Докторская по ГОСТу: как купить качественную колбасу в магазине
Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 9 ноября 2018. Время чтения 9 мин.
Какие только мифы не ходят вокруг колбасы «Докторская». Роскачество взялся тщательно проверить 40 наиболее популярных марок и составить рейтинг самых качественных (и наоборот) продуктов.
Одним из любимых продуктов в народе является колбаса «Докторская». Сегодня её выпуском занимается большое количество торговых марок. Но далеко не каждый производитель стремится соответствовать стандартам российской системы качества.
Специальное исследование
Все ли производители могут похвастаться безупречным следованием правилам? Лучше всего на этот вопрос ответит официальное исследование продукта Российской системой качества. Всего в исследовании приняло участие 40 марок реализовываемого на территории РФ продукта. Каждый из них проверялся на отсутствие в нем запрещенных ГОСТом веществ. Во внимание принимались и внешний вид, и вкус деликатеса.
Немного истории
Докторская колбаса впервые появилась в 1936 году. Она преподносилась, как диетический продукт, предназначенный для восстановления здоровья граждан, пострадавших от «Гражданской войны и царского деспотизма». Была идея назвать колбасу «Сталинской», но создатели продукта побоялись её осуществлять.
Сегодня этот товар входит в минимальную продуктовую корзину россиян.
Эволюция состава
Сначала рецептура «Докторской» содержала в себе только натуральные продукты: в четко выверенных пропорциях говядину высшего сорта, полужирную свинину, яйца и коровье молоко. Впервые состав меняется в 1974 году, когда в колбасу было разрешено добавлять всего 2% муки или крахмала.
Конечно, на сегодняшний день рецептура претерпела существенные изменения. Но каждый производитель подобного продукта обязан ориентироваться на заверенные ГОСТом стандарты.
Речь идет о показателях ГОСТ Р 52196-2011 «Изделия колбасные вареные. Технические условия». Если подобный колбасный продукт претендует на Знак качества, он не должен содержать ни крахмала, ни консервантов (речь идет о бензойной и сорбиновой кислотах), ни антибиотиков, ни красителей (E102, E110, E124, E131, E132).
5 лучших и худших колбас по мнению «Роскачества»
Представляем вашему вниманию выборку из 5 лучших и худших по качество марок продукции:
Таблица 1. Топ-5 лучших торговых марок по выпуску по результатам исследования Роскачества
Лидеры рейтинга | Производитель | Оценка в рейтинге |
«Окраина» | ООО «МПЗ Богородский» | 4.93 |
Балахоновский мясокомбинат | ООО «Европа» | 4.93 |
Пит-Продукт | ООО «Пит-Продукт» | 4.8 |
Снежана | ООО «Снежана+Д» | 4.8 |
Мясновъ | ОАО «ЧМПЗ» | 4.79 |
Таблица 2. Топ-5 антилидеров – торговых марок по выпуску по результатам исследования Роскачества
Антилидеры рейтинга | Производитель | Оценка в рейтинге |
Стародворские колбасы (Вязанка) | ЗАО «Стародворские колбасы» | 2,67 |
Атяшево | ООО «МПК «Атяшевский» | 2,6 |
Егорьевская | АО «Новая столица» | 2,59 |
Велком | ООО «Мясокомбинат «Павловская Слобода» | 2,27 |
Губернская мясная компания | АО «Губкинский мясокомбинат» | 0 |
Каждый из представленных брендов любимого многими продуктами заслуживает более подробного описания. Ранжирование представлено по убыванию оценки.
Лучшие из лучших
1-е место: «Мясокомбинат Балахоновский»
Лабораторные исследования признали этот продукт не только соответствующим всем законодательным требованиям, но и заявили об опережении стандартов Российской системы качества.
20-сантиметровые колбасы Балахоновского мясного комбината – это лучшие российские представители «Докторской» колбасы. Эксперты принимают решение о присвоении товару Знака качества.
Полностью безопасный для здоровья потребителей товар содержит оптимальное количество белков, жиров и влаги. Продукт достаточно проварен, приготовлен без консервантов и красителей, крахмала и каррагинана. Вес соответствует указанному на упаковке. Каррагинаном называют гелеобразователь, также известный под пищевой добавкой Е-407.
2-е место: «Окраина»
15-сантиметровые колбасины признаны абсолютно безопасным товаром. Этому бренду уже присужден российский Знак качества.
При хорошей проваренности продукт содержит достаточное количество белковой и жировой массы. В «Окраине» нет консервантов и красителей. Такое же табу наложено в производстве на крахмал и каррагинан. А фактический и указанный на упаковке вес, действительно, совпадают.
Не лишним будет знать себестоимость одного из компонентов товара.
3-е место: «Пит-продукт»
Он имеет такую же длину, как и предыдущий лидер. Высокое качество обеспечивают соблюдение всех норм производства:
- абсолютная безопасность товара;
- отсутствие опасных для здоровья антибиотиков, радионуклидов и других опасных элементов;
- нет следов ни патогенных микроорганизмов, ни различных бактерий.
Однако здесь уже присутствуют разрешенные пищевые добавки типа Е.
4-е место: «Снежана»
Исследователи остались довольны результатами изучения шестнадцатисантиметровых батонов этого бренда. Товар признают абсолютно безопасным: в нём нет никаких элементов, негативно влияющих на здоровье потребителей.
