Бумер в 90-е стоил до 800 млн руб.
Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 3 сентября 2019. Время чтения 7 мин.
Посидеть за рулем легенды 90-х – черного бумера – мечтали в России все мальчишки. Обладать такой крутой тачкой хотели бандиты, только далеко не у всех хватало средств на ее приобретение. Только крутые авторитеты могли позволить себе приобрести в 1997 году автомобиль, который стоил 775 млн руб. Даже около 300 млн руб. для многих из них были неподъемной ношей.
Автомобиль мечты из 90-х, равно как и кожаные куртки, польские или спортивные турецкие костюмы под «Адидас», даже спустя десятилетия напоминают о криминальных разборках. Бумер в 90‑е стоил десятки тысяч американской валюты. Заработать столько честным трудом в России не мог ни один человек. Сегодня таким никого не удивишь, да и стоит копейки по сравнению с теми, бандитскими.
BMW – модели немецкого автопрома
Аббревиатура BMW расшифровывается как Bayerische Motoren Werke. В переводе это означает – «Баварские моторные заводы». Создатели этой компании по производству автомобилей, мотоциклов, двигателей, а также велосипедов, являя миру свои творения и постоянно их совершенствуя, стремились в тому, чтобы на мировых рынках они заняли достойное место. Но вряд ли полагали, что где-то их машины обретут славу бандитских тачек, станут символом определенного статуса.
В России начала 90-х большинство жителей медленно расставалось с мечтами на обзаведение личным авто. Даже модели отечественного автопрома стремительно росли в цене. Не говоря уже об иномарках. А они ввозились в страну все чаще. Начало тому положила вступившая в силу «Инструкция о порядке перемещения через государственную границу СССР автомобилей, немоторных транспортных средств, мотоциклов, мотороллеров и мопедов индивидуального пользования».
Главными потребителями стали значимые авторитеты, первые в криминальном кругу люди.
В топе бандитских автомобилей из 90-х – представители от BMW:
- Под №3 боевая машина вымогателей BMW 5 в кузове Е34. Изящная, с мощным двигателем и прекрасной управляемостью. Все в УБОПЕ знали – на таких ездят не простые братки, а бандиты рангом повыше.
- Под №5 BMW 7-series E38. Именно этот символ криминальных лет России получил название «бумер». «7 Бэха» стала одной из самых желанных машин криминальных авторитетов. Она и самая «расстреливаемая». Ее жесткий кузов не раз спасал жизнь ее пассажирам.
Конечно, уличным бандитам и мелким коммерсантам она была не по карману. После фильма «Бумер» BMW 750 узнала вся страна, а для подростков машина превратилась в мечту.
- Все шансы продолжить криминальную славу своих предшественниц имела БМВ Е39. Но в конце 1998 года был подписан контракт с немцами, а спустя год с конвейера СП в Калининграде сошли первые «бумеры».
Да-да, в России была организована сборка автомобилей БМВ. А уже в 2000-2001 годах российских чиновников массово «пересадили» на те самые «пятерки» и «семерки» – необходимо было поддержать отечественного производителя. По криминальному имиджу тачки был нанесен первый удар. Из бандитской она превращалась в правительственную. Но к тому времени на спад пошел и уровень организованной преступности.
Это интересно! Сколько в 90-е стоили мобильные телефоны
Такие разные имена
Однако «бумер» и «бэха» – не единственные клички этих бандитских тачек. Называли их также:
- Боевая Машина Вымогателя.
- Братва Может Всё.
- Боевая Машина Вора.
- Баварское Мусорное Ведро.
Сколько же стоил этот венец немецкого автопрома сильных мира в «лихие 90-е»?
Цены в России
BMW 5 стала первопроходцем из Германии на авторынок России. По материалам сайта fishki.net, новенький «бумер» 525i в первой половине 90-х в Москве стоил $35-40 тыс., а подержанный и того дешевле. При среднем курсе в первом квартале 1990 г. в 60,44 руб., это 2 116 – 2 418 тыс. руб. Россиянин со средним заработком в 303 руб. о таком и не мечтал.
За информацией по ценам во второй половине 90-х обратимся к материалам журнала «За рулем». Печатать ее по наиболее часто встречающимся на авторынке России иномаркам он начал с января 1996 г.
На автомобильной выставке в 1995 году во Франкфурте на Майне состоялась презентация 5-й серии. Журнал освещал это событие. По его материалам, новая модель от производителя в Германии стоила 54,5-65 тыс. DM, или 355-424 млн руб.
