Как понять, что вам звонят мошенники, не сотрудники банка
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 22 октября 2019. Время чтения 5 мин.
Телефонные мошенники играют на чувстве страха клиентов банка и выманивают у них номер и CVV2-код карты. Специалисты объясняют, как не попасться на удочку аферистов, и приводят важное правило: настоящие банковские служащие никогда не спрашивают данные карты и код подтверждения из СМС.
Отвечает: Нитченко Юлия Васильевна
Телефонные мошенники действуют по простым, но действенным схемам. Они пытаются напугать клиента банка и выманить у него информацию о пластиковой карте, такую как CVV2-код, а также секретный код из СМС. Обычно преступники знают ФИО клиента, иногда могут даже назвать номер карточки. Большую часть сведений жулики извлекают из общедоступной информации в соцсетях, куда люди выкладывают номера своих телефонов, адрес и другие личные данные. Преступникам остается лишь отработать стандартную схему обмана.
Для запугивания жертвы существует несколько стандартных сценариев. Ей говорят, что счет заблокирован или начислен штраф за просрочку кредита, или была попытка провести подозрительную операцию. Обычно мошенники представляются банковскими служащими или сотрудниками службы безопасности и простят, чтобы клиент назвал номер карточки и другие ее реквизиты. Этого ни в коем случае делать нельзя – банковским служащим запрещается обращаться к клиентам с такими вопросами.
Первое, что должно насторожить, – звонок в неудобное время. Настоящий банковский работник не будет звонить в нерабочее время, особенно поздно вечером после 18:00. Особенно мошенники любят дни перед праздниками: многие в это время принимают горячительные напитки, а нетрезвого человека обмануть проще.
Разговор проходит в быстром темпе (чтобы пользователь не успел опомниться и засомневаться), а преступники часто употребляют слово «безопасность». Это повод насторожиться, так как банковские служащие не будут звонить клиентам по поводу безопасности и торопить их.
Важно. Фишинг – это вид мошенничества в интернете. Его цель – кража номеров кредитных карт, счетов и другой личной информации. Банки – один из основных объектов фишинга.
Настоящий сотрудник банка никогда не будут спрашивать:
- пароли из СМС;
- ПИН;
- CVV2/CVC-код;
- логин и пароль мобильного банка.
Из банковского учреждения не будут звонить по поводу сомнительной операции: ее заблокируют, а уже потом владелец счета перезвонит самостоятельно. Никаких отделов службы безопасности по предотвращению банковских преступлений не существует, поэтому нет ее представителей.
Отвечает Евгений Змиев
Вначале вас должен насторожить сам факт звонка из банка. Обратите внимание на тему разговора. Если вам предлагают взять кредит или оформить вклад, прийти в офис для выпуска новой кредитной карты, то это обычная рекламно-маркетинговая акция с помощью «холодных звонков» по клиентской базе. Как правило, цель этого звонка – создать у вас интерес к продукту, чтобы вы согласились прийти в банк и оформить его. По телефону настоящий банковский служащий не попытается совершить с вашей помощью никаких транзакций.
Мошенника, звонящего под видом «сотрудника банка», можно определить сразу: он либо вначале пугает, либо сразу начинает спрашивать информацию о банковской карте. Пугать он может тем, что карта заблокирована или от вашего имени был вход в интернет-банк и карта скомпрометирована, или представиться сотрудником службы безопасности банка. Мошенник может сказать, что вам не проходит перевод (пенсия, пособие, социальная выплата). Он предложит помочь решить проблему, для чего вы должны продиктовать все цифры на лицевой и обратной стороне банковской карты, а также пароль из СМС.
Вы должны знать: тот, у кого есть все цифры на обеих сторонах вашей пластиковой карты и пароль из СМС, может самостоятельно, без карты в руках, списать с нее все деньги! Банк потом разведет руками, так как вы выдали мошенникам всю конфиденциальную информацию, необходимую для списания денег.
Таким образом, мошенник никогда не позовет вас в банк, а предложит дистанционный «сервис» по решению проблемы, о которой вы от него же и узнали. Его цель – пробудить в вас страх или жадность. Если вы захотите прийти в банк и все решить самостоятельно, он (или она) скажет, что времени очень мало, счет идет на минуты, и все деньги с карты пропадут. Поэтому нужно сообщить ему все данные с банковской карты и пароль из СМС прямо сейчас. Настойчиво спрашивайте, в какое отделение банка можно прийти и к кому обратиться – в этом случае мошенник останется с носом и просто бросит трубку.
Рецепт защиты от мошенников прост: никогда и никому не сообщайте по телефону цифры, нанесенные на обеих сторонах вашей банковской карты, и пароль из СМС.