Сколько в РФ будет сокращено госслужащих в 2021 г.: кого сократят первым
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 26 ноября 2020. Время чтения 8 мин.
В 2021 г. штат сотрудников госаппарата уменьшат в центральных ведомствах на 5%, в территориальных – на 10%. Несмотря на то, что сокращение запланировано за счет вакантных единиц, оптимизация затронет все подразделения, так как начнут действовать новые требования к численности.
За 3 месяца правительство планирует оптимизировать численность госаппарата страны. Об этом 16 ноября 2020 г. сообщил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. Реформа начнется 1 января, но сколько в РФ будет сокращено госслужащих, станет понятно в апреле 2021 г. Предложенные инициативы коснутся, прежде всего, вакантных должностей, но также затронут и численность в конкретных отделах.
Что это за реформа
Попытки уменьшить количество чиновников предпринимались Правительством и раннее. Так, только при Д. Медведеве сокращение проводили дважды. С 2011 по 2013 гг. численность должна была уменьшиться на 20%, но по факту федеральных госслужащих стало меньше, по данным Росстата, только на 8%. Следующий этап в 2016 г. преследовал цели сократить штат на 10%. Однако Счетная палата подтвердила сокращение на 5,6%, при этом отметила явный перекос – численность подчиненных упала, тогда как количество руководителей выросло.
Очередной этап, намеченный на 2020–2021 гг., предполагал уменьшить:
- на 10% число служащих центрального аппарата (ЦА) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);
- на 15% – количество чиновников в подразделениях в регионах;
- изменить структуру, что должно обеспечить дополнительное сокращение.
Однако запустить реформу в 2020 г. так и не удалось из-за сложной ситуации с пандемией. В то же время переход части сотрудников на удаленную работу в режиме самоизоляции:
- показал новые резервы для сокращения;
- «оголил» проблемы коммуникации простых граждан с чиновниками.
«Сложившаяся многоуровневая управленческая вертикаль с избыточными звеньями увеличивает административные издержки, снижает оперативность и качество принятия решений, отрицательно сказывается на эффективности работы в целом»
Дмитрий Григоренко, вице-премьер, глава аппарата правительства
Поэтому Кабмин принял решение не откладывать реформу госаппарата, а реструктуризацию совместить с сокращением, о чем и сообщил премьер-министр 16 ноября 2020 г.
«Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент. Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января. И не растягивать, а провести ее за три месяца – до 1 апреля»
М.Мишустин
То есть, речь шла о формировании рационального штата госслужащих с обязательным определением ответственности каждого подразделения.
Новые нормативы
Предварительный анализ показал наличие вакантных единиц:
- 20% – в ЦА;
- 18% – в региональных.
Поэтому на первом этапе предложили убрать:
- 5% – в министерствах и ведомствах ФОИВ;
- 10% – в территориальных подразделениях.
В Кремле подтвердили, что убирать будут именно вакансии.
«Делать это будем за счет в основном вакантных позиций. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств»
М.Мишустин
В тему! Как менялась зарплата госслужащих по годам.
Установленные нормы сокращения не будут фиксированными. Ведомства могут самостоятельно регулировать показатели, то есть, если в ЦА уберут больше единиц, то, соответственно, могу оставить такое же количество в территориальных.
Но главное, новшество затронет не только вакансии в штате, но и реальную численность, требования к которой прописаны в Постановлении правительства № 1829 от 16.11.2020. Чтобы соответствовать нормам, придется провести кадровые перестановки, укрупнить отделы, убрать лишние единицы.
Таблица 1. Требования к штату в ФОИВ, не менее
Предельная численность | Департамент, управление, чел. | Самостоятельный отдел, чел | Кол-во отделов |
Министерство | |||
Обязательный* | 40 | 10 | 5 |
1 000–1 500** | 45 | 10 | 5 |
Более 1 500** | 50 | 10 | 5 |
Федеральная служба, агентств | |||
Обязательный* | 25 | 10 | 5 |
200–500** | 30 | 10 | 5 |
Более 500** | 35 | 10 | 5 |
Источник: ПП № 1829 от 16 ноября 2020 г.
*независимо от численности
**рекомендованный норматив.
Кроме этого, в методологических рекомендациях указано, что в подчинении у заместителя руководителя ФОИВ должно быть не меньше 2 подразделений или департаментов.
В обеспечивающих отделах количество гражданских работников и служащих не может превышать 30% предельной численности сотрудников ЦА. К ним относят:
- кадровый;
- профилактики коррупции;
- бухгалтерский;
- документационный: архив, контроль, делопроизводство;
- хозобеспечения;
- информационно-технологический;
- закупочный;
- мобилизации;
- защиты гостайны.
«В новой модели госаппарата будут жесткие требования… Это создаст оптимальный баланс между количеством руководителей и подчиненных»
Дмитрий Григоренко
Этапы реформы: как изменится численность
По данным Минфина, на июль 2019 г. в России было около 2,4 млн госслужащих. То есть, на каждые 10 000 населения приходилось 163 чиновника. Но реформа затронет не все ветви, а только федеральные, где трудится 603 тыс. чел.
