Точные цены на машины в СССР в 70-е годы

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 11 августа 2019. Время чтения 11 мин.

Розничная стоимость машин для населения в СССР был в 2-4 раза выше оптовой для организаций. «Волгу» продавали за 8 500 руб. в 1970 г., «Жигули» – за 5 620 руб. При средней зарплате 121,2 руб. автомобиль обходился в 24–70 окладов. К 1980 г. машины подорожали: «Волги» стоили 9 513 руб., «Жигули» от 5 690 до 8 671 руб. С рук авто перепродавали с накруткой 50–100%. В сравнении с современными ценами на «Лады» личный транспорт обходился гражданам в СССР в 4–5 раз дороже.

В триаду, характеризующую потребительский идеал советского человека, кроме квартиры и дачи, входил автомобиль. Он был престижным символом благосостояния и высокого социального статуса. Несмотря на то, что власти признавали легковые машины личной собственностью, курс был взят на развитие общественного, а не индивидуального транспорта. Даже после массового запуска в производство «Жигулей» в начале 1970 гг. сохранился дефицит. Несмотря на искусственно завышенную стоимость на машины в СССР, желающих приобрести собственный «символ роскоши» меньше не становилось, особенно в 70–80 гг. – в период застоя.

Стоимость автомобиля

Проблему насыщения автомобильного рынка в СССР должен был решить ввод в эксплуатацию Волжского автомобильного завода.

Цены в 1970-1974 гг.

В апреле 1970 г. с конвейера сошли первые «жигули», а к концу года уже продавалось по 150–200 авто. Стоила «мечта автолюбителя» на тот момент 5 620 руб.

Рис. 1. Легендарная «копейка»

Рис. 1. Легендарная «копейка»

При средней заработной плате, по данным Росстата, в 1970 г. 121,2 руб. на такую роскошь нужно было копить как минимум 46,4 месяцев, или почти 4 года, при условии, что на покупку откладывалась вся зарплата. Для сравнения, посмотрим, сколько стоили в СССР на тот момент некоторые продукты, одежда и техника:

  • картофель – 0,13 коп.;
  • сахар – 90 коп.;
  • сапоги женские (ГДР) – 55 руб.;
  • холодильник ЗИЛ – 300 руб.;
  • бутылка водки «Столичной» с тарой – 3 руб. 07 коп.

Однако «Жигули» не сразу стали «народной мечтой». По данным соцопроса, проведенным ВНИИ изучения конъюнктуры спроса и торговли, в 1972 г. из 7 000 опрощенных, проживающих в 25 городах СССР, респонденты ответили, что «желанным автомобилем» для них является:

  • «Москвич» – 38,9%;
  • «Жигули» – 26,1%;
  • «Запорожец» – 20,9%;
  • «Волга» – 14,1%.

Из-за высоких цен на машины в СССР в начале 70-х большим спросом пользовались «Запорожцы» и мотоциклы.

Таблица 1. Стоимость автомобилей и мотоциклов в 1970–1975 гг.

Марка транспорта Цена, сов. руб. В зарплатах 1970 г. В зарплатах 1975 г.
Автомобили
«Волга» ГАЗ-21 8 500 70,13 57,16
«Жигули» ВАЗ-2101 5 620 46,37 37,79
«Москвич» 412 4 936 40,73 33,19
«Запорожец» ЗАЗ- 966 (ушастый) 3 000 24,75 20,17
Мотоциклы
«Урал» 1 250 10,31 8,41
«Иж-Юпитер» с коляской 911 7,52 6,13
«Иж-Планета» 624 5,15 4,20
«Восход» 465 3,84 3,13

Источник: ЦСУ СССР, Росстат, расчетно

Цены на машины для населения были явно завышены. Негласно считалось, что «Волгу» приобрести могут только граждане с нетрудовыми доходами. Чтобы цеховиков и спекулянтов, которые в основном и становились обладателями таких авто, заставить «поделиться с народом», был введен косвенный налог «на роскошь».

