Ретроавтомобили получат льготы: как их оценят по новому ГОСТу в 2020 г.

Ретроавтомобили получат льготы: как их оценят по новому ГОСТу в 2020 г.

Автор: Медалиев Аюб Хачимович. Опыт работы в ПФР. Инженер в обасти микроэлектроники. Дата: 15 апреля 2020. Время чтения 9 мин.

Раритетные авто с марта 2020 г. могут стать полноправными участниками дорожного движения. Для этого они должны пройти экспертизу по правилам, утверждённым новым ГОСТом. Машины, сохранившие оригинальную комплектацию, будут признаны классикой. Любое вмешательство в конструкцию лишает образец баллов, что уменьшает шанс получить положительное заключение. На основании выводов экспертов и отметки в ПТС олдтаймеры получают льготу на прохождение техосмотра, скидки по страхованию. В некоторых регионах для таких авто предусмотрено частичное или полное освобождение от уплаты транспортного налога.

Раритетные автомобили ценятся особенным образом, ведь некоторые из них участвовали в исторических событиях. Олдтаймеры не вписываются в современные технические требования, поэтому до 1 марта 2020 г. передвижение на таких машинах требовало дополнительных согласований.

С наступлением этой даты начал действовать новый ГОСТ для ретроавто (Р 58686-2019), утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Теперь транспортом, который прошел специализированную экспертизу, допустимо управлять так же, как и обычными машинами.

Инициаторами введения нового стандарта стали Российская автомобильная федерация (РАФ) и Росстандарт. Документ разработан автомобильным и автомоторным научно-исследовательским институтом (НАМИ) по заказу РАФ. В нем устанавливаются критерии оценки транспортного средства (ТС), по которым оно признается классическим или раритетным. Вводятся новые правила технического осмотра, состояние узлов и агрегатов теперь оценивается не по существующим требованиям, а по действовавшим в год выпуска. Внесены и другие изменения.

«Разработка и вступление в силу ГОСТа на раритетные автомобили является важным шагом на пути создания условий для передвижения таких, зачастую бесценных, автомобилей в качестве полноценных участников дорожного движения. Теперь появился легальный механизм по определению автомобилей в качестве раритетных и их выпуску в обращение на законных основаниях»

Алексей Кулешов, замглавы Росстандарта

Классика и раритет: в чем разница

В новом стандарте введены понятия: классическое ТС (КТС) и раритетное транспортное средство (РТС). Как и раньше, олдтаймером считается автомобиль, мотоцикл, и другие ТС старше 30 лет, но не все.

ВАЗ-2106.

Фото: ВАЗ-2106. Источник: pinterest.com

Сохранилось большое количество моделей ВАЗ, выпущенных ранее указанного срока, но не являющимися таковыми. Но есть и машины, считающиеся исторической культурной ценностью, но и не зарегистрированные в ГИБДД. Между олдтаймерами делаются отличия.

Раритетными признаются ТС, которые удовлетворяют следующим условиям:

  • с момента выпуска прошло 30 лет, если это транспорт категорий L, M, O1 или O2;
  • автомобилю больше 50 лет, и он принадлежит к кат. M2, M3, N, O3 или O4;
  • средство не используется в коммерческих целях для перевозки людей и грузов, чтобы извлечь прибыль;
  • сохранились оригинальные кузов, двигатель, рама (если есть), или они восстановлены до первоначального состояния.

Таблица 1. Категории ТС

Категория Расшифровка Категория «О» Прицепы
L Мототранспортные средства O1 До 0,75 т
M Для перевозки пассажиров O2 До 3,5 т
M2 Более 8 мест до 5 т O3 До 10 т
M3 Автобусы свыше 5 т O4 Более 10 т
N Для перевозки грузов

Источник: решение комиссии ТС № 877

Классическими считаются раритетные средства передвижения, а также принадлежащие к категориям O2, M2, M3 или N, в следующих случаях:

  • если они не предназначены для коммерческой эксплуатации;
  • возраст более 30 лет;
  • имеют паспорт КТС, присвоенный по результатам историко-технической экспертизы.

Принципиальное различие в том, что в классическом автомобиле должны быть оригинальными все узлы и агрегаты, тогда как раритетный ‒ обладать заводскими кузовом, двигателем и рамой.

