Система SMART для достижения целей
Автор: Евгения Романова. Образование высшее юридическое. В журналистике с 2001 года. Дата: 11 февраля 2020. Время чтения 6 мин.
Технология относится к инструментам для планирования и достижения целей. Существует ряд интерпретаций смысла акронима. Наиболее распространенный: Specific, Measurable, Achievable or Attainable, Relevant, Time. Потенциально воплощаемый замысел должен быть конкретным, измеримым, достижимым, реалистичным, зависеть от сроков. Оппоненты говорят, что методика смарт применима только к краткосрочным целям, не подходит для творчества.
Человеческие усилия так или иначе направлены на постановку и достижение результата. Все сводится к приоритетам: к чему вы стремитесь, делаете сознательный выбор или действуете интуитивно.
Без постановки целей жизнь превращается в череду хаотических событий, которые не поддаются контролю. Вы становитесь игрушкой случая. Высадка человека на Луне или изобретение iPod etcetera – это результат решения конкретной задачи, поставленной в определенный момент, запланированное и ставшее реальностью прозрение.
Что такое смарт цели?
SMART – это аббревиатура, обозначающая систему из пяти критериев. Она структурирует и отслеживает «маршрут», отвергает неопределенность, создает поддающиеся проверке траектории движения к обозначенной точке с четкими вехами, оценкой достижимости. Каждая задача, от промежуточного шага до глобального замысла, может быть решена при помощи СМАРТ.
Цитата. «Проблема с отсутствием цели состоит в том, что вы можете всю жизнь бегать туда-сюда по полю, но никогда не забивать» (Билл Коупленд)
Авторство приписывается Питеру Друкеру. Впервые термин применен в ноябрьском выпуске журнала Management Review Джорджа Т. Дорана за 1981 год.
Истинная СМАРТ цель должна быть:
- Specific (конкретной, простой, разумной, рачительной);
- Measurable (измеримой, мотивированной);
- Achievable or Attainable (согласованной, достижимой, взвешенной);
- Relevant (разумной, реалистичной, обеспеченной ресурсами, ориентированной на результат);
- Time (своевременной, ограниченной, зависимой от сроков).
Иногда к стандартной расшифровке добавляют еще два условия: Evaluated (оценка эффективности) и Reviewed (рассмотрение).
Опираясь на понятие "постановки цели по SMART", цель должна быть конкретной, определенной во времени, значимой, измеримой и достижимой, иначе все ваши желания так и останутся пустыми и несбывшимися – проще говоря "вилами по воде". Обожаю это правило.
— mitta (@cocaina_cola) September 6, 2018
Полезная информация! Манипуляции и фразы продавцов, заставляющие купить товар
Specific
Описание цели должно быть конкретным, это повышает шансы на успех. Почувствуйте разницу между «стать миллионером» и «в течение следующих 5 лет зарабатывать 100 000 руб. в месяц, создавая новые программные продукты».
Задайте себе вопросы:
- Чего хотите достичь?
- Где?
- Как?
- Когда?
- С кем?
- Каковы ресурсы и ограничения?
- Почему именно я?
- Есть ли альтернатива?
Пример 1. Общая: Прийти в форму. Конкретная: Стать членом спортивного клуба, купить льготный абонемент, заниматься 4 раза в неделю вместо двух, чтобы похудеть и подкачаться.
Пример 2. Общая: Стать руководителем отдела маркетинга. Конкретная: Получить знания и опыт, необходимые для занятия должности, чтобы двигаться по карьерной лестнице, успешно работать со своей командой.
Measurable
Постарайтесь точно определить, что именно увидите, услышите и почувствуете на финише. Ответьте на два основных вопроса:
- Сколько, как много?
- Как узнаю, что задача выполнена?
Раздробите замысел на измеримые элементы. Вам понадобятся конкретные подтверждения (доказательства) каждого из них. Общую цель «буду счастливее» измерить вряд ли получится – в отличие от «буду счастливее, если брошу курить, начинать утро с бега, 30-минутной зарядки, есть овощи дважды в день, а жир – только один раз в неделю». Уточняйте то, чего хотите. Чем больше деталей, тем яснее и доступнее ваши устремления.
