Что такое рынок олигополии: простой ответ с примерами
Автор: Евгения Романова. Образование высшее юридическое. В журналистике с 2001 года. Дата: 5 марта 2020. Время чтения 6 мин.
Олигополия – система рыночных отношений, при которой небольшое количество компаний обеспечивает почти весь спрос, создаёт видимость конкуренции. Фирмы выпускают однородный продукт либо дифференцируют его. Они взаимозависимы, согласовывают ценообразование. Существует множество моделей кооперированных и некооперированных олигополий. Фирмы стремятся к устойчивости на рынке, объединяются в тресты, концерны, синдикаты, холдинги.
Олигополия в экономике – тип рынка с несовершенной конкуренцией, на котором действуют несколько продавцов, контролирующих цены и затрудняющих вхождение новых компаний. Такую структуру имеют тяжёлая, химическая промышленность, металлургия, самолётостроение и др. Очевидные примеры: «Боинг», «Аэрофлот», российские нефтянка и сотовая связь.
Признаки
Рынок делят несколько крупных компаний (от 2 до 8), максимально удовлетворяющих спрос. Отношения между ними характеризуются острой взаимозависимостью и высокой степенью конкуренции. Фирмы реагируют на каждое «телодвижение» соперника (в ценообразовании, продажах, инвестициях, внедрении новых технологий).
Зайти в олигополию затруднительно, но возможно. Сложившиеся рыночные структуры закрыты. «Старожилы» строят высокие барьеры, чтобы воспрепятствовать появлению новичков. Такие рынки растут медленно. Производства, как правило, очень крупные. Огромные деньги вкладываются в прогрессивные технологии, стимулирование сбыта (продвижение, рекламу, PR).
Эффект масштаба имеет положительное влияние: чем больше объёмы, тем меньше издержки. Вход на рынок обеспечат значительные стартовые капиталовложения. Новичку придётся соперничать с «богатыми и знаменитыми» компаниями, имеющими мощный организационный ресурс. Гораздо проще зайти в молодую олигополию с быстрорастущим спросом, где новые предложения не снижают цену.
Бывают однородными и дифференцированными. В первом случае все товары взаимозаменяемы. Во втором разделение (специализация) рынка может быть реальным или мнимым. Всё зависит от того, где проявляются различия: в качестве продукта, свойствах, дизайне или бренде, упаковке, стратегиях продвижения.
Таблица 1. Примеры по видам олигополий
Тип | Продукты |
Чистая (однородная) | Нефть, газ, цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, вискоза |
Дифференцированная | Самолёты, автомобили, компьютеры, телевизоры, смартфоны, бытовая техника, сигареты, зубная паста, стиральные порошки, безалкогольные напитки, пиво |
Рыночная власть в монополии определяется способностью воздействовать на ценообразование. Чем больше разница между ценой и предельными издержками компании, тем сильнее её влияние на рынке.
Важная черта олигополистической структуры – относительная устойчивость цен. Участники взаимозависимы, как правило, действуют с учётом поведения соперников. Лидер (крупнейший или наиболее эффективный) вправе повысить цены без согласования. Остальные последуют примеру.
Тайные сговоры ведут к монополизации рынка картелями, которые действуют запрещёнными способами (сокращение производства, взвинчивание цен). Антимонопольное законодательство регулирует амбиции доминирования крупных игроков.
Модели
Для кооперированных олигополистических рынков характерна согласованность действий (сговор), для некооперированных – разобщение, стремление игроков к независимости. Яркий пример второго типа – ценовое лидерство.
Особое место в модельном ряду занимает теория игр – механизм выбора олигополии по признаку кооперации. Она помогает выстроить стратегию с учётом решений (ответных шагов) других игроков, добиться максимального результата.
Типы
Для согласованных действий на рынке фирмы объединяют усилия. Организационно-правовую форму олигополии определяет конкретная цель и степень готовности участников пожертвовать независимостью.
Трест
Производственная цепь из утративших самостоятельность предприятий управляется головной компанией. Такой тип объединения был популярен в 19 в.
