Российский парадокс: почему нефть дешевеет, а бензин нет

Автор: Гамзулина Ксения. Предприниматель, аналитический журналист. Дата: 26 июня 2020. Время чтения 8 мин.

freepik.com/jcomp

Главной причиной высокой стоимости бензина в России эксперты называют большую долю в цене акцизов и налогов. Поэтому даже снижение котировок на нефть до «нулевых» показателей не отразилось на розничных расценках топлива. Падение спроса во время пандемии тоже не опустило ценники, компании вынуждены удерживать показатели, чтобы возместить растущие издержки.

Топливный парадокс: в России не падает цена на бензин из-за снижения цены нефти, тогда как в большинстве развитых стран стоимость топлива поползла вниз. Причин тому много, но главная из них – государственная политика в отношении налогового регулирования отрасли.

Как развивается ситуация в кризис

В связи с началом пандемии коронавируса и повсеместного проведения карантинных мероприятий во всем мире резко упал спрос на топливо, в основном из-за сокращения объемов пассажиро- и грузоперевозок. Пик снижения цен пришелся на весну 2020 г., когда стоимость нефтепродуктов обвалились примерно на 30%. 20 апреля случилась беспрецедентная ситуация: упали в цене фьючерсы нефти американского сорта WTI, достигнув отрицательного значения в -40 $ за баррель.

Нефть

Это значит, что впервые за всю историю нефтепромышленности размер издержек по транспортировке и хранению сырья стал больше ее стоимости. Застой на рынке привел к тому, что предложение серьезно превысило спрос, а в США в краткосрочной перспективе попросту не хватило хранилищ для энергоносителя.

Серьезно упала и британская нефть Brent – до -3 $, и самая популярная российская марка Urals – до -3,5 $.

Несмотря на то, что речь идет о стоимости фьючерсов – контрактов на будущую поставку, а не о самой нефти, ситуация довольно неприятная для инвесторов. Такие обстоятельства показывают неустойчивость рынка к подобным событиям, включая форс-мажоры.

График 1. Динамика среднемесячных цен на Brent и WTI

График 1. Динамика среднемесячных цен на Brent и WTI

Что касается российской нефти Urals, то, согласно данным Forbes, в феврале средняя цена составляла 54,53 $, а к 6 мая достигла 24,8 $ за баррель. В апреле стоимость марки упала до рекордно низких значений – 10,5 $. Ранее такие показатели были зафиксированы в 1999 г.

С 1 мая вступила в силу новая сделка ОПЕК, которая подразумевает суммарное сокращение объемов нефтедобычи всеми участниками организации. Поэтому можно наблюдать небольшой рост.

Как сообщает Forbes, весной аналитики зафиксировали падение оптовых цен на бензин на 11%. В частности, стоимость АИ-92 на Санкт-Петербургской бирже снизилась до 36 тыс. руб. за тонну, что составляет около 27 руб. за литр.

«НПЗ опустили оптовые цены на топливо из-за того, что рекордно снизился спрос: перевозки автомобильным транспортом сократились на 70-80%, на АЗС упали продажи. Поэтому, чтобы не останавливать производство, нефтепереработчики пошли на такую меру»

Дмитрий Гелемурзин, исполнительный директор многопрофильного холдинга Goldman Group

Однако на рознице этот скачок практически не отразился.

Таблица 1. Цена бензина на АЗС, руб. за литр

Период Средняя АИ-92
Декабрь 2019 г. 44,67 42,23
Май 2020 г. 44,83 42,39

Источник: Росстат

Формирование стоимости бензина

Казалось бы, оптовые цены на бирже упали, значит, вскоре опустится и розница. На самом деле, эту связь нельзя считать прямой по многим причинам. Во-первых, НПЗ могут выставлять на торги не более 10% от производимого в стране топлива. Продукцию покупают сети независимых заправок, которые могут использовать преимущество из-за скачков биржевых цен, однако на рынке таких АЗС очень мало.

Большинство заправочных станций принадлежит огромным вертикально интегрированным компаниям, которые самостоятельно обеспечивают весь цикл производства и реализации топлива. Они добывают нефть, перерабатывают ее, доставляют на заправки и продают.

Фото: freepik.com/fotoslaz

Фото: freepik.com/fotoslaz

В этом случае нужно учитывать особенности ценообразования бензина. Доля стоимости сырья в литре топлива, по мнению экспертов РБК, ‒ всего около 7%.

В себестоимость также закладывают затраты на производство горючего, транспортировку, доходы трейдеров и розничную наценку – около 10–13%.

Однако большая часть издержек компаний, которая серьезно отражается на рознице, – многочисленные обязательные платежи в бюджет: НДС, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциз.

«Если посмотреть на общую структуру затрат на производство бензина, то выяснится, что в одном литре стоимостью 45 руб. примерно 9 руб. будет составлять акциз, который за последние шесть лет вырос в два раза, далее другие налоги. Все вместе они составляют 70% в цене литра».

Александр Фролов, замдиректора Института национальной энергетики

Кроме того, изменившаяся в ходе распространения пандемии экономическая обстановка добавила к многочисленным обязательным платежам еще один. Дело в том, что в 2018 г. после скачка мировых цен на нефть правительство запустило сглаживающий налоговый механизм – демпфер. Тогда из-за роста котировок в стране взлетели цены бензина и дизеля, а правительство было вынуждено вести переговоры об их заморозке. Стало ясно: необходима специальная система для стабилизации доходов нефтяников и стоимости моторного топлива на заправках.

