Правила написания автобиографии для устройства на работу
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 30 ноября 2019. Время чтения 5 мин.
Правильно написать биографию не так трудно, как составить резюме, однако и здесь нужно придерживаться правил: вести повествование от первого лица и приводить только значимые для работодателя факты. Часто образцы оформления документа предоставляет сам наниматель.
Автобиография реже запрашивается работодателем, чем резюме: информация о жизни соискателя обычно требуется при поступлении на госслужбу или в корпорации и крупные компании. Биография помогает составить нанимателю полное представление о личности кандидата и его рабочем пути, а также понять, подходит ли он под требования вакансии. Документ позволит отсеять кандидатов, которые непригодны для конкретной работы: например, претендент на должность в госорганы, имеющий судимость, не может быть принят в штат.
Иногда правильно написанный рассказ о себе необходим при поступлении в ВУЗы и призыве в армию.
Юридические аспекты
По ТК РФ бумага необходима для поступления на работу в таможню и противопожарную службу. В остальных случаях требование автобиографии – инициатива нанимателя. Закон не устанавливает общих правил к ее оформлению, но, как и в случае с резюме, существуют принятые рекомендации:
- Изложение сведений, релевантных к должности соискателя.
- Отсутствие стилистических и грамматических ошибок, уместный стиль письма.
- Описание фактов в хронологическом порядке.
- Достоверность повествования. Информация может быть проверена, но на такую процедуру необходимо письменное согласие автора.
Теоретически, можно отказаться от составления документа, но чаще в интересах претендента на место следовать инструкциям работодателя. Согласно законам РФ, некоторые профессии имеют специальные требования к трудоустройству. Поэтому наемщик вправе попросить добавить в биографию сведения о судимости (ст. 331 и 351.1. ТК РФ), а также о квалификации и образовании (ст. 328 ТК РФ).
Соискатель при составлении рассказа защищен законом: согласно п. 1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ, бумага относится к персональным данным. Это значит, что для обработки информации работодателю потребуется письменное разрешение от будущего сотрудника . По ст. 86 ТК РФ, использовать указанные сведения можно только в интересах соискателя, иначе нарушителям грозит административная и даже уголовная ответственность.
Отличия от резюме
Понятия считаются синонимами, но на деле сильно разнятся. Резюме – это анкета, которая позволяет нанимателю составить первое представление о кандидате. Повествование должно быть сжатым, не превышающим по объему 1 страницу. Ключевая информация документа – сведения о навыках и умениях соискателя.
Автобиография же – это развернутый рассказ о жизни и карьере, который содержит подробности. Изложение может быть объемным, в зависимости от требований работодателя. Документ поможет составить психологический портрет соискателя, дать оценку личным характеристикам и подробно изучить жизненный путь кандидата.
Содержание и оформление
При написании биографии строго придерживайтесь рекомендаций нанимателя.
Образец составления можно попросить в кадровой службе компании при оформлении на работу. Обычно указывают следующие личные данные соискателя:
- ФИО.
- Дата и место рождения.
- Национальность.
- Семейное положение: включает как информацию о заключенных браках, так и о детях.
- Паспортные данные (при необходимости).
- Прописка и предыдущие места жительства.
- Информация об образовании: периоды учебы в хронологическом порядке, ученые степени. Как правило, если соискатель не окончил ВУЗ, требуется указать причину.
- Текущее место работы, данные о предыдущих должностях с указаниями поводов увольнения и продвижения по службе. Если в карьере есть пробел, можно написать о сложившихся обстоятельствах – декрет, армия, профпереподготовка, поиск работы при помощи биржи труда.
- Сведения о полученных премиях, участии в профсоюзах и общественных организациях.
Пункты можно моделировать по своему усмотрению: среди задач составления документа – заинтересовать работодателя, поэтому лучше добавлять информацию о заслугах и достижениях в карьере. Исключение – молодые специалисты, у которых нет рабочего опыта. Новички должны акцентировать внимание нанимателя на образовании и квалификационных курсах, успехах в обучении и личных качествах.
Советы по оформлению автобиографии:
- Можно написать от руки или напечатать на компьютере: хотя первый вариант и быстрее, но второй легче для восприятия читателя.
- Название документа прописывается посередине в самом начале листа. В заголовке ставить точку не нужно.
- В конце текста укажите дату составления и поставьте роспись.
- Ведите рассказ от первого лица: Я, ФИО, родился в семье преподавателей…
Разделите изложение на логические блоки, старайтесь писать, избегая сложных оборотов, – это затруднит чтение.
Частные случаи
В некоторых ситуациях при заполнении документа нужно учитывать особенности:
- в вуз.
Абитуриенты и новоиспеченные студенты при написании, кроме общих личных сведений, должны сделать акцент на учебных достижениях: владение иностранными языками, участие в олимпиадах, стажировки. Стоит указать также спортивные или творческие увлечения – это может добавить баллов при поступлении. Как правило, на момент зачисления у абитуриента нет рабочего стажа, поэтому этот пункт попросту нужно пропустить;
- в военкомат.
Помимо информации об учебе и увлечениях, необходимо указать сведения о здоровье: перенесенных операциях и травмах. Напишите также, есть ли у вас права, родственники на иждивении и приводы в милицию;
- в силовые структуры.
В документах поступающих на службу, например, при устройстве в полицию, кроме опыта работы и образования, указывают сведения об отношении к воинской обязанности, информацию о судимости, составе семьи и поездках за границу;
- при первом трудоустройстве.
Те, кто только начинают карьеру, указывают личные данные, исключая опыт работы.
Составляя автобиографию, нужно понимать: это не просто формальный документ. Личная история помогает оценить работодателю целесообразность сотрудничества с соискателем. Поэтому важно понять, какая именно информация будет полезна нанимателю.