Стоимость бумера в 90-е в России была заметно ниже, чем в Германии, ведь завозились сюда преимущественно подержанные экземпляры по ценам, существенно отличавшимся от заводских. Причем дешевели они довольно быстро. Так, например, в январе 1998 года:
- «бэху» 1994 г.в. можно было купить в автосалоне за $24 300, или 145,6 млн руб.;
- 1990 г.в. – в 1,8 раза дешевле, за $13700, или 82,1 млн руб.;
- а 1986 г.в. – в 4,5 раза за $5400, или 32,3 млн руб.
В ценах 2019 г. 2 387,3 млн руб., 1 346,1 млн руб. или 771,1 млн руб. соответственно.
Подробнее о том, как менялась стоимость подержанных BMW Е34 525i, реализуемых автосалонами Москвы:
Таблица 1. Цены в $
Периоды | Год выпуска | |||||
1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990 | 1986 | |
В $ | ||||||
Январь | ||||||
1996 | – | – | 21500 | – | – | 4050 |
1998 | 24300 | 20700 | 17600 | 15900 | 13700 | 5400 |
1999 | – | 16200 | 13500 | 12900 | 12000 | 3600 |
Ноябрь 1999 | 12400 | 12000 | 10700 | 9900 | 7800 | 2600 |
В тыс. руб. (до 1998 вкл. – в млн) | ||||||
Январь | ||||||
1996 | – | – | 100,2 | – | – | 18,9 |
1998 | 145,6 | 124,0 | 105,4 | 95,2 | 82,1 | 32,3 |
1999 | – | 357,2 | 297,7 | 284,4 | 264,6 | 79,4 |
Ноябрь 1999 | 326,2 | 315,7 | 281,5 | 260,5 | 205,2 | 68,4 |
Источник: «За рулем»
Но даже те, что стоили меньше всего, среднестатистическому россиянину были не по средствам. Понятно – почему. Он не получал с 1990 по 2000 годы и $200.
Заработать честным трудом и купить на эти деньги такую машину было нереально. В 1999 г. самая дорогая стоила как 210 средних заработков, а дешевая – 44. В 1998 – около 139 и 31 соответственно.
В страну завозились также новые машины. Если BMW третьей и пятой серии еще могли себе позволить бандитские лидеры средней руки, то на седьмых ездили криминальные авторитеты.
Таблица 3. Цены на новые БМВ в московских автосалонах, в январе
Модели | В $ | В тыс. руб. (1997 – в млн)
| ||||
1997 | 1998 | 1999 | 1997 | 1998 | 1990 | |
316 компакт | 27590 | 26400 | 30780 | 154,6 | 158,1 | 678,7 |
520i | 43620 | 42000 | 49410 | 244,4 | 251,6 | 1089,5 |
Е34 525i | 47700 | – | 48300 | 267,3 | – | 1065,0 |
E38 750i | 138220 | 131600 | 151860 | 774,4 | 788,3 | 3348,5 |
Источник: «За рулем»
Крутые обладатели BMW 7 на новую машину в начале 1997 г. выкладывали 774,4 млн руб., сегодня это 14 098 млн руб., в 1999 г. она стоила 3 348 тыс. руб., или 29 764 тыс. руб. в ценах 2019 г.
Новая BMW 5 обходилась своему владельцу в 1997 г. 267,3 млн руб., или 4 866 млн нынешних руб., а в 1999 – 1 065 тыс. руб., или 9 468 тыс. руб. 2019 г.
Легендарная «бэха» сегодня
Автомобиль мечты из 90-х в 2019 г. может приобрести всякий желающий. По сравнению с теми, что сделали славу бэхе, сегодняшние стоят копейки.
На вторичном рынке BMW E34 оценивается в сумму от 100 до 300 тыс. руб. (в 31-95 раз дешевле, чем в 1999 г.) – от двух до шести средних заработков. Это не то, что цена бумера в 90-е, когда за него нужно было бы отдать двести зарплат.
Если вы в 90-х хотели сесть за руль BMW седьмой серии Е38, то сегодня ваша мечта может осуществиться в среднем где-то за 350 тыс. руб. (в 85 раз дешевле, чем за нее платили в 1999 году). Цены на auto.drom за «баварскую красавицу» от 180 до 500 тыс. руб. Это примерно от 4 до 10 среднемесячных заработков по стране.
Читайте о самых дорогих автомобилях в России
О тачках 90-х тогда и сейчас в видеосюжете: