Во время войны Ил-2 стоил около 3 млн современных рублей

Автор: Андреев Александр Алексеевич. Майор запаса. Хобби – военная история.. Дата: 8 мая 2020. Время чтения 9 мин.

Штурмовик Ил-2 стал самым массовым в производстве военных самолетов в период Второй мировой войны – всего изготовлено 35 941 штуки. Обеспечивал непосредственную поддержку с воздуха сухопутных войск над линией боевого соприкосновения и в ближнем тылу противника. С осени 1942 г. стал главной ударной силой авиации Красной Армии. Народным комиссариатом авиационной промышленности в качестве отчётных финансовых показателей использовались отпускные, договорные (кооперативные) цены и себестоимость. В ходе войны стоимость самолета не была постоянной и варьировалась от 700 тыс. руб. в планах 1940 г. до 175 тыс. руб. в 1943 г. Окончательная цена была сформирована в 1945 г. и составила 250 тыс. руб. Для сравнения, зарплата к концу войны в среднем составляла 442 руб., а «Победу» отдавали за 16 тыс. руб.

Штурмовик Ил-2 был запущен в серийное производство в марте 1941 г. По расчётам командования, к концу года этот бронированный самолет поддержки сухопутных войск должен был частично заменить устаревшие бипланы И-153, И-15 бис, состоявшие на вооружении штурмовых авиаполков ВВС приграничных военных округов. На тот момент стоил Ил-2 700 тыс. руб., но вовремя войны цена экстренно снижалась.

По состоянию на 22 июня 1941 г., в войсках, принявших удар вермахта, насчитывалось только 20 Ил-2, которые так и не были включены в боевой расчёт из-за отсутствия подготовленных летчиков. Единственная часть ВВС – 4 бомбардировочный авиационный полк Харьковского военного округа (4 ббап ХВО) – была укомплектована 63 Ил-2. Летный и технический состав освоить новую технику должным образом не успел.

Время съемки 1944 г.

Время съемки: 1944 г. Автор: Марк Редькин

Тактика применения штурмовика в условиях войны отрабатывалась ценой больших потерь летного состава и техники. Только к середине 1942 г. были внедрены основные приемы использования всего спектра вооружений самолета в бою, совершенствовалась организация управления, разведки и взаимодействия с наземными частями. Фронту требовалось все больше самолетов.

«Решил исход войны. Думается, в этих словах нет преувеличения. Ил-2 стал самым массовым самолётом Великой Отечественной войны. Не зря по роли и значению его ставят рядом с танком Т-34 и пушкой В.Г.Грабина – тем, что спасло Отечество. К этому ряду я бы добавил нашу картошку. А вначале, безусловно, русский народ».

Феликс Чуев, советский писатель и публицист

Производство и стоимость в динамике

Для выполнения плана по выпуску штурмовиков привлекалось 4 авиазавода, которые за годы войны изготовили, по данным «Википедии», 35 941 самолетов различных модификаций.

Ил-2 перед отправкой на фронт. 18-ый авиазавод

Фото: Ил-2 перед отправкой на фронт. 18-ый авиазавод

Финансовая составляющая экономики в условиях войны зачастую теряется в общем потоке информации и не вызывает особого интереса. Однако анализ расходной части бюджета и ценовой политики государства демонстрирует степень устойчивости и потенциал экономики в военный период.

По предвоенным планам (1940 г.), стоимость Ил-2 определялась по максимальной планке 700 тыс. руб. Цена формировалась не столько сложностями технологии производства нового образца, сколько стремлением подрядчика (наркомат авиационной промышленности) к росту валовых показателей. Налицо, увы, традиционный и актуальный в наше время конфликт интересов в треугольнике: экономист, финансист, потребитель. К чести руководства, ведомственные разногласия были постепенно согласованы и приведены к единой трактовке, что в итоге обеспечило даже рентабельность производства промышленности: от 13,53% в 1941 г. до 5,2% в 1945 г. В минус до -0,98% вышли только в 1942 г., когда цены целенаправленно снижались.

