Авиабилеты в СССР стоили 2–3 коп. за километр пути
Автор: Виктория Барбаева. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании из Италии. Дата: 7 сентября 2019. Время чтения 7 мин.
Авиаперевозки в Советском Союзе осуществлялись компанией Аэрофлот. Путешествия самолетом пользовались популярностью, и часто возникали сложности с покупкой билетов, особенно в «горячий» сезон. Стоимость напрямую зависела от расстояния и составляла примерно 2–3 коп. за км. Билет в Санкт-Петербург обходился в 14 руб., во Владивосток – 134 руб. Разница с железнодорожным транспортом была порядка 40-50% в пользу последнего. Однако по среднему доходу в настоящее время летать более доступно.
Жители Советского союза не могли выбирать, услугами какого воздушного перевозчика пользоваться. В стране существовал только Аэрофлот, а авиабилеты в СССР стоили от 12 руб. и были доступны.
Как и почем мы путешествовали
«Главное управление гражданского воздушного флота» создано 17 марта 1923 г. На самом деле, в него входило несколько государственных предприятий, которые были известны людям под общим названием. Через 15 лет Аэрофлот стал крупнейшей в мире компанией по количеству перевозимых пассажиров. Первое место он занимал вплоть до 1991 г.
Поскольку организация была монополистом, цена авиабилета в СССР на один и тот же рейс устанавливалась одинаковой, где бы его ни покупали. Сеть маршрутов, предлагаемая гражданам, в советские годы являлась достаточно обширной. Перелеты были прямые или с пересадