Летающие красавицы: русские женщины-пилоты

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 20 января 2020. Время чтения 7 мин.

В рейтинге Bloomberg по числу пилотесс крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» оказалась аутсайдером. По всей стране их насчитывается чуть более 70. Число женщин за штурвалами гражданских воздушных судов для России до обидного мало.

Список типично мужских профессий редеет с каждым годом, потому что девушки осваивают нехарактерные для них направления. И неправы те, кто считает, что управлять самолётами могут только представители сильного пола. В мире это делают уже тысячи красавиц. Женщин-пилотов в России сегодня наберётся чуть более 7 десятков. Но вспомните ВОВ. В истории сохранились имена сотен наших соотечественниц, наводивших ужас на врага на По-2 и даже истребителях. Это Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Руфина Гашева, Лидия Литвяк и др. Их военные самолёты были куда опаснее современных авиалайнеров, которые поднимают в небо новые поколения девушек.

В России лицензии пилотов гражданской авиации на конец 2016 г. имели 450 дам. И это очень мало для такой сверхдержавы, как наша. Более того, лишь их часть управляет воздушными судами на практике. В тех же Штатах пилотирует гражданские самолёты не одна тысяча их коллег.

Весь мир

В 2016 г. летало 25,5 тыс. дам, об этом сообщали Anews.

Фото: Женский экипаж авиакомпании Emirates. Источник: Деловой авиационный портал

Фото: женский экипаж авиакомпании Emirates. Источник: Деловой авиационный портал

Всего несколько месяцев назад в сети появилось исследование, проведённое международным ресурсом fromAtoB.com. Его опубликовало всемирно известное информационное агентство Bloomberg. Результаты оказались довольно интересными: пилотов женского пола катастрофически мало, они составляют 5,2% от общего количества. Звание КВС имели на планете чуть более 450 женщин.

Учитывались 45 ведущих авиакомпаний мира, среди них и российский «Аэрофлот». Надо сказать, выглядел он не лучшим образом: в списке среди аутсайдеров, на 11 месте с минимумом в 1,4% и 58 летающими девушками.

График 1

Доля женщин, управляющих воздушными судами, в % от числа лётчиков. Источник: Bloomberg

В это исследование не попала Индия. По заключению Международной ассоциации пилотов, на долю представительниц прекрасного пола в этой стране приходится 13% –  больше, чем у лидера данного рейтинга.

Авиастроительная компания Boeing заявляет, что перевозчикам потребуется найти около 800 тыс. пилотов в течение 20 лет, чтобы не отставать от масштабного роста авиационной промышленности.

Русские пилотессы

После того как «Блумберг» опубликовал результаты исследования, «Аэрофлот» уточнил, что среди его пилотов, которых, кстати, не 4 200, а 2 800 чел., уже трудятся 62 женщины. Из них 48 летают, а остальные обучают. 9 – командиры экипажей. На деле доля увеличилась с 1,4 до 2,2%.

И всё же, откуда такая разница? Отчего девушек, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, в России меньше, чем в Европе и США?

Instagram @ stewardessaeva

Фото: Instagram @ stewardessaeva

В качестве оправдания столь низкой позиции крупнейшего отечественного авиаперевозчика можно привести некоторые доводы:

  1. Компания не принимает специальных мер, чтобы сохранить преимущественное положение мужчин, равно относится ко всем претендентам. С этим согласился и Bloomberg.
  2. Многие пассажиры по сей день боятся летать с пилотами-женщинами. Никуда не исчезли стереотипы. Они уверены, что в критической ситуации мужчина сориентируется быстрее и не впадёт в панику.

  1. Не слишком много возможностей выучиться на лётчика осталось после распада СССР. Удовольствие это недешёвое. Пока претендентка окажется за штурвалом самолёта и ей доверят перевозку пассажиров, пройдёт уйма времени. Придётся не просто поступить в лётное училище и закончить его. Немало денег уйдёт на отработку практических навыков на тренировочных, а затем грузовых судах, постоянное повышение квалификации.
  2. Наконец, трудовое законодательство против привлечения женщин к вредным работам. А должность пилота – это постоянные стрессы, перепады давления, смена часовых поясов. Не зря их раньше среднестатистического россиянина отправляют на пенсию.
А Вы бы побоялись лететь в самолете с женщиной-пилотом?
Да
Нет

На конец 2016 г., как сообщает «ВПолете.Онлайн», 450 россиянок получили лётную лицензию. Из них 30 пилотируют пассажирские самолёты. В Штатах в это время из 27 тыс. дам, имеющих лицензию, только 1 тыс. реализует умения на практике.

А теперь посчитаем. Большая часть из упомянутой тридцатки, а именно 20, – в «Аэрофлоте». Как подтвердила авиакомпания, на 2019 г. в её штате уже 62 пилотессы.

Плюс в «России» – 6, как минимум 2 – в «Победе». Получается, что «королев небес» гражданской авиации в стране немногим больше 70.

Instagram @ inessa_travel_

Фото: Instagram @ inessa_travel_

Имена некоторых из них известны далеко за пределами РФ. Они стали первыми в своём деле.

Дарья Синичкина

Фото: Дарья Синичкина. Пилотирует новый Sukhoi Superjet 100 авиакомпании Red Wings – пока единственная в мире

Заслуженный пилот РФ Ольга Ивановна Грачёва

Фото: заслуженный пилот РФ Ольга Ивановна Грачёва. В России допущена к полётам на иностранных машинах A310 и Boeing 767

Татьяна Рыманова – пилотесса «Боинга».

Фото: Татьяна Рыманова – пилотесса «Боинга»

Мария Фёдорова – самая молодая девушка, в 23 года допущенная за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 г.

