Ретроавтомобили получат льготы: как их оценят по новому ГОСТу в 2020 г.
![Ретроавтомобили получат льготы: как их оценят по новому ГОСТу в 2020 г.](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/Retroavtomobili-poluchat-lgoty-kak-ikh-ocenyat-po-novomu-GOSTu-v-2020-g.---kopiya---kopiya.jpg)
Автор: Медалиев Аюб Хачимович. Опыт работы в ПФР. Инженер в обасти микроэлектроники. Дата: 15 апреля 2020. Время чтения 9 мин.
Раритетные авто с марта 2020 г. могут стать полноправными участниками дорожного движения. Для этого они должны пройти экспертизу по правилам, утверждённым новым ГОСТом. Машины, сохранившие оригинальную комплектацию, будут признаны классикой. Любое вмешательство в конструкцию лишает образец баллов, что уменьшает шанс получить положительное заключение. На основании выводов экспертов и отметки в ПТС олдтаймеры получают льготу на прохождение техосмотра, скидки по страхованию. В некоторых регионах для таких авто предусмотрено частичное или полное освобождение от уплаты транспортного налога.
Раритетные автомобили ценятся особенным образом, ведь некоторые из них участвовали в исторических событиях. Олдтаймеры не вписываются в современные технические требования, поэтому до 1 марта 2020 г. передвижение на таких машинах требовало дополнительных согласований.
С наступлением этой даты начал действовать новый ГОСТ для ретроавто (Р 58686-2019), утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Теперь транспортом, который прошел специализированную экспертизу, допустимо управлять так же, как и обычными машинами.
Инициаторами введения нового стандарта стали Российская автомобильная федерация (РАФ) и Росстандарт. Документ разработан автомобильным и автомоторным научно-исследовательским институтом (НАМИ) по заказу РАФ. В нем устанавливаются критерии оценки транспортного средства (ТС), по которым оно признается классическим или раритетным. Вводятся новые правила технического осмотра, состояние узлов и агрегатов теперь оценивается не по существующим требованиям, а по действовавшим в год выпуска. Внесены и другие изменения.
«Разработка и вступление в силу ГОСТа на раритетные автомобили является важным шагом на пути создания условий для передвижения таких, зачастую бесценных, автомобилей в качестве полноценных участников дорожного движения. Теперь появился легальный механизм по определению автомобилей в качестве раритетных и их выпуску в обращение на законных основаниях»
Алексей Кулешов, замглавы Росстандарта
Классика и раритет: в чем разница
В новом стандарте введены понятия: классическое ТС (КТС) и раритетное транспортное средство (РТС). Как и раньше, олдтаймером считается автомобиль, мотоцикл, и другие ТС старше 30 лет, но не все.
![ВАЗ-2106.](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/VAZ-2106.-.jpg)
Фото: ВАЗ-2106. Источник: pinterest.com
Сохранилось большое количество моделей ВАЗ, выпущенных ранее указанного срока, но не являющимися таковыми. Но есть и машины, считающиеся исторической культурной ценностью, но и не зарегистрированные в ГИБДД. Между олдтаймерами делаются отличия.
Узнайте, какие авто продавались в начале 20 века.
Раритетными признаются ТС, которые удовлетворяют следующим условиям:
- с момента выпуска прошло 30 лет, если это транспорт категорий L, M, O1 или O2;
- автомобилю больше 50 лет, и он принадлежит к кат. M2, M3, N, O3 или O4;
- средство не используется в коммерческих целях для перевозки людей и грузов, чтобы извлечь прибыль;
- сохранились оригинальные кузов, двигатель, рама (если есть), или они восстановлены до первоначального состояния.
Таблица 1. Категории ТС
Категория | Расшифровка | Категория «О» | Прицепы |
L | Мототранспортные средства | O1 | До 0,75 т |
M | Для перевозки пассажиров | O2 | До 3,5 т |
M2 | Более 8 мест до 5 т | O3 | До 10 т |
M3 | Автобусы свыше 5 т | O4 | Более 10 т |
N | Для перевозки грузов |
Источник: решение комиссии ТС № 877
Классическими считаются раритетные средства передвижения, а также принадлежащие к категориям O2, M2, M3 или N, в следующих случаях:
- если они не предназначены для коммерческой эксплуатации;
- возраст более 30 лет;
- имеют паспорт КТС, присвоенный по результатам историко-технической экспертизы.
Принципиальное различие в том, что в классическом автомобиле должны быть оригинальными все узлы и агрегаты, тогда как раритетный ‒ обладать заводскими кузовом, двигателем и рамой.