Рис. 2. «Запорожец» ЗАЗ 966

Рис. 2. «Запорожец» ЗАЗ 966

Если сравнивать цены, по которым продавались машины по безналу организациям, и стоимость авто в рознице, то можно увидеть, что «Волги» реализовались с накруткой в 320%, «Москвичи» – 250%. Самая низкая розничная накрутка была у «Запорожца» – всего лишь 200%.

Таблица 2. Сравнение оптовых и розничных цен* на легковые автомобили в 1973 г.

Марка авто Оптовая стоимость для промышленности, сов. руб. Розничная стоимость, сов. руб. Торговая накрутка, %
«Запорожец» ЗАЗ 966ВБ (с ручным управлением) 1 670 3 340 200%
«Запорожец» ЗАЗ 966ВР (управление одной рукой, одной ногой)
«Запорожец» ЗАЗ 966 ВБ2 1 500 3 000 200%
«Запорожец» ЗАЗ 966 В
«Запорожец» ЗАЗ 966 1 750 3 500 200%
«Запорожец» ЗАЗ 968
«Жигули» ВАЗ-2101 2 300 5 750 250%
«Жигули» ВАЗ-2102 2 360 5 900 250%
«Москвич» 408 ИЭ 1 608 4 020 250%
«Москвич» 408 ИБЭ (с ручным управлением)
«Москвич» 426 ИЭ (пятидверный) 1 706 4 265 250%
«Москвич» 412 ИЭ 1 845 4 612 250%
«Москвич» 412 ИЭ (в улучшенной комплектации) 1 982 4955 250%
«Москвич» 427 ИЭ (пятидверный, в улучшенной комплектации) 2 045 5 112,5 250%
«Волга» ГАЗ-24 2 650 8 480 320%
«Чайка» ГАЗ-12 9 150 В рознице не продавались
«Чайка» ГАЗ-13А (с переговорным пультом на панели приборов, дублирующей системой зажигания) 9 920

*Розничная стоимость взята из Прейскуранта №21-01 «Оптовые цены на автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, прицепы», утвержденный Государственным комитетом цен Совета Министров СССР от 13 апреля 1972 г., введенные в действие с 1973 г.

Рис. 3. Отрывок из прейскуранта цен на 1973 год

Рис. 3. Отрывок из прейскуранта цен на 1973 год

Цены 1975–1979 гг.

Постепенно расширялся модельный ряд «Жигулей», параллельно росла и популярность авто в народе.

«В 75 моему другу посчастливилось стать обладателем автомобиля «Жигули» 3 модели. Ему предложили обменять его на генеральскую дачу в Красково с большим участком, но он отказался, так как «дачи есть у всех, а “трешка” – это редкость». Воспоминания журналиста Андрея Воскресенского.

Цены в сторону увеличения были пересмотрены в 1976 году.

Таблица 3. Стоимость авто по прейскуранту 1978 г.

Марка авто Розничная цена, 1978 г. сов. руб. Розничная цена, 1979 г. сов. руб.
«Запорожец» ЗАЗ 966 3 500
«Запорожец» ЗАЗ 968 3 500 4 050
«Запорожец» ЗАЗ 969 4 000
«Жигули» ВАЗ-2101 5 500 5 690
«Жигули» ВАЗ-21011 6 000 6 190
«Жигули» ВАЗ-21013 5 960
«Жигули» ВАЗ-21016 5 540
«Жигули» ВАЗ-2102 5 930 6 120
«Жигули» ВАЗ-2103 7 743
«Жигули» ВАЗ-2106 7 900 8 143
«Жигули» ВАЗ-2121 8 500 8 671
«Москвич» 412 ИЭ 6 376 7 100
«Москвич» 2136 6 400
«Москвич» 2137 7 200 7 335
«Москвич» 2138 6 000 6 065
«Москвич» 2140 6 800 6 865
ИЖ 2125 6 500
«Волга» ГАЗ 24 9 043 9 513
ГАЗ 24-02 12 000
УАЗ 469Б 7 000

Источник: журнал «За рулем», 1978, 1979 гг.

