине 90-х обратимся к материалам журнала «За рулем». Печатать ее по наиболее часто встречающимся на авторынке России иномаркам он начал с января 1996 г.

На автомобильной выставке в 1995 году во Франкфурте на Майне состоялась презентация 5-й серии. Журнал освещал это событие. По его материалам, новая модель от производителя в Германии стоила 54,5-65 тыс. DM, или 355-424 млн руб.

Рис. 3. Технические характеристики ВМВ новой серии. «За рулем», №12, 1995.

Рис. 3. Технические характеристики ВМВ новой серии. «За рулем», №12, 1995.

Стоимость бумера в 90-е в России была заметно ниже, чем в Германии, ведь завозились сюда преимущественно подержанные экземпляры по ценам, существенно отличавшимся от заводских. Причем дешевели они довольно быстро. Так, например, в январе 1998 года:

  • «бэху» 1994 г.в. можно было купить в автосалоне за $24 300, или 145,6 млн руб.;
  • 1990 г.в. – в 1,8 раза дешевле, за $13700, или 82,1 млн руб.;
  • а 1986 г.в. – в 4,5 раза за $5400, или 32,3 млн руб.

В ценах 2019 г. 2 387,3 млн руб., 1 346,1 млн руб. или 771,1 млн руб. соответственно.

Подробнее о том, как менялась стоимость подержанных BMW Е34 525i, реализуемых автосалонами Москвы:

Таблица 1. Цены в $

Периоды Год выпуска
1994 1993 1992 1991 1990 1986
В $
Январь
1996 21500 4050
1998 24300 20700 17600 15900 13700 5400
1999 16200 13500 12900 12000 3600
Ноябрь 1999 12400 12000 10700 9900 7800 2600
В тыс. руб. (до 1998 вкл. – в млн)
Январь
1996 100,2 18,9
1998 145,6 124,0 105,4 95,2 82,1 32,3
1999 357,2 297,7 284,4 264,6 79,4
Ноябрь 1999 326,2 315,7 281,5 260,5 205,2 68,4

Источник: «За рулем»

Но даже те, что стоили меньше всего, среднестатистическому россиянину были не по средствам. Понятно – почему. Он не получал с 1990 по 2000 годы и $200.

Рис. 4. Изменение начисленной зарплаты в России, тыс. руб., с 1998 – руб.

Рис. 4. Изменение начисленной зарплаты в России, тыс. руб., с 1998 – руб.

Заработать честным трудом и купить на эти деньги такую машину было нереально. В 1999 г. самая дорогая стоила как 210 средних заработков, а дешевая – 44. В 1998 – около 139 и 31 соответственно.

В страну завозились также новые машины. Если BMW третьей и пятой серии еще могли себе позволить бандитские лидеры средней руки, то на седьмых ездили криминальные авторитеты.

Таблица 3. Цены на новые БМВ в московских автосалонах, в январе

Модели В $ В тыс. руб. (1997 – в млн)

 

1997 1998 1999 1997 1998 1990
316 компакт 27590 26400 30780 154,6 158,1 678,7
520i 43620 42000 49410 244,4 251,6 1089,5
Е34 525i 47700 48300 267,3 1065,0
E38 750i 138220 131600 151860 774,4 788,3 3348,5

Источник: «За рулем»

Крутые обладатели BMW 7 на новую машину в начале 1997 г. выкладывали 774,4 млн руб., сегодня это 14 098 млн руб., в 1999 г. она стоила 3 348 тыс. руб., или 29 764 тыс. руб. в ценах 2019 г.

Новая BMW 5 обходилась своему владельцу в 1997 г. 267,3 млн руб., или 4 866 млн нынешних руб., а в 1999 – 1 065 тыс. руб., или 9 468 тыс. руб. 2019 г.

Легендарная «бэха» сегодня

Автомобиль мечты из 90-х в 2019 г. может приобрести всякий желающий. По сравнению с теми, что сделали славу бэхе, сегодняшние стоят копейки.

На вторичном рынке BMW E34 оценивается в сумму от 100 до 300 тыс. руб. (в 31-95 раз дешевле, чем в 1999 г.) – от двух до шести средних заработков. Это не то, что цена бумера в 90-е, когда за него нужно было бы отдать двести зарплат.

Рис. 5. Реальное объявление с сайта auto.drom

Рис. 5. Реальное объявление с сайта auto.drom

Если вы в 90-х хотели сесть за руль BMW седьмой серии Е38, то сегодня ваша мечта может осуществиться в среднем где-то за 350 тыс. руб. (в 85 раз дешевле, чем за нее платили в 1999 году). Цены на auto.drom за «баварскую красавицу» от 180 до 500 тыс. руб. Это примерно от 4 до 10 среднемесячных заработков по стране.

О тачках 90-х тогда и сейчас в видеосюжете:

Плохо
0
Интересно
0
Хорошо
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Демидова Марина Автор: . 30 лет опыта в государственной статистике. Математик, экономист. Образование: Петрозаводский государственный университет.
3 сентября 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!