Что писать в резюме о личных качествах
Автор: Евгения Романова. Образование высшее юридическое. В журналистике с 2001 года. Дата: 23 ноября 2019. Время чтения 7 мин.
Личные качества в резюме нужно указывать правдиво. Пишите только о достоинствах, а недостатки превратите в сильные стороны. Текст должен быть кратким, грамотным, понятным, информативным. Перенасыщенность приводит к лишним и ненужным вопросам. Шаблоны лучше заменить удобочитаемыми формулировками. Графу «О себе» можно оставить и незаполненным: на собеседовании спросят обо всем.
Как рассказать о себе
Есть мнение, что большинство работодателей, просматривая резюме, редко заглядывают в пункт «О себе», который у соискателя вызывает больше всего вопросов. Это заблуждение. Кадровик в серьезной компании не только внимательно изучит личные качества, но и попросит их подтвердить.
На каждое резюме рекрутер расходует в среднем полторы минуты. Как обратить внимание на себя? Как добиться, чтобы за просмотром анкеты непременно последовало собеседование?
Сила в правде
Пишите о себе правдиво и привлекательно. Но сначала в профиле вакансии найдите подходящие личные качества для резюме. Работодателю нужен сотрудник на конкретную должность, поэтому он заинтересован в соответствующих характеристиках. Если исполнительность и аккуратность входят в число ваших слабых сторон, вряд ли вас возьмут секретарем. А если укажете эти позиции в резюме, на интервью все тайное станет явным. Поэтому пишите честно – и только о достоинствах.
Совет психолога. Составьте два списка: первый – с «добрыми словами» и пожеланиями коллег на последнем дне рождения, второй – с качествами, которые помогли достичь успеха, преодолеть сложности. Выберите пересекающиеся позиции, оцените их и укажите в резюме.
Коротко и ясно
Текст «О себе» должен быть кратким, грамотным, понятным и информативным. «Водянистое» резюме порождает лишние вопросы.
Ниже приведен список 10 популярных характеристик для анкеты. Не стоит указывать все. Распространенная ошибка – перенасыщенность. Ограничьтесь 3-5 пунктами. Важно не количество позиций, а привлекательность и удобочитаемость формулировок.
ТОП 10 характеристик, которые чаще всего указывают соискатели:
- ответственность – 34,4%;
- коммуникабельность – 30,4%;
- стрессоустойчивость – 16,5%;
- целеустремленность – 14,0%;
- исполнительность – 11,4%;
- быстрая обучаемость – 10,7%;
- пунктуальность – 10,4%;
- работоспособность – 9,6%;
- организованность – 7,6%;
- аккуратность – 7,0%.
Менее важными (от 5 до 7 %) кандидаты считают умение работать в команде, инициативность, самостоятельность, энергичность. Активная жизненная позиция (3,4%) – на последнем месте. В «хвосте» оказались и самоорганизация с креативностью. Доброжелательность и общительность заменила более популярная коммуникабельность.
В тему! Характеристика с места работы может подтвердить или опровергнуть информацию.
Что делать с недостатками
Лучше не указывать. Но если вас попросят об этом при устройстве на работу, обратите их в достоинства. Подберите нейтральные характеристики, которые не отразятся на исполнении обязанностей или по профилю рассматриваемой вакансии будут оценены как сильные стороны. Можно легко подать в положительном ракурсе прямолинейность или неумение врать, требовательность к себе или педантичность, эмоциональность или повышенное чувство ответственности.
Долой формализм
Главное правило при заполнении резюме – творческий подход. Никаких ответственностей, коммуникабельностей и работоспособностей! Расскажите о себе как о человеке. И помните, что рекрутер – тоже не машина. Увидев в вашей анкете стандартные формулировки, повторяющиеся в тысячах резюме, он пойдет на поводу у настроения или усталости – и ваши старания окажутся в корзине. Вспомните о присущей вам «креативности» и подойдите к делу неформально.
Варианты замены шаблонных формулировок выражениями-синонимами:
- ответственность;
Добросовестно отношусь к выполнению обязанностей, внимателен к деталям, ориентирован на качество.
- коммуникабельность;
Легко устанавливаю контакты с людьми, выстраиваю общение с учетом личных особенностей, успешно веду переговоры со сложными клиентами.
- стрессоустойчивость;
В любой ситуации сохраняю спокойствие и здравомыслие, умею владеть собой.
- пунктуальность;
Не опаздываю на работу и деловые встречи, задания выполняю в срок.
- инициативность;
Открыт в общении с руководством, умею предлагать и реализовывать новые идеи.
- креативность;
К труду отношусь творчески, могу оригинально мыслить и нестандартно воплощать идеи в жизнь.
- обучаемость;
Постоянно самосовершенствуюсь, повышаю квалификацию на семинарах, мастер-классах, курсах, готов к обучению.