«…Поставщик, как правило, не заинтересован в действительном снижении оптовых цен, которое давило бы на него и заставляло бы снижать себестоимость. Требуется каждый раз специальное постановление СНК СССР, обязывающее наркоматы пересматривать цены на военную продукцию. В свою очередь, установление цены раз в год приводит на практике к тому, что по отдельным изделиям к концу года оптовые цены отрываются от себестоимости».

Из письма наркомфина А. Г. Зверева заместителю председателя СНК А. И. Микояну по поводу договорных цен, март 1942 г. Источник: Мухин М.Ю. «Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны»

Стоимость Ил-2 во время войны постоянно менялась:

  1. Уже в 1941 г. отпускная цена составила 360 тыс. руб. (среднее значение данных заводов №№ 1,18,30).
  2. 27 марта 1942 г. были согласована договорная стоимость штурмовика – 300 тыс. руб. для производства № 1 и 480 тыс. руб. – для № 30.

Примечание! Как пишет Мухин М.Ю., тенденция на дальнейшее снижение сохранилась: цена для № 1 опускалась в 1942 г. вовсе до 162 тыс. руб.

  1. К 1943 г. после выхода на проектную мощность (до 12 самолетов в сутки) эвакуированных заводов и смежных предприятий отпускные цены установились в районе 175 тыс. руб. (средний показатель) при отчетной себестоимости 180 тыс. руб. (конфликт ведомственных интересов еще тлел).
  2. Окончательный вердикт – план 1945 г. – 250 тыс. руб.
бригада Елены Сухановой на сборке, г. Куйбышев

Фото: бригада Елены Сухановой на сборке, г. Куйбышев (ныне Самара)

Необходимо отметить, что самолеты оснащались все большим количеством новейших и импортных элементов и узлов номенклатурного ряда: манометрами, клапанами, кранами, редукторами, авиаштамповкой, зеркалами обзора, резиновыми изделиями.

В процессе производства ИЛ модернизировался, совершенствовалась технология. Процент заводского брака уверенно снижался за счёт роста квалификации рабочих и техников. Остались в прошлом (апрель-май 1943 г.) факты массового выпуска штурмовиков с заводскими дефектами (разгерметизация воздушной системы, течь масла и гидравлики, подтекание воды и бензина, повышенные люфты органов управления, низкое качество склейки шпона), когда целые полки полностью теряли боеготовность. Так, к 1 июня в 704 –ом шап 1 ВА из-за дефекта обшивки оказались прикованы к земле 34 Ил-2.

сборочный цех авиазавода №18, Куйбышев

Фото: сборочный цех авиазавода №18, Куйбышев

В октябре 1942 г. на фронт стали поступать двухместные штурмовики. Использование этих машин существенно повысило боевую эффективность каждого вылета в условиях противодействия истребительной авиации противника.

Из истории, которую мы помним: «…летчик 672 штурмового авиаполка Серегин В.С. при бомбардировке переправы через реку Буг сбил истребитель «Мессершмитт» Bf.109, который пытался атаковать ведущего группы Ил-2…». «…При штурмовке позиций противника в районе озера Балатон был вынужден вступить в бой с 6 FW-190. Сбил один истребитель противника, раненый, на поврежденном Ил-2 дотянул до своего аэродрома…». Это ему уготовила судьба совершить последний полет вместе с Ю. Гагариным 27.03.1968.

Много это или мало

Стоимость Ил-2 в военные годы снизилась с 700 тыс. руб. до 250 тыс. руб. Для понимания практического значения таких сумм сравним их с тем, сколько люди зарабатывали и отдавали за продукты и вещи.

Таблица 1. Цены на товары повседневного спроса, 1940 г. руб.

Наименование Нормированная стоимость В коммерческой торговле
Костюм мужской 367 640
Ботинки мужские 140 238
Мыло туалетное 1,5
Духи «Красная Москва» 28,5
Папиросы «Казбек» 3,15
Чайник латунный, 2,5 л 56

Источник: статистический сборник «СССР в пятилетках», М 1980

В связи с дефицитом на товары повышенного спроса на рынках цены были невероятно высоки. Так, в 1944 г. коммерческая стоимость хлеба и бутылки водки достигали 300 руб., пачки папирос – 75 руб., мясо – 400–500 руб., масло сливочное – 1 тыс. руб., сахар-рафинад – 1 050 руб.