Пример: ГАЗ-20 «Победа» с момента выпуска выполнял функции музейного экспоната и полностью сохранился в заводской комплектации. Этот экземпляр будет считаться классическим. ГАЗ-21 «Волга» с оригинальными двигателем, кузовом, но с тонированными стеклами, литыми дисками, кожаным салоном и современной аудиосистемой относится к раритетной категории.
«Волга» Газ-21 с мотором от «Тойоты» — это единичное транспортное средство, являющееся результатом индивидуального технического творчества со всеми вытекающими последствиями. И требования к ней предъявляются, как к обычному новому автомобилю»
Андрей Васильев, директор Центра технической экспертизы ФГУП НАМИ. Источник: Известия
Проведение экспертизы
Чтобы автомобиль был причислен к редким экземплярам, необходимо пройти историко-техническую экспертизу. Под ней подразумевается проверка соответствия тех. состояния ТС историческому периоду его использования.
Процедура проводится в два этапа. На первом транспорт проходит идентификацию. Определяется тождественность записей в документах с номерами узлов и агрегатов, принадлежность к той или иной категории средств передвижения. Устанавливается, является ли он наследием культуры. Одна из целей идентификации ‒ учет подобного ТС.
![фестиваль «Стиляги в городе», 2016 г.](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/festival-Stilyagi-v-gorode-2016-g.jpg)
Фото: фестиваль «Стиляги в городе», 2016 г.
Данная процедура, как и вся экспертиза, производится без разборки автомобиля и его узлов, путем визуального осмотра и органолептической оценки. При необходимости могут быть использованы технические средства.
По результатам составляется протокол, на основании которого эксперт оформляет идентификационную карту раритетного ТС. В ней указываются данные автомобиля, его фотография, информация о владельце, признаки изменения конструкции (если имеются).
![Скрин идентификационной карты (приложение «Б» к ГОСТу Р 58686-2019)](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/Skrin-identifikacionnoy-karty-prilozhenie-B-k-GOSTu-R-58686-2019.jpg)
Скрин идентификационной карты (приложение «Б» к ГОСТу Р 58686-2019)
На втором этапе проводится непосредственно исследование на предмет соответствия объекта предъявляемым к классическим раритетам требованиям. Эксперты проверяют все узлы и агрегаты на оригинальность. За отклонения от уникальности начисляются штрафные баллы. Их количество зависит от транспортной категории и года выпуска авто.
Выделяют 3 периода:
- До 1 января 1946 г.
- Промежуток от 01.01.1946 по 03.12.1969.
- От01.1970 и далее.
Интересная статистика! Стоимость первых «Жигули» в СССР.
Чем раньше выпущен старый автомобиль, тем меньше баллов начисляется за неоригинальную деталь, поскольку заводскую запасную часть ранних выпусков сложнее найти. За возраст ТС принимается тот, что определен экспертом.
![музей ретромашин под Можайском](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/muzey-retromashin-pod-Mozhayskom.jpg)
Фото: музей ретромашин под Можайском
Классическим считается средство передвижения, набравшее менее 100 баллов. Допускается возможность устранения замечаний на 25–30 бал., если суммарное количество не превышает 120 единиц. В противном случае машина не признается классической.
Пример. Авто набрало 105 бал., из них 10 ‒ за нештатную антенну. Если владелец сумеет устранить этот недостаток, то оно получит 95 баллов и будет признано классическим.
Но тут есть нюансы. Если машина в результате модернизации перешла в другую категорию, то баллы за неоригинальные детали начисляются по новой шкале, за исключением базовых элементов.
Пример. Легковой автомобиль переделан в фургон. На нем стоит заводской отопитель. Но за это начислят штрафные баллы, поскольку в фургонах предусмотрена другая печка, и этот элемент не является базовым (кузов, мотор, шасси), причем посчитают по «тарифу» фургона.
В приложении А к действующему регламенту опубликована таблица, где указано количество штрафных баллов на отдельные узлы, с разбивкой по категориям и дате выпуска. Неоригинальная окраска легкового авто, к примеру, «весит» 70 баллов.
По завершении обследования составляется протокол экспертизы.
![Скрин протокола экспертизы](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/Skrin-protokola-yekspertizy.jpg)
Скрин протокола экспертизы
В этом документе фиксируют все данные об объекте исследования, его владельце. Указывают, когда и кем обнаружены неоригинальные элементы (если есть), соответствие авто техническим требованиям. На основании протокола составляют экспертное заключение.