Пример. Получить членство в фитнес-клубе, приобрести скидочный абонемент, в два раза увеличить количество посещений, чтобы похудеть и подкачаться, в месяц сбрасывать по 10-12 кг.
Пример. Чтобы стать начальником маркетингового отдела, добавьте измеримости: повышу квалификацию и наберусь опыта за 5 лет.
Achievable or Attainable
Выясните, действительно ли замысел приемлем. На одну чащу весов положите усилия, время, иные затраты на достижение, на другую – способности, жизненные принципы, обязательства, выгоду. Если нет времени, денег или таланта, вы наверняка потерпите неудачу. Но никто не запретит разумно планировать даже невозможное. Нет ничего плохого в стрельбе по звездам. Хотите без дополнительных трудозатрат повысить эффективность отдела по сравнению с прошлым годом вдвое, но вышли только на 1,8? Не так уж плохо.
Пример. Исходя из имеющегося опыта и квалификации, признайтесь себе честно, реально ли за 5 лет получить навыки, которые потребуются на должности начальника отдела маркетинга. Есть ли у вас время на повышение квалификации? Сможете заплатить за второе высшее образование? Ваши дети вряд ли позволят заниматься дома по вечерам и в выходные дни.
Остерегайтесь ставить цели, над которыми вы не властны. «Получить эту должность!» зависит от способностей конкурентов и решения рекрутера. «Стать более опытным и пройти обучение, чтобы занять желанную должность» полностью зависит от вас.
Узнайте, как законно увеличить пенсию
Relevant
Хотите «повелевать народами», стать знаменитостью, завести троих детей и много работать? Разберитесь, нужно ли вам это. Попробуйте вообразить, как почувствуете себя, если задуманное осуществится. Или вас кто-то контролирует, навязывая мечтам значимость?
Достижимая цель по системе СМАРТ отвечает «да» на вопросы:
- Стоит ли игра свеч?
- Сейчас нужное время?
- Соответствует ли это другим усилиям, потребностям?
- Подхожу ли я?
- Возможно ли это в нынешних условиях?
Пример. Не помешает честный анализ: подходите ли вы на руководящую должность, обладаете ли лидерскими качествами, как относятся к вам коллеги. Что скажет муж (жена), если пойдете учиться? Согласуется ли ваша цель с планами семьи?
Time
Время – деньги. Составьте план. Крайние сроки побуждают большинство людей сосредоточиться, переключиться на действия. Устанавливайте дедлайны, следуйте им. Сохраняйте график реалистичным и гибким, чтобы поддерживать моральный дух. Не переусердствуйте: чрезмерное соблюдение своевременности может иметь обратный эффект – и путь превратится в экстрим наперегонки со временем.
Пример. Стать членом фитнес-клуба, купить с 1 апреля абонемент со скидкой, заниматься не 2 раза в неделю, а 4, чтобы похудеть и накачать мышцы. Буду каждые 10 дней сбрасывать по 3 кг, к началу лета добьюсь результата минус 24 кг.
Похожая методика планирования и в случае с руководителем подразделения маркетинга: поставьте реалистичные сроки для профессиональных курсов, семинаров, тренингов или получения второго высшего.
пора вновь ставить спортивные SMART-цели и выполнять их, а то скоро весна, лето, пляжи и т.п.
— Konstantin Panphilov (@panphilov) September 29, 2010
Материал в тему! Мотивирующие фильмы
Достоинства и недостатки
SMART – эффективный инструмент, придающий ясность, целенаправленность и мотивацию мечте. Технология повышает вероятность достижения определенной цели с заранее установленной конечной датой. Она проста в объяснении и использовании.
Главная проблема техники – в разнообразии интерпретаций, которые могут быть неправильно поняты. Противники обвиняют ее в неэффективности при работе с долгосрочными целями, отсутствии гибкости, подавлении творческого потенциала.