Цены в 1980 г.

Картинки и цены на авто 1980 г. для покупателей через сеть магазинов «Березка» взяты из рекламного буклета «Внешпосылторга».

Рис. 4. ВАЗ-2101, цена 5 690 руб., ВАЗ–21011, цена 6 190 руб.

Рис. 4. ВАЗ-2101, цена 5 690 руб., ВАЗ–21011, цена 6 190 руб.

Рис. 5. ВАЗ–2102, цена 6 035 руб., ВАЗ-2103, цена 7 743 руб.

Рис. 5. ВАЗ–2102, цена 6 035 руб., ВАЗ-2103, цена 7 743 руб.

Рис. 6. ВАЗ-2106, цена 8 143 руб., ВАЗ-2121, цена 8 671 руб.

Рис. 6. ВАЗ-2106, цена 8 143 руб., ВАЗ-2121, цена 8 671 руб.

Рис. 7. «Волга» ГАЗ-24, цена 9 513 руб., «Москвич» 2137, цена 7 335 руб.

Рис. 7. «Волга» ГАЗ-24, цена 9 513 руб., «Москвич» 2137, цена 7 335 руб.

Рис. 8. «Москвич» 2138, цена 6065 руб., «Москвич» 2140, цена 6 865 руб.,

Рис. 8. «Москвич» 2138, цена 6065 руб., «Москвич» 2140, цена 6 865 руб.,

Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить

Но даже собрав за несколько лет 5 000–10 000 руб., в СССР невозможно было просто прийти в автосалон и приобрести понравившуюся модель.

До 1973 г. авто распределялись по регионам Советами министров республик, после чего рай- или горисполкомами между учреждениями и предприятиями. Для поступления в продажу необходимо было решение специальной комиссии. По состоянию на 1972 г., по всей стране работало не больше 180 автомагазинов, в основном в больших городах.

После распределение упорядочили. Рыночные фонды централизовано распределялись по направлениям.

Таблица 4. Распределение авто по назначению в 1975 г.

Направление Распределение Кол-во, шт.
Передовики производства предприятия;

организации министерств

175 000

+30 000 резерв

Труженики села система потребкооперации 300 000
Работники леспрома ОРС (отделы народного снабжения)
Централизованные получатели Министерство среднего машиностроения;

ДОССАФ;

Министерство обороны;

и др.

100 000
Гражданам в порядке очереди (по открыткам) Республиканские министерства 100 0000
Гражданам, которые получали зарплату в валюте Через «Березки» 20 0000

Источник: ЦСУ СССР

Из общего числа купленных авто, по сведениям Управления ГАИ МВД СССР, 9,6% были реализованы через комиссионки. Именно так оформлялась продажа на вторичном рынке. Однако стоили б/у машины в СССР на порядок выше новых.

«Владельцы, потерявшие совесть и движимые жаждой наживы, требуют за «Москвич-412» 9-10 тыс. при стоимости 5 200 руб., а за «Волгу» – 18–20 тыс. руб. при цене 9 тыс. руб.», – из письма гражданина, проживающего в Ростове, Косыгину – председателю Совета министров СССР, 1972 г.

Было развито коммерческое дело с перепродажей машин в союзных республиках. Из РСФСР и Украины барышники везли авто в Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению.

«Покупает спекулянт машину в Ленинграде и Москве и везет в свою республику, где продает втридорога. Тысячи рублей оседают в их кошельках. Такие комиссионные магазины организованы для миллионеров, а не для трудящихся. Честные люди не могут купить автомобиль». Из письма рабочих завода «Электросила», г. Ленинград.

Несмотря на трудности с приобретением, в 1970-х гг. покупка машины стала массовым явлением. По отчету, опубликованному в сборнике «Народное хозяйство СССР», в 1970 г. было продано 123 тыс. авто, а в 1980 г. – 1 163 тыс. машин.