![Скрин заключения экспертизы](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/Skrin-zaklyucheniya-yekspertizy-.jpg)
Скрин заключения экспертизы
Положительное решение позволяет получить паспорт классического транспортного средства. В электронном варианте ПТС предусмотрена особая отметка для таких случаев. Госномера присваиваются с буквой «К».
![регистрационные знаки для классического транспорта](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/registracionnye-znaki-dlya-klassicheskogo-transporta.jpg)
Фото: регистрационные знаки для классического транспорта
Раритетные средства передвижения эксплуатируются с обычными документами и номерами.
Кто проводит экспертизу
Осуществлять оценку старых автомобилей поручили специализированным организациям и частным экспертам, прошедшим целенаправленное обучение и сдавшим экзамены. Затем соискатель проходит аттестацию в российской автомобильной федерации и получает аккредитацию. На каждую марку исследуемого объекта необходимо обучаться отдельно и вновь сдавать экзамены.
Кто проводит техосмотр
Контроль над техническим состоянием старых машин возложен на ГИБДД. Ни один олдтаймер не сможет вписаться в современные требования по экологии, безопасности, поэтому для них есть снисхождение.
![День Москвича 2015 в Санкт-Петербурге](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/Den-Moskvicha-2015-v-Sankt-Peterburge.jpg)
Фото: День Москвича 2015 в Санкт-Петербурге. Источник: DashaMoroz
Осмотр будет проводиться по техническим требованиям того времени, когда эксплуатировался подобный транспорт.
«Наши автомобили, конечно, не соответствуют и никогда не будут соответствовать современным требованиям по экологии и безопасности. Ни один собственник не будет подстраивать и доделывать в них что-то. Это всё равно что дорисовывать что-то в картину Айвазовского. Нам нужны иные требования для прохождения техосмотра, которые были в той стране, в то время, когда эти автомобили производились»
Андрей Паньковский, председатель комитета классических автомобилей РАФ. Источник: Известия
Общие требования к техническому состоянию прописаны в новом стандарте. В отдельных случаях эксплуатация может быть запрещена. Например, машина, не оснащенная стеклоочистителями, не должна использоваться в дождливую погоду. Также при отсутствии электрических фар езда ночью будет запрещена.
Что не учли в ГОСТе
Под действие нового ГОСТа не попали автомобили, прошедшие глубокую предпродажную подготовку. В основном это машины, у которых для повышения мощности был заменен двигатель. Кроме того, транспортное средство, перекрашенное тюнинговым ателье в цвет, не предусмотренный заводом-изготовителем, автоматически набирает 70 штрафных баллов.
до продажи клиенту, в расчет не принимается, это считается переделкой. Вероятность того, что она будет признана классической, невелика. Предполагается, что для таких случаев автомобилей будет разработана отдельная методика оценки.
![Clem Onojeghuo](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2020/04/Clem-Onojeghuo.jpg)
Фото: Clem Onojeghuo/pexels.com
Под действие стандарта не попадает конверсионная военная техника, в том числе историческая, базирующаяся на легковом шасси. Фактически это машины, считающиеся самоходной установкой, что является причиной отказа в регистрации.
Ретроавтомобили получат льготы
Этот вопрос не обойден стороной. Разработчики обоснованно считают, что раритетные машины гораздо реже выезжают на дороги, соответственно, меньше загрязняют атмосферу и не разбивают асфальтовое покрытие. Для них предусмотрены:
- скидки при оформлении страхового полиса;
- прохождение техосмотра на льготных условиях.
По поводу налога ведутся дебаты, возможно, новый ГОСТ станет толчком к пересмотру перечня льготников.
«Во всем мире этот налог находится внутри стоимости топлива. Чем больше машина заправилась, чем больше проехала, тем больший урон нанесла дорожному покрытию. Допустим, у меня автомобиль с двигателем 10 л и мощностью 300 л.с., но он стоит в гараже как экспонат. Какой вред он нанесет? Никакого»
Андрей Паньковский. Источник: Известия
Справка! Полное или частичное освобождение от транспортного налога для старых авто устанавливается на региональном уровне, например, субсидия предусмотрена в Санкт-Петербурге, Мурманске, Твери, Воронежской обл. и Ингушетии.
Получение особого статуса актуально для многочисленной армии владельцев старых отечественных автомобилей. Некоторые из них сумели сохранить машину в первозданном виде, но у многих оригинальные кузов и мотор. Для пенсионера, бережно ухаживающего за своей «Волгой», признание ее раритетом может стать хорошим материальным подспорьем.