Пример: ГАЗ-20 «Победа» с момента выпуска выполнял функции музейного экспоната и полностью сохранился в заводской комплектации. Этот экземпляр будет считаться классическим. ГАЗ-21 «Волга» с оригинальными двигателем, кузовом, но с тонированными стеклами, литыми дисками, кожаным салоном и современной аудиосистемой относится к раритетной категории.

«Волга» Газ-21 с мотором от «Тойоты» — это единичное транспортное средство, являющееся результатом индивидуального технического творчества со всеми вытекающими последствиями. И требования к ней предъявляются, как к обычному новому автомобилю»

Андрей Васильев, директор Центра технической экспертизы ФГУП НАМИ. Источник: Известия

Проведение экспертизы

Чтобы автомобиль был причислен к редким экземплярам, необходимо пройти историко-техническую экспертизу. Под ней подразумевается проверка соответствия тех. состояния ТС историческому периоду его использования.

Процедура проводится в два этапа. На первом транспорт проходит идентификацию. Определяется тождественность записей в документах с номерами узлов и агрегатов, принадлежность к той или иной категории средств передвижения. Устанавливается, является ли он наследием культуры. Одна из целей идентификации ‒ учет подобного ТС.

фестиваль «Стиляги в городе», 2016 г.

Фото: фестиваль «Стиляги в городе», 2016 г.

Данная процедура, как и вся экспертиза, производится без разборки автомобиля и его узлов, путем визуального осмотра и органолептической оценки. При необходимости могут быть использованы технические средства.

По результатам составляется протокол, на основании которого эксперт оформляет идентификационную карту раритетного ТС. В ней указываются данные автомобиля, его фотография, информация о владельце, признаки изменения конструкции (если имеются).

Скрин идентификационной карты (приложение «Б» к ГОСТу Р 58686-2019)

Скрин идентификационной карты (приложение «Б» к ГОСТу Р 58686-2019)

На втором этапе проводится непосредственно исследование на предмет соответствия объекта предъявляемым к классическим раритетам требованиям. Эксперты проверяют все узлы и агрегаты на оригинальность. За отклонения от уникальности начисляются штрафные баллы. Их количество зависит от транспортной категории и года выпуска авто.

Выделяют 3 периода:

  1. До 1 января 1946 г.
  2. Промежуток от 01.01.1946 по 03.12.1969.
  3. От01.1970 и далее.

Интересная статистика! Стоимость первых «Жигули» в СССР.

Чем раньше выпущен старый автомобиль, тем меньше баллов начисляется за неоригинальную деталь, поскольку заводскую запасную часть ранних выпусков сложнее найти. За возраст ТС принимается тот, что определен экспертом.

музей ретромашин под Можайском

Фото: музей ретромашин под Можайском

Классическим считается средство передвижения, набравшее менее 100 баллов. Допускается возможность устранения замечаний на 25–30 бал., если суммарное количество не превышает 120 единиц. В противном случае машина не признается классической.

Пример. Авто набрало 105 бал., из них 10 ‒ за нештатную антенну. Если владелец сумеет устранить этот недостаток, то оно получит 95 баллов и будет признано классическим.

Но тут есть нюансы. Если машина в результате модернизации перешла в другую категорию, то баллы за неоригинальные детали начисляются по новой шкале, за исключением базовых элементов.

Пример. Легковой автомобиль переделан в фургон. На нем стоит заводской отопитель. Но за это начислят штрафные баллы, поскольку в фургонах предусмотрена другая печка, и этот элемент не является базовым (кузов, мотор, шасси), причем посчитают по «тарифу» фургона.            

В приложении А к действующему регламенту опубликована таблица, где указано количество штрафных баллов на отдельные узлы, с разбивкой по категориям и дате выпуска. Неоригинальная окраска легкового авто, к примеру, «весит» 70 баллов.

По завершении обследования составляется протокол экспертизы.

Скрин протокола экспертизы

Скрин протокола экспертизы

В этом документе фиксируют все данные об объекте исследования, его владельце. Указывают, когда и кем обнаружены неоригинальные элементы (если есть), соответствие авто техническим требованиям. На основании протокола составляют экспертное заключение.

Скрин заключения экспертизы

Скрин заключения экспертизы

Положительное решение позволяет получить паспорт классического транспортного средства. В электронном варианте ПТС предусмотрена особая отметка для таких случаев. Госномера присваиваются с буквой «К».