Белки и жиры представлены в достаточном количестве. Хорошая проваренность была достигнута без применения крахмала и других гелеобразующих веществ. Производители обошлись без консервантов и красителей при изготовлении продукта. «Снежана» тоже может претендовать на Знак качества РФ.
Возможно, своим местом в топ-5 лидеров претендент обязан находящимся в них декстрозе, регуляторам кислотности, усилителям вкусо-ароматной составляющей.
5-е место: Мясновъ
Товар превышает другие по своей длине – «Мясновъские докторские» батоны составляют 27,5 см в длину. Изготовитель не только побеспокоился о полной безопасности предложения, но и заложил в него оптимально соотношение белково-жирной составляющей.
Отличный результат получился без добавления консервантов и красящих веществ. Также решено было отказаться от гелеобразующего составляющего. Верны все указанные на упаковке данные.
Колбаса хорошо проварена. В качестве усилителя вкуса используются сахар, мускатный орех и соль. В роли антиокислителя – аскорбиновая кислота.
К счастью для потребителя, ни одна марка не входит в список самых дорогих продуктов.
ТОП-5 самых плохих «Докторских» колбас: «лидеры» с конца
5-е место: «Вязанка»
Продукт «Вязанка» возглавляет топ-5 самых худших марок выбранной колбасы. По внешнему виду «Вязанка» представляет собой 16-сантиметровые прямые батоны.
Исследователи выделили его достоинства:
- нет красителей и консервантов;
- хорошая проваренность колбасы;
- вес соответствует указанному на упаковке;
- не нашлось патогенных микроорганизмов и бактерий кишечной палочки;
- производитель не пытается сэкономить на сырье (содержание фосфатов – в норме).
Выявлены недостатки:
- присутствуют остатки антибиотиков (представителя тетрациклиновой группы – доксициклина);
- энергетическая ценность не соответствует заявленной;
- маркировка признана недостоверной.
Подробнее о последнем: производитель добавил неуказанный на маркировке каррагинан. Оказалось, что есть залежи и 0,7% «нелегального» крахмала.
4-е место: Атяшево
Атяшево Premium также представлен в 16-сантиметровых прямых батонах.
Среди плюсов:
- не добавлены красители и консерванты;
- хорошая проваренность колбасы;
- отсутствие крахмала и каррагинана;
- вес такой же, какой и указан производителем.
Минусы:
- есть остатки антибиотиков;
- энергетическая ценность не соответствует;
- маркировка не достоверна.
3-е место: Егорьевская
Егорьевская «Докторская» – это 15-сантиметровые вытянутые батончики. Состав не сильно отличается от предыдущих образцов. Есть допустимые дозы пищевой химии.
Здесь присутствует доксициклин – антибиотик тетрациклиновой группы.
Достоинства и недостатки этой колбасы абсолютно соответствует предыдущей рассмотренной торговой марки. А вот замечания к недостоверности маркировки другие: при исследовании в составе было найдено мясо птицы.
2-е место: «Велком»
«Велком» гораздо меньше предыдущих представителей «Докторской» – он всего 11,5 см в длину. Кроме мяса, здесь содержатся сплошные заменители и эмульгаторы – даже меланж яичный заменяет аналог натурального.
Достоинства всего два:
- нет консервантов и красителей;
- хорошая проваренность.
Зато недостатков гораздо больше:
- недостоверность маркировки;
- антибиотиковый след (пенициллин не соответствует стандартам);
- энергетическая ценность отличается от заявленной;
- также не соответствует нетто (416,4 г вместо заявленных 500 г).
1-е место: лидер антитрендов – «Губернская мясная компания ГМК»
Проверка выявила только недостатки:
- антибиотики в составе;
- энергетическая ценность не равна заявленной.
16-сантиметровые колбасы торговой марки – продукция, которую Роскачество не рекомендует к употреблению!
А теперь – разбор полетов:
- Нет опасных для здоровья элементов – тяжелых металлов, нитритов и радионуклидов. Но превышены нормы содержания антибиотиков – окситетрациклина, сульфаметазина и триметроприма в полтора раза больше нормы.
- На упаковке указано меньшее содержание белка, чем в действительности. В то же время жира гораздо больше указанного.
Что в итоге
Хорошие новости: в колбасах всех торговых марок не присутствуют тяжелые металлы, радионуклиды или ГМО.
Вся продукция – доваренная. Значит, отсутствует угроза кишечных расстройств.
В 17 образцах были найдены антибиотики. Превышение есть только в одном образце, но любое присутствие лекарств указывает на плохой контроль за питанием животных на комбинатах.
Этот факт отражен в сюжете:
Теперь о присутствии посторонних генетических материалов:
- «Горин продукт» содержит кукурузу, «Клинский» – ДНК лошади, «Новоалександровский мясокомбинат» – сою;
- в «Йола» нет говядины;
- развенчаны мифы о бумаге и кошачье-собачьем ДНК в колбасе.
Но главная проблема – в другом. На сегодняшний день законодательство не предусматривает пороговые значения для таких исследований. Это значит, что изготовитель переработанной продукции не попадает под определение нарушителя.
Только после внесения соответствующих поправок можно однозначно заявлять: этот добросовестно кормит граждан, а тот вводит в заблуждение. А ведь последнее – это уже серьезное заявление на нарушение закона.
Вместо послесловия: а вы знали о том, что как правильно подавать жалобы на ритейлеров продукции?