В целом индекс цен на рынке по товарам продовольственной группы увеличился в 12 раз по сравнению с 1940 г.

Денежное довольствие офицера составляло от 300 руб. За результаты боевой деятельности: вылеты, сбитые самолеты, уничтоженные танки противника, восстановленные свои – предусматривались премии. Заработная плата в промышленности рабочих – 690 руб., инженеров – 940 руб. В целом по народному хозяйству, по данным ЦСУ СССР, средняя оплата составляла на начало войны 339 руб., в 1945 г. – 442 руб.

новые Ил-2 от молодежи Ярославля

Фото: новые Ил-2 от молодежи Ярославля

К 1943 г. действующая армия и предприятия тыла переведены на безналичный расчёт, всё довольствие шло на книжку. Суммы накапливались значительные, что способствовало реализации инициатив сбора средств на «именные» образцы техники для фронта.

Но условно накопить денег из зарплаты на покупку штурмовика даже за 250 тыс. руб. без привлечения иных источников финансирования за 4 года войны было невозможно. При доходе 442 руб. требовалось бы почти 566 месяцев или более 47 лет.

Интересный факт! За создание штурмовика Ильюшин в 1941 г. был дважды удостоен Сталинской премии. Общая сумма награды составила 150 тыс. руб. Для сравнения, автомобиль «Победа» в те годы стоил 16 тыс. руб. Но все деньги, как пишет Феликс Чуев, легендарный конструктор «отдал в Фонд обороны».

Пикирующий враг

Условный «одноклассник» Ил-2 со стороны противника – бомбардировщик Юнкерс Ju-87 обходился люфтваффе в 131 175 рейхсмарок.

Справочно! Соотношение валют в годы войны: 1 марка к 2,12 руб. На оккупированной советской территории за 1 марку требовали 10 руб.

Средняя зарплата рабочего на производстве составляла 190 РМ, лейтенанта после училища –220 РМ. Стоимость пачки сигарет – 3,3 РМ, продуктового набора на сутки – 2 РМ. Для многих категорий граждан действовал военный налог (до 50%), поэтому каких-либо мыслей по сбору денежных средств на покупку техники и вооружения для «сверхчеловеков» у достопочтенных бюргеров не возникало. Все ограничивалось сбором вещей и продуктовых посылок «освободителям», замерзающим в Подмосковье или под Сталинградом.

Читайте подробно, об экономике Германии перед войной

В современных рублях

В ценах сегодняшнего дня без корреляции пропорций бюджета стоимость штурмовика составит примерно 3,35 млн руб. Пересчет проводился по «золотому содержанию» рубля на начало войны и конец 2019 г.

Привязка к курсу доллара с учетом инфляции за 80 лет необоснованно исказит ценовое значение. Традиционно военная техника, изготовленная в СССР, РФ значительно дешевле аналогичных образцов от производителей из США или Западной Европы.

Современный аналог Ил-2 над полем боя – штурмовик Су-25, принятый на вооружение в 1981 г. В настоящее время министерство обороны РФ приняло программу модернизации более 100 самолетов за 400 млн руб. С производства снят, стоимость продажи на внешнем рынке вооружений 3 млн $ (из открытых источников, данные экспортной сделки, Словакия, 2000-е гг.). Это соответствует рублевому эквиваленту порядка 194 млн руб. (по средневзвешенному курсу за 2019 г., по данным ЦБ: 1 руб. = 64,66 $).

восстановленный в Новосибирске Ил-2

Фото: восстановленный в Новосибирске Ил-2

По данным Росстата, средняя зарплата за 2019 г. составила 47 468 руб. Значит, для покупки «сушки» потребуется более 390 лет трудовой деятельности.

Таблица 2. Пересчет стоимости Ил-2 в средних зарплатах

Год Цена Оплата труда В ср. з/п
1941 700 000 339 2 064
1945 250 000 442 566
2020 3 350 000 47 468 71

Источник: расчетно

Итак, гражданину СССР в годы ВОВ потребовалось бы около 47 лет, чтобы накопить на покупку Ил-2, россиянину сегодня – более 390 лет на приобретение Су-25.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Андреев Александр Алексеевич Автор: . Майор запаса.
8 мая 2020.

Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!