Как обезопасить себя при покупке ювелирного изделия
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 25 августа 2020. Время чтения 5 мин.
Ювелирные изделия невозможно вернуть или обменять, если только речь не идет об подтвержденном браке. Отдавая деньги продавцу, покупатель соглашается, что внешний вид, размер, свойства изделия его полностью устраивают. А ведь он может даже не подозревать, что приобрел кольцо или серьги меньшей пробы или вес драгметалла меньше, чем заявленный за счет добавления более дешевых вставок. Чтобы обезопасить себя при покупке драгоценностей, адвокат советует приобретать украшения в крупных салонах, имеющих репутацию, обязательно изучать информацию на ярлыке и оттиске пробы.
Рассказывает эксперт
Как нас обманывают
Самый распространённый способ обмана при покупке ювелирных изделий – продажа потребителю золотых украшений меньшей пробы, например, 375 или 500, под видом самой распространённой 585. С первого взгляда это не определишь, попросите документы при покупке и убедитесь, что есть клеймо, которое включает:
- шифр пробирной инспекции (одна буква);
- оттиск удостоверения в виде женской головы в кокошнике в профиль;
- знак пробы.
У нас установлены следующие пробы:
- платиновые – 950, 900, 850;
- золотые – 999, 958, 750, 585, 500, 375;
- серебряная – 999, 960, 925, 875, 830, 800;
- палладиевая – 850, 500.
Часто используют схему с увеличением веса за счёт применения более дешевых материалов.
Например, в легковесное золотое украшение инкрустируют тяжёлый полудрагоценный камень. На ярлыке указывают общий вес, из чего и формируется стоимость изделия. Таким образом, на бирке вы увидите суммарную массу, включая вставки по цене золота. Но ведь полудрагоценный камень стоит дешевле, о чем покупатель не догадывается.
«Продавцы и сами не могут сказать, какой конкретно сплав присутствует в том или ином изделии – нам об этом никто не сообщает. По закону, на ценнике продавец обязан указать наименование, вес изделия, пробу, камни и их вес (если речь о драгоценных). Но точный «рецепт» сплава – увы»
Юлия Шандра, директор отделения ювелирного салона Grenardi
Один из распространённых случаев обмана происходит, когда вы сдаёте изделие в мастерскую на ремонт, чистку или полировку. Мастер-мошенник может просто удалить часть звеньев с золотой цепочки незаметно для клиента. Украшение распиливают, убирают 1–2 звена, потом спаивают и немного вытягивают, чтобы сохранить длину.
На что обратить внимание при покупке – советы адвоката
Для начала будьте внимательны при выборе. Большинство уловок рассчитаны на торопливых людей. Не нужно спешить – изучите ярлыки, прикреплённые к товару, на них должна быть следующая информация:
- наименование украшения;
- название и адрес предприятия-изготовителя;
- драгоценный металл, из которого изготовлено изделие, с указанием пробы;
- артикул;
- вес и размер;
- цена.
Приобретайте ювелирные украшения в крупных магазинах с историей и репутацией. В торговом зале в доступном месте обязательно должны быть представлены:
- регистрационные документы продавца (заверенные копии);
- правила торговли;
- прейскуранты на услуги.
Когда отдаете цепочку в мастерскую, пересчитайте звенья, а также попросите взвесить ее и записать цифры в квитанции.
Вы вправе вернуть ювелирные товары при обнаружении серьезных недостатков в качестве. Речь идет только об украшениях с браком.
Для возврата или обмена такого изделия необходимо обратиться в администрацию салона с письменной претензией. Магазин должен провести за свой счет независимую экспертизу. Если его вина подтвердится, он обязан выполнить требования покупателя, чтобы не рисковать своей репутацией.
«Устанавливается срок обнаружения скрытых дефектов изделий ювелирных из драгоценных металлов – 24 месяца со дня их продажи через предприятия торговли. При покупке данного потребительского товара следует уточнить срок гарантии от торговой фирмы и просить ее оформить на товарном чеке или иным способом. После окончания срока гарантии за покупателем остается право предъявлять претензии по качеству до 2 лет со дня продажи, но здесь обязанность доказывать наличие производственного брака через платную независимую экспертизу лежит полностью на покупателе»
Роспотребнадзор
В случае, если мирным путем решить вопрос не получилось, необходимо составить письменную претензию на имя руководителя/генерального директора салона.
Если у вас возникли трудности при составлении жалобы, рекомендуем обратиться к квалифицированному специалисту по защите прав потребителей. Он разъяснит правила обмена и возврата ювелирных драгоценностей и поможет подготовить необходимые документы. Претензию передают сотрудникам салона лично в руки с подписью о принятии. При отказе получить документ его направляют заказным письмом с уведомлением. Если претензию не удовлетворяют, необходимо обращаться в суд.
Актуально! Как определить подлинность золота самостоятельно.
Пример из адвокатской практики
Вера Ивановна купила браслет с драгоценными камнями в ООО «Ювелирка» (вымышленное название). Украшение оказалось великоватым, но сотрудник магазина убедил клиентку, что она может его укоротить.
Женщина обратилась к ювелиру, который снял с изделия три звена, чтобы сделать его меньше. Но в процессе носки она обнаружила дефект: браслет перекручивался камнями вниз. Вера Ивановна отдала товар на экспертизу, в результате которой было установлено, что дефект является производственным.
На поверхности звеньев раковины был конструктивный недостаток, допущенный при изготовлении. Из-за этого украшение перекручивалось лицевой поверхностью вовнутрь. Вера Ивановна пришла снова в магазин, чтобы сдать браслет, но ей отказали, мол, на нем имеются следы механического воздействия. Тогда женщина обратилась в суд, чтобы защитить свои права, и выиграла его.