Как выбрать в магазине правильно клюквенный морс: оценка Роскачества лучшего и худшего клюквенного морса

Как выбрать в магазине правильно клюквенный морс: оценка Роскачества лучшего и худшего клюквенного морса

Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 29 января 2019. Время чтения 7 мин.

Среди 28 участников тестирования 17 были признаны потенциальными претендентами на получение «Знака качества». Среди них морс, изготовленный под брендом сети гипермаркетов «Лента», и единственный иностранный участник – финская марка Valio. Однако не обошлось и без выявления нарушителей: 6 марок-аутсайдеров получили самые низкие оценки из-за несоответствия состава заявленному на упаковке. Среди некачественных товаров есть марки, предназначенные для детского питания.

Морс – это напиток, не уступающий соку по своей популярности. Издавна далекие предки делали настой из ягод, который славился своими целебными свойствами при простудах и других заболеваниях. Состав мог быть любым, но чаще всего для приготовления напитка использовали крыжовник, жимолость, смородину и малину – ягоды, чаще всего встречающиеся в огороде или ближайшем лесу.

Одной из самых полезных для организма разновидностей считают настой из клюквы: ягода содержит более 20 полезных микроэлементов и большое количество витамина С.

Порядок проведения экспертизы

Современные производственные технологии внесли коррективы в изготовление известного напитка, породившие недоверие к составу. В октябре 2017 года на портале Российской системы качества было опубликовано исследование качества клюквенного морса, в котором поучаствовало 28 торговых марок. Покупка образцов для исследования по более 40 критериям была проведена в самых разных магазинах, находящихся в двух разных регионах страны. В основном производители, участвовавшие в закупке, – российские бренды: всего один конкурсант из Финляндии.

Рисунок 1. Клюкву заслуженно считают одной из самых полезных ягод.

Рисунок 1. Клюкву заслуженно считают одной из самых полезных ягод.

Независимое тестирование прояснило главные сомнения потребителей: все участвующие в тесте товары полностью безопасны. Большая часть образцов была признана высококачественной. Тем не менее, не обошлось и без выявления аутсайдеров – товаров с нарушениями.

Обманывают ли покупателей производители сока?

Так как государственного стандарта, устанавливающего нормы и основные характеристики, не существует, Роскачество разработало собственную систему оценки. Наиболее важным параметром является проверка образцов на качество состава:

  • Однородность сырья: главным ингредиентом должна быть исключительно клюква, без добавок и примесей, не менее 15% от всей массы.
  • Не допускается присутствие консервантов и красителей.
  • Отсутствие сахарозаменителей и подсластителей.

Рейтинг производителей морсов: лидеры и аутсайдеры

Почетный «Знак качества» получили сразу 6 российских образцов. Претендовать на награду мог бы и единственный финский образец – он хорошо показал себя на испытаниях.

Таблица 1. Топ-6 марок лучшего российского клюквенного морса по версии Роскачества

Товарная марка Изображение Цена, руб./объем, л
«Иванов Морс» 1 55/1
«Лента» 2 110/1
«Седьмой Океан» 3 54/1
«Чудо-Ягода» 4 191/0,98
Fine Life 5 68/1
Global Village 6 86/0,95

Источник: roskachestvo.gov.ru, каталоги крупных торговых сетей, сайты отзывов.

Худшими образцы были признаны из-за присутствия в составе красителей («Солнечный край», «Ягодный край»), несоответствия органолептических свойств («Сергиев Канон»), а также несоответствия заявленного ингредиентного состава фактическому («Дикорос», «Русский морс» и «Ягодный мишка»). В составах последних трех напитков не было обнаружено присутствия клюквы вовсе: для производства была использована одна из разновидностей растения семейства Козелец. По виду такое растение напоминает морковь черного цвета.

Это обстоятельство говорит о недобросовестности этих производителей: на упаковке указан неверный состав, который вводит покупателя в заблуждение.

Таблица 2. Топ-6 марок худшего российского клюквенного морса по версии Роскачества

Торговая марка Изображение Цена, руб./объем, л
«Дикорос» 7 173/0,75
«Русский морс» 8 266,61/3
«Сергиев канон» 9 120/0,75
«Солнечный край» 10 50/1
«Ягодный край» 11 77/1
«Ягодный мишка» 12 90/0,75

Источник: roskachestvo.gov.ru, сайты и каталоги крупных торговых сетей и отзывы покупателей.

Многие из образцов, не прошедших проверку, предназначены для детского питания, поэтому нужно быть особенно внимательными при выборе продуктов для детей.