Исторический пример – Standard Oil Джона Рокфеллера. В Советской России во времена новой экономической политики (НЭП) государственные тресты контролировали рыночные процессы.
Холдинг
Управляющая материнская компания руководит объединением дочерних, владеет контрольным пакетом акций, сама ничего не производит. Примеры: «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Норильский никель», «Сухой», «Сбербанк», «Роснефть».
Интересно. Первый концерн в начале 15 в. создал во Флоренции Козимо Медичи, основатель легендарной олигархической династии (в числе представителей 4 римских папы и 2 королевы).
Концерн
Финансово-промышленная группа: фирмы из разных отраслей концентрируют ресурсы для достижения общих целей. Бывают вертикальными, горизонтальными и смешанными (конгломерат).
Примеры: в мире – JP Morgan Chase, General Electric, Volkswagen, Siemens, Lockheed Martin, Boeing, Mitsubishi, в нашей стране – «Росэнергоатом», «Алмаз-Антей», «Вертолёты России», «Радиоэлектронные технологии».
Консорциум
Создаётся для постоянного или временного проекта, требующего больших капиталовложений, выпуска и размещения ценных бумаг (займов). Каждый участник работает в направлении, где способен достичь лучших результатов при минимальных издержках.
Современные консорциумы: DVB Project, Eurofighter Typhoon, The Linux Foundation, «Северный поток», «Берег-Море», «СКиФ». Каспийский Трубопроводный.
Синдикат
Производители массовой однородной продукции закупают сырьё и реализуют товар через единую сеть. Форма актуальна для добывающей, металлургической отраслей и в периоды кризиса.
Классический пример из 20 в. – группа «Де Бирс», которая контролировала 90% международного алмазного рынка. В Советской России в период НЭПа был объявлен курс на синдицирование промышленности.
Картель
Однопрофильные компании договариваются о ценах, объёмах выпуска товара, сферах влияния.
Интересно. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» Ленин ссылался на «Картели и тресты», произведение немецкого экономиста Роберта Лифмана. По данным его исследования, в конце 19 в. в мире насчитывалось около 40 международных картелей с участием Германии, к 1910 г. – почти 100.
В 1924 г. производители электрооборудования создали объединение Phoebus, чтобы контролировать рынок лампочек. Во второй половине 20 в. картели действовали под прикрытием исследовательских организаций, союзов предпринимателей. Сегодня вышли на уровень международных соглашений (ОПЕК).
Цены и конкуренция
По мере развития рынка олигополии цены выравниваются. Однородные товары стоят практически одинаково, дифференцированные – сопоставимо. Для координации действий участники вступают в соглашения (тайные и молчаливые) либо транслируют информацию о манипуляциях с ценами через СМИ.
На это «мирное» сосуществование отрицательно влияют:
- новые игроки (компании и отрасли) со своими правилами;
- нестабильный спрос;
- рост расходов на инновационную деятельность;
- коррекция долей рынка;
- предельная специализация продукта.
Снижение цен как вид олигополистического соперничества годится только на короткое время: за лидером, несмотря на рост издержек, непременно последуют другие игроки. Гораздо эффективнее неценовые формы, которые создают уникальный имидж компании:
- качество и технологичность товара;
- дифференциация продукции;
- расширение номенклатуры;
- первоклассный сервис;
- визуальная «подача» (стиль, дизайн);
- привлекательные условия кредитования;
- продолжительный срок службы, гарантия;
- реклама, PR.
Принято считать, что олигополия ограничивает конкуренцию, сохраняется только видимость. Альтернативную точку зрения высказали исследователи Шумпетер и Гэлбрейт: высокие темпы научно-технического прогресса обеспечивают компании, способные привлечь значительный ресурс для стимулирования инноваций.
Теории заговора: масоны правят миром – правда или миф.
Вряд ли это нравится антиглобалистам, но цивилизацию вперёд двигают корпорации. Только у них есть деньги на разработку и внедрение технологий, без которых человечество не сможет развиваться.