- работоспособность.
Умею работать с высокой отдачей, ориентирован на результат.
Но что делать с отрицательными характеристиками? Вспомните о превращении недостатков в достоинства. И тогда скрупулезность станет «тщательностью при проверке деталей», «педантичностью в работе с документами». Требовательность распространится на подчиненных: «требую четкого исполнения обязанностей». Прямолинейность сгладится «готовностью не только указать коллегам на ошибку, но и помочь ее исправить».
Совет. Используйте «сторителлинг»: вместо качеств пишите примеры из практики. Ответственность, пунктуальность и воспитанность легко заменит фраза: «Прихожу на встречу за 5 минут, чтобы освоиться на месте».
Классификация
Самые популярные формулировки по отношению: к себе, другим людям, работе, вещам.
Таблица 1. Виды характеристик
Отношение | Примеры |
К себе |
|
К другим людям |
|
К работе |
|
К вещам |
|
Источник: составлено автором
А теперь представьте себя на месте рекрутера, который потратил на ваше резюме полторы минуты и должен задать вопросы. Вам поможет еще одна классификация. Личные характеристики неотделимы от навыков и умений. По «объединяющему» качеству можно разбить их на 4 группы:
- Общение (удачная замена шаблонной коммуникабельности).
- Ответственность.
- Мотивация.
- Энергия.
К первой относятся умения:
- найти общий язык;
- разрешить конфликт;
- играть в команде (или наоборот – оторваться, в одиночку достичь результата);
- повести за собой;
- сочетать давление и поддержку («кнут и пряник») для достижения цели.
Ответственность предполагает, в числе прочего, умение мыслить системно. Во второй группе рекрутер оценит:
- как вы предпочитаете выполнять работу (качественно или быстро);
- соблюдаете ли дедлайны;
- привыкли ли быть внимательным к деталям.
Важно, готов ли кандидат иногда пожертвовать личной жизнью ради работы, как поведет себя в проблемной ситуации – отстранится («я не виноват») или будет искать причины и пути решения.
Работодатель должен знать, способны вы мотивировать себя самостоятельно или нужны стимулы извне (карьерный рост, зарплата, статус или наказание, выговоры, лишение премии).
Совет. Формулируйте личные качества в анкете как гибкие навыки и умения (формат soft skills), указывайте конкретные результаты по каждой позиции. Работодатель быстрее поймет, на что вы способны.
В четвертой группе рекрутер оценит качество энергии и степень профессионального выгорания. Не удивляйтесь вопросам о причинах ухода с предыдущей работы, отношениях с бывшим руководителем, свободном времени, хобби.
Интересно! Что указывать в резюме при устройстве в Газпром
Примеры для разных профессий
Руководитель
Умею убеждать, быть лидером. В критических ситуациях отлично владею собой. Умею быстро разрешить конфликт. Уверен, сосредоточен. Всегда позитивно настроен, внимателен. Готов жертвовать личным временем ради коллектива.
Бухгалтер
Добросовестно отношусь к обязанностям, выполняю их качественно. Работаю с высокой самоотдачей. Обладаю аналитическим складом ума. Внимателен к деталям. Люблю порядок в документах и личных вещах.
Менеджер по продажам
Энергичен, нацелен на результат. Высоко развиты навыки общения. Умею установить контакт даже с самым сложным клиентом. Мыслю нестандартно. В сложных ситуациях могу владеть собой, сглаживать конфликты. Всегда позитивно настроен.
Читайте подробно о профессии менеджера: чем занимается, как устроиться на работу
Юрист
Трудолюбив, добросовестен, внимателен к любым деталям. Обладаю широтой мышления, аналитическим складом ума. Надежен, честен. Всегда позитивно настроен. Умею находить выходы из тупиковых ситуаций.
Секретарь
Исполняю задания руководителя качественно, аккуратно, в срок. Речь грамотная, отлично поставлена. Всегда опрятна и ухожена. В стрессовых ситуациях хорошо владею собой.
Совет. Личные качества пишите не в резюме, а в сопроводительном письме.
Работодатели любят обучаемых подчиненных, готовых трудиться сверхурочно и не просить прибавки к зарплате. Есть и другие универсальные качества, которые помогут «продать» себя: уравновешенность, отсутствие вредных привычек, честность, инициативность. Смело указывайте их в резюме, но помните: каждое придется подтверждать – на собеседовании или после оформления на работу.
Если вы по-прежнему теряетесь в догадках, что написать «О себе», оставьте пункт не заполненным. На интервью вас и так подробно обо всем спросят.
Комментарии 1
Я инженер и сделал себе в свое время два резюме. В начале карьеры думал, что нахвалил себя и меня возьмут, но не тут то было. Сейчас полгода работаю по профессии. И понимаю, что резюме – первое, что видит работодатель.