Суть механизма заключается в том, что в случае роста цен горючего за границей, государство компенсирует нефтяным компаниям часть прибыли, которую они не получают (демпфер), удерживая ценники внутри страны. И, наоборот, если показатели на экспортном рынке ниже, чем на внутреннем, то уже нефтяники выплачивают часть дохода в бюджет (отрицательный демпфер).

В сложившейся ситуации упавшие котировки нефти обрушили мировую стоимость топлива. Поэтому владельцы НПЗ с тонны бензина должны заплатить не только 12,5 тыс. руб. акциза, но и новый подвид налога в размере 17 тыс. руб.

Мнения экспертов насчет эффективности налогового механизма разделились. Так, гендиректор независимого агентства «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов убежден, что условия соглашения между нефтяными компаниями и государством необходимо пересмотреть, в частности, обнулять демпфер, если он становится отрицательным.

Аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает, что действующая система корректировки оказывает минимальное давление на темпы инфляции.

Выводы: почему бензин не дешевеет

Растущие издержки нефтепроизводителей попросту не позволят стоимости горючего опуститься, иначе предприятия не смогут сохранить рентабельность. Кроме того, котировки нефти сами по себе не оказывают существенного влияния на розничную цену топлива.

Фото: freepik.com/dimonka

Фото: freepik.com/dimonka

По сведениям экспертов РБК, такая ситуация в теории могла бы привести к снижению цен, но в условиях рыночной нестабильности нефтяные компании не станут упускать выгоду. Однако стоит отметить, что ситуация в отрасли непростая, причем трудности есть на всех уровнях – в добыче, переработке, транспортировке и реализации. В среднем, продажи на АЗС упали на 30–40%. Поддерживая цены, нефтяники позволяют удерживать процессы, сохранять рабочие места и отвечать по своим обязательствам.

В целом, российская экономика напрямую зависит от уровня цен нефти. Как сообщает Минфин, доля нефтегазовой отрасли в бюджете – около 35–40%. Поэтому политика государства – поддерживать стоимость топлива на внутреннем рынке.

По Вашему мнению, какой должна быть цена бензина в России?
Не выше 20 руб. за литр, и в случае колебаний датироваться государством
Напрямую зависеть от стоимости нефти

А что в других странах

Во многих государствах, в отличие от России, механизм установления розничных цен формируется естественным рыночным путем. Поэтому сразу после обвала WTI, по сообщению GasBuddy, минимальная стоимость литра топлива в некоторых штатах составила примерно 17,5 руб. Например, в Кентукки, где американцы могли заправить автомобиль всего за 95 центов за галлон (3,785 л).

Фото: freepik.com/jcomp

Фото: freepik.com/jcomp

Падение котировок повлияло и на ценообразование в европейских государствах: по данным портала GlobalPetrolPrices, снижение цен бензина фиксируется во всех странах ЕС. Так, стоимость топлива после обвала опустилось в Германии с 1,21 до 1,15 евро за литр, что по апрельскому курсу составляет примерно 92,9 руб. В Италии – с 1,42 до 1,38 евро, около 111,5 руб.

Несмотря на высокие налоги, по данным агентства Bloomberg, Россия входит в топ-10 стран с самыми низкими ценами моторного топлива.

После заключения сделки ОПЕК котировки нефти снова поползли вверх, поэтому в большинстве стран в мае начали расти и ценники.

О перспективах

Согласно исследовательскому материалу Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), при отсутствии новой волны пандемии спрос на горючее восстановится к началу осени. В первую очередь потребление вырастет за счет запуска промышленной и строительной отраслей, что позволит увеличить продажи дизеля. Спрос на автомобильное топливо сможет полностью восстановиться только в случае полной отмены самоизоляции и возобновления пассажиро- и грузоперевозок.

С ростом стоимости нефти в начале мая был отмечен скачок оптовых цен топлива. По данным торгов на петербургской товарной бирже, в сравнении с апрельскими значениями, тонна 92 бензина подорожала на 11,5%, а 95 – на 13%. Приведет ли это к повышению розничных цен на АЗС? Эксперты снова разделились во мнениях.

«Как бы ни вели себя оптовые цены, есть четкое указание регуляторов: рост цен должен быть не выше уровня инфляции. Поэтому у нас есть, конечно, небольшой запас, учитывая, что сегодняшний рост инфляции превышает рост цен, но ничего сверхъестественного ожидать не стоит. Медленно, но спрос восстанавливается».

Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза о динамик цен на автозаправках

По мнению эксперта Михаила Турукалова, из-за нестабильности рынка нефтяные компании вынуждены сокращать производства. Поэтому в условиях роста потребления на внутреннем рынке дисбаланс между спросом и предложением станет явным, и нефтяники вынужденно поднимут цены. Однако речь не идет о серьезных скачках. Кроме того, ранее глава Минэнерго Александр Новак исключил возможность резких изменений в рознице.

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Гамзулина Ксения Автор: . Предприниматель, жураналист.
26 июня 2020.

Вступайте в в наш канал на Яндекс Мессенджер

Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist

Комментарии 3

Константин:

Наши НПЗ платят (или получают) за нефть в рублях, а не в баксах. И, насколько понимаю, в рублях цена не падала и вряд ли будет падать.



Евгений:

Может пора закончить вешать лапшу на уши! Ведь Россия добывающая страна! Как что, мы указываем на заграницу ( это если нам выгодно). Во-первых – Надо сравнивать цены на топливо в добывающих странах, а не таких как Германия, Голландия. Во-вторых – надо сравнивать доход их граждан и наш! Нечего кивать на инфляцию, если инфляцию создаем сами поднимая цены. Все это напоминает анекдот про лягушку и аиста.



Анатолий:

Зто не парадокс, что нефть дешевеет а бензин нет. Это наш российский путь!!!



Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!