Фото: Мария Фёдорова – самая молодая девушка, в 23 года допущенная за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 г.

Елена Новичкова – КВС Airbus A320.

Фото: Елена Новичкова – КВС Airbus A320

В 2018 г. о рейсах с девичьими экипажами заявила авиакомпания «Победа», чем вызвала общественный резонанс. О страхе перед такими пилотами сообщили многие соотечественники. В конце ноября 2018 г. подобный перелёт был выполнен.

Скриншот новости на странице ВКонтакте авиакомпании

Скриншот новости на странице ВКонтакте авиакомпании

«С первой половины 20 столетия прекрасные представительницы человечества составляли пятую часть военных пилотов сначала Российской Империи, а затем и в Союзе. … справедливости ради отметим: в 70-х в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе» (vpolete.online).

За штурвалом боевых самолётов

Речь не о годах Второй мировой, а о сегодняшнем дне.

Цитата: «Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков смогут управлять самолётами оперативно-тактической авиации. В 2019 г. в заведение поступили 15 девушек», — С. Дронов, командующий ВВС РФ.

Это уже третий набор курсанток. «Известия» и «Военное обозрение» писали о решении министра обороны Сергея Шойгу открыть для девушек должность пилотов истребительных самолётов в 2017 г. За прошедшие два года набора зачислили 31 желающую.

«Только в ВВС США 728 женщин-пилотов» Источник: warhead.su

Покорить небо, находясь за штурвалом авиалайнера, – девичья мечта, которая имеет все шансы осуществиться. Несмотря на стереотипы, открыты двери высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ульяновска, где заветный диплом по специальности «Лётная эксплуатация летательных аппаратов гражданской авиации» может получить любой, у кого хватит умений и упорства.

К тому же Конституция РФ людям обоих полов предоставляет равные права.

Интервью пилотессы в видеосюжете:

Понравилась статья?

Нет
56
Средне
21
Да
233

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Демидова Марина Автор: . 30 лет опыта в государственной статистике. Математик, экономист. Образование: Петрозаводский государственный университет.
20 января 2020.

Вступайте в Капиталист на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist

Комментарии 12

Николай:

Сам летал в Египет под управлением женщины пилота. Звали Татьяна фамилию не помню возможно Рыманова. Никакого отличия не заметил. Но четко помню слова пилота: “Посмотрите на право, пролетаем знаменитые пирамиды”. Но рейс благодаря этому запомнился. Спасибо за статью.



Александр:

Пилотессе компании “Россия” из ролика явно надо подтянуть русский язык. Надеюсь, что другие предметы в Сасовском училище ей преподавали хорошо. Но, посмотрев ролик, я бы с ней не полетел.



Юрий:

Почему-то все эти девушки похожи чем-то на мужиков. Странная особенность пилотов.



ИГОРЬ:

Летал с ними в составе экипажа. Думаю это представляет определенные неудобства и дискомфорт в работе. Я уважаю этих женщин за их выбор, но женщине-пилоту и даже женщине водителю свою жизнь не доверяю. Для меня это повышенная опасность из-за разницы в психологии и алгоритмах принятия решений. Мужчина может неправильно понять намерения или действия, что может вызвать развитие непредвиденной ситуации. За последние годы система летной подготовки пилотов в целом сошла на нет и мне зная эту ситуацию изнутри бывает тревожно. Летчики превращаются в операторов коммерция побеждает безопасность полетов увы.



sander:

Ни разу не видел ни одной, тока стюардессы. Если бы увидел, сразу бы соскочил, как ошпаренный, с рейса.



Инструктор:

Женщинам не место за штурвалом!



Владимир:

Ужас!!! Она хотела пойти на врача, но подумали с родителями, и поехали в Сасовское… Все хотят быть командиром… Она вообще в адеквате???



Юрий:

Пока не будет критической ситуации самолетом может управлять любой. На самолете даже не так опасно как на машине, т.к. критические ситуации реже. Но не дай бог что то пойдет не так. Мужики к этому готовятся с детства – недаром их гибнет в этом возрасте больше. На войне всех девушек на истребителях повыбили. Женские У-2 летали лишь ночью и на короткие вылеты на передовую, когда не было истребителей.Уже только за это они становились героями. Эффективность была на 2 порядка ниже мужских полков У-2.



валерий:

женщины должны рожать и воспитывать детей. по физическим возможностям только 15% мужчин принципиально могут стать летчиками. из них ассами станут только 15%. то есть из 100 мужиков опытными пилотами станут 2-3 человека. у меня знакомый – денег много-дочку хочет пилотессой сделать. думайте в какой процент пилотов ассов она попадет. командир звена ан 26 ан 24 ту 134.



Иван:

Пилот, человек умеющий взлетать и садиться. Летчик, человек использующий самолет как боевое оружие. В военное училище набрали девчонок. Это просто деньги на ветер. Даже комментировать тут не чего. Посмотрели бы они в каких условиях живут боевые летчики, и какие у них зарплаты. Уже сейчас бы чемоданы собрали.



Андрей:

Как начали обсуждать трусливые мужики женщин пилотов. А сами то хоть велосипедом управляли, или всех боятся. Не позорьтесь своими комментариями, от них несет трусостью.



Игорь:

А когда фашистов били, то женщины-пилоты были на месте? А теперь такие дискуссии! Женщины в любой профессии надежней мужчин! Просто их надо беречь! Без женщин погибнет род людской! Вот от сюда и желание уберечь наших любимых от опасных профессий! Счастья вам женщины-пилоты! Чистого неба!



Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!