Затраты на обслуживание авто

«День приобретения машины должен оставлять в памяти покупателя ничем не омраченное ощущение праздника», – директор автомагазина И. Киселев.

Но это чувство исчезало, когда дело доходило до обслуживания и ремонта авто. На всю страну в 1972 г. было только 694 СТО, а обеспечение запасными частями не превышало 37%.

Рис. 9. СТО в Москве, 1980 г.

Рис. 9. СТО в Москве, 1980 г.

По подсчетам журнала «За рулем», содержание ВАЗ-2101 в 1976 г. обходилось в 6 руб. 26,4 коп. на 100 км пробега:

  • амортизация – 1,98 руб.;
  • топливо – 2,06 руб.;
  • техобслуживание и эксплуатационные материалы – 0,75 руб.;
  • текущие ремонты – 0,533 руб.;
  • стоянка, гараж – 0,271 руб.;
  • шины – 0,67 руб.

Стоимость советских авто в других странах

Союз продавал легковушки в 50 стран мира. В 1970 г. было отгружено 85 тыс. авто.

В Бельгии советский «Запорожец» к началу 1970 г. продавался за $880, или 44 000 франков. BMW 2002 стоил там же $4 200.

Рис. 10. Повышенным спросом за границей пользовались «Лады»

Рис. 10. Повышенным спросом за границей пользовались «Лады»

В ФРГ в 1971 г. «копейка» продавалась за 6 500 марок. FIAT аналогичной модели стоил 6 830 марок.

В 1976 г. цена ВАЗ-2101 поднялась до 7 200 марок, тогда как FIAT уже стоил 9 500 марок. «Лады» продавались лучше, чем Nissan или Volvo.

Благодаря заниженным ценам, Советский Союз пытался занять свою нишу на западном автомобильном рынке.

Стоимость авто в СССР по современному курсу

Для пересчета стоимости машин в СССР в современную валюту воспользуемся информацией о курсах, публикуемых ЦБ РФ:

  • курс рубля на 1970 г. – 1 руб. = 0,9 $;
  • стоимость рубля на июль 2019 г. – 1 руб. = 63,38 $;
  • инфляция доллара с 1970 г. – 560,2% (1$ =6,6$).

Таблица 5. Стоимость советских авто по современному курсу, расчетно

Модель Стоимость в 1970 г., По курсу 2019 г.,
В сов. руб. В $ США В зарплатах В рос. руб. В $ США В зарплатах
«Волга» 8 500 7 650 70,13 3 200 056 50 490 66,77
«Жигули» ВАЗ-2101 5 620 5 058 46,37 2 115 801 33 382 44,18
«Москвич» 412 4 936 4 442 40,73 1 858 291 29 320 38,77
«Запорожец» 3 000 2 700 24,75 1 129 432 17 820 23,56

Если оценивать стоимость в покупательской способности, то видно, что ситуация практически не изменилась.

В 1970 г. на покупку «копейки» гражданин тратил 46,37 зарплат. В 2019 г. при средней заработной плате 47 926 руб. (данные Росстата по итогам мая 2019 г.) с учетом современного курса пришлось бы на приобретение той же машины откладывать в течение 44,18 месяцев.

Рис. 11. Vesta седан, 2019 г.

Рис. 11. Vesta седан, 2019 г.

Для полноты картины посмотрим, сколько стоят современные «Лады». По данным портала lada.ru, новую машину можно купить:

  • Vesta седан от 521 910 руб., или 5 962 $;
  • Largus универсал от 496 710 руб., или 7 837 $;
  • Granta седан от 377 910 руб., или 8 234 $.

То есть, в средних зарплатах это от 7,88 до 10,89 месяцев. Поэтому можно сделать вывод, что машины во времена СССР стоили в 4–5 раз дороже, чем в современной России.

Советская реклама «Волги» ГАЗ-24, 1970 г.:

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Лариса Автор: . Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
11 августа 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!