Планируемое сокращение не означает, что к апрелю останутся без работы 30 000–60 000 госслужащих. С учетом того, что уберут вакантные места, в разных подразделениях цифры будут значительно отличаться.
Например, по сведениям Росстата, на 2019 г. укомплектованность Министерств, агентств составляла от 68,2 до 97,3%. На первый взгляд, например, Федеральная служба, отвечающая за защиту прав потребителей, где свободны 31,8% мест, сможет убрать именно их. А МИДу при 2,7% вакансий придется «жертвовать живыми людьми».
Но Кабмин предложил рассматривать каждое подразделение индивидуально с учетом специфики работы. Поэтому руководители обязаны предоставить в адрес Минфина и аппарат правительства свои расчеты максимальной численности, количества отделов и заместителей:
- для ЦА – до 20 ноября 2020 г.;
- для территориальных – до 1 февраля 2021 г.
При составлении своих предложений руководители обязаны учесть рекомендации правительства к модели госаппарата. Чтобы понять, какие именно будут изменения, сравним нормативы.
Таблица 2. Анализ требований к численности
Показатель | До 2020 г. включительно | С 2021 г. | |
Департамент, чел. | 35 | 40 | |
Управление, чел. | 20 | 40 | |
Отдел | 5 (10) | 10 | |
Число отделов | В департ. | 4 | 5 |
В управлении | 3 |
Источник: ПП № 1829, Указ Президента № 1574 от 31.12. 2005 г.
Увеличится и норма управляемости – ранее в подчинении у зама могло находиться 10 человек, а отдел и вовсе состоять из 3 коллег. Теперь зам.руководителя обязан отвечать как минимум за 2 структурных подразделения.
Справка! Как менялось количество министров в России.
Получается, что исчезнут некоторые отделы, департаменты ждет укрупнение. Поэтому станет меньше начальников среднего звена, упростится вертикаль власти.
На основании предложений всех ведомств Минфин до 16 декабря 2020 г. внесет проекты нормативных актов, которыми и будут закреплены новые требования к фактической численности.
Непосредственно с 1 января 2021 г. начнется процедура сокращения, которая продлится до 1 апреля 2021 г. До 1 мая правительство будет принимать отчеты о проведенной работе, после чего станет известно, сколько же фактически уволили госслужащих в 2021 г.
Подборка бесплатных вебинаров: Выбери себе дополнительную профессию и получай двойной доход каждый месяц.
Перспективы
Премьер-министр Мишустин целью реформы видит не уменьшение служащих, а изменение принципов работы госаппарата. На первом этапе появится механизм прямого обращения граждан в Министерство или к конкретному чиновнику с гарантией получения оперативного ответа.
«Каждый гражданин из личного кабинета на портале сможет направить обращение в министерство здравоохранения, министерство просвещения, Фонд обязательного медицинского страхования, а также в любой из органов государственной власти регионов или местного самоуправления, и через портал госуслуг получить ответы на свои обращения»
М. Мишустин
Но не все оценивают перспективы реформы так радужно. Например, Владимир Ботнев уверен, что ведомства до последнего будут бороться за сохранение штата.
«Поскольку сверху требуют контрольных цифр, то, как правило, руководители аппаратов сокращают не особо нужные должности, а зачастую – вакантные, на которые никто и не шел. А потом, после оптимизации, начинаются просьбы, служебные записки о том, что в связи с сокращением штата „у нас образовался провал в работе“ по такому-то направлению, „значимому для страны“. А потому просим в виде исключения добавить штат. И часто должности выбиваются, причем с перекрытием. То есть сократили одно вакантное место, а получили два. Вот и вся история. Госаппараты разрастаются за счет такой простой механики. Лично я не верю, что будет какое-то реальное сокращение числа госслужащих»
В. Ботнев, зав. кафедрой РАНХиГС
Получается, что предусмотренный правительством индивидуальный подход к сокращению чиновников может как исключить непредвиденные провалы в деятельности ведомств, так и нивелировать идеи реформы.
Комментарии 3
Сокращаем вакансии, которые различными способами делились между чиновниками, но оставляем в неприкосновенности фонд ЗП. Т.е. те же деньги делятся точно так же, но уже легально. А потом, как верно отмечает автор, вновь будут вводиться “так необходимые” дополнительные штатные единицы – те же вакансии, которые так же будут “распиливаться”.
Объясните, какой практический смысл во всей этой шумихе с “сокращениями”, если реально эта кампания приносит только удорожание, а не удешевление содержания бюрократического аппарата?
Реформа силовых структур касается?
Думаю чиновники которым предстоит сокращение не будут особо разочарованы так как на их счетах по несколько миллиарда долларов(заработанных во время сна на работе) и ждёт их сладкая жизнь на Кубе или Венеции