Исследованные параметры

Эксперты сгруппировали однородные параметры по группам, которые позволили комплексно оценить образцы. Всего было исследован 41 признак, среди которых органолептические свойства, безопасность и количество витаминов.

Чистая вода – всему голова

Давно известны маркетинговые ходы производителей, указывающих на упаковках различных напитков то присутствие чистой ключевой воды, то очищенной ледниковой, то добытой из недр самого глубокого пресного озера в мире – Байкала. Однако мало кто задумывается, насколько сильно влияет качество использованной воды на вкус напитка.

Рисунок 2. Исследование воды.

Рисунок 2. Исследование воды.

Эксперты оценили степень очистки использованной в образцах воды. Как известно, повышенное содержание тяжелых металлов в жидкости, в частности, натрия, делает воду излишне жесткой и неприятной на вкус: она становится горькой. В то же время избыток натрия может свидетельствовать о незавершенном процессе очистки воды или недостаточном его качестве.

Накапливающийся в организме натрий может также привести к проблемам со здоровьем, поэтому излишне жесткая вода непригодна для постоянного питья.

Повышенное содержание щелочного металла было обнаружено в шести образцах. Поскольку не существует ГОСТа, регламентирующего необходимые свойства воды для производства морса, то это обстоятельство нельзя считать нарушением. Но претендовать на получение «Знака качества» такие товары не могут.

Рисунок 3. Производство морса.

Рисунок 3. Производство морса.

Клюквенный морс – натуральный продукт?

Отечественный потребитель давно привык не доверять сокам и морсам, продающимся в магазинах: по мнению многих, они напичканы химией. Каковы же результаты проверки клюквенного напитка:

  • Консерванты. Законодательство подчеркивает запрет на использование искусственных красителей и консервантов при производстве клюквенного морса.

Связано это с тем, что главный консервант вырабатывается самой ягодой: в ней находится повышенное содержание кислоты, которая помогает предотвратить распространение бактерий.

  • Регулятор кислотности. Кроме того, поддержать бактерицидные свойства бензойной кислоты может и добавляющийся в морс регулятор кислотности – лимонная кислота. Лимонная кислота присутствует практически в каждом представленном образце. Она может быть получена путем биосинтеза сахаров, добывающимися различными путями, например, из кукурузы. Несмотря на то, что ведутся споры о воздействии добавки на организм, в разрешенных дозах она абсолютно безвредна.
  • Красители. Изменение цвета продукта путем добавления красителя также запрещено таможенным регламентом. Клюква имеет насыщенный красный цвет, который может измениться в процессе переработки, если производитель нарушит технологический процесс или изменит рецептуру. Так, красители были найдены в составах двух аутсайдеров: «Солнечный край» и «Ягодный край». Примечательно, что оба эти товара были изготовлены на одном и том же комбинате.

Как делают кефир: что скрывает производитель?

Безопасность

Как ни странно, но именно сама клюква, являющаяся основой состава и источником полезных веществ, может представлять опасность для здоровья покупателя.

Если сырье неправильно хранить или транспортировать, то его можно испортить: в ягодах может начать развиваться грибок, который после переработки может попасть в готовый напиток.

Рисунок 4. Для получения из ягоды сока ее отжимают на прессе.

Рисунок 4. Для получения из ягоды сока ее отжимают на прессе.

Также известен факт, что такая полезная ягода больше других склонна к накоплению радиации. Радиация может распространяться не только из мест захоронений отходов, но и иметь естественную причину: например, излучать радиацию может месторождение гранита.

Все участники тестирования подверглись проверке на безопасность. Результаты оказались оптимистичными: было доказано, что каждый из образцов абсолютно безвреден для здоровья.

Морс, в котором было обнаружено наибольшее количество клюквы, и был признан самым полезным: это продукт марки «Золотая Русь». Среди семи товаров, напротив, был обнаружен недостаток витаминов, сигнализировавший о недостатках ягоды, поэтому они были лишены особой отметки Российской системы качества.

Итоги

Самый важный вывод исследования – это выявление производителей, вводящих в заблуждение покупателей, фактически обманывая о составе напитка. Несоответствие фактического содержимого заявленному – серьезное нарушение, которое должно быть взято под контроль уполномоченными органами.

Тем не менее – большая часть образцов по праву была признана высококачественными товарами: целых 17 марок из 28. Кроме того, все участники тестирования были признаны безопасными и даже полезными. Поэтому, ознакомившись с результатами проверки, можно смело покупать клюквенный морс себе и своему ребенку.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
1

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Иванов, главный редактор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
29 января 2019.

Похожие записи

Обсуждения закрыты для данной страницы

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!