регистрационные знаки для классического транспорта

Фото: регистрационные знаки для классического транспорта

Раритетные средства передвижения эксплуатируются с обычными документами и номерами.

Кто проводит экспертизу

Осуществлять оценку старых автомобилей поручили специализированным организациям и частным экспертам, прошедшим целенаправленное обучение и сдавшим экзамены. Затем соискатель проходит аттестацию в российской автомобильной федерации и получает аккредитацию. На каждую марку исследуемого объекта необходимо обучаться отдельно и вновь сдавать экзамены.

Кто проводит техосмотр

Контроль над техническим состоянием старых машин возложен на ГИБДД. Ни один олдтаймер не сможет вписаться в современные требования по экологии, безопасности, поэтому для них есть снисхождение.

День Москвича 2015 в Санкт-Петербурге

Фото: День Москвича 2015 в Санкт-Петербурге. Источник: DashaMoroz

Осмотр будет проводиться по техническим требованиям того времени, когда эксплуатировался подобный транспорт.

«Наши автомобили, конечно, не соответствуют и никогда не будут соответствовать современным требованиям по экологии и безопасности. Ни один собственник не будет подстраивать и доделывать в них что-то. Это всё равно что дорисовывать что-то в картину Айвазовского. Нам нужны иные требования для прохождения техосмотра, которые были в той стране, в то время, когда эти автомобили производились»

Андрей Паньковский, председатель комитета классических автомобилей РАФ. Источник: Известия

Общие требования к техническому состоянию прописаны в новом стандарте. В отдельных случаях эксплуатация может быть запрещена. Например, машина, не оснащенная стеклоочистителями, не должна использоваться в дождливую погоду. Также при отсутствии электрических фар езда ночью будет запрещена.

Что не учли в ГОСТе

Под действие нового ГОСТа не попали автомобили, прошедшие глубокую предпродажную подготовку. В основном это машины, у которых для повышения мощности был заменен двигатель. Кроме того, транспортное средство, перекрашенное тюнинговым ателье в цвет, не предусмотренный заводом-изготовителем, автоматически набирает 70 штрафных баллов.

То, что машина перекрашивалась до продажи клиенту, в расчет не принимается, это считается переделкой. Вероятность того, что она будет признана классической, невелика. Предполагается, что для таких случаев автомобилей будет разработана отдельная методика оценки.

Clem Onojeghuo

Фото: Clem Onojeghuo/pexels.com

Под действие стандарта не попадает конверсионная военная техника, в том числе историческая, базирующаяся на легковом шасси. Фактически это машины, считающиеся самоходной установкой, что является причиной отказа в регистрации.

Как Вы думаете, новый ГОСТ упростит жизнь автовладельцев?
Да
Нет, он ничего не дает

Ретроавтомобили получат льготы

Этот вопрос не обойден стороной. Разработчики обоснованно считают, что раритетные машины гораздо реже выезжают на дороги, соответственно, меньше загрязняют атмосферу и не разбивают асфальтовое покрытие. Для них предусмотрены:

  • скидки при оформлении страхового полиса;
  • прохождение техосмотра на льготных условиях.

По поводу налога ведутся дебаты, возможно, новый ГОСТ станет толчком к пересмотру перечня льготников.

«Во всем мире этот налог находится внутри стоимости топлива. Чем больше машина заправилась, чем больше проехала, тем больший урон нанесла дорожному покрытию. Допустим, у меня автомобиль с двигателем 10 л и мощностью 300 л.с., но он стоит в гараже как экспонат. Какой вред он нанесет? Никакого»

Андрей Паньковский. Источник: Известия

Справка! Полное или частичное освобождение от транспортного налога для старых авто устанавливается на региональном уровне, например, субсидия предусмотрена в Санкт-Петербурге, Мурманске, Твери, Воронежской обл. и Ингушетии.

Получение особого статуса актуально для многочисленной армии владельцев старых отечественных автомобилей. Некоторые из них сумели сохранить машину в первозданном виде, но у многих оригинальные кузов и мотор. Для пенсионера, бережно ухаживающего за своей «Волгой», признание ее раритетом может стать хорошим материальным подспорьем.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Медалиев Аюб Хачимович Автор: . Образование: аспирантура МИФИ. 8 лет работал в ПФР..
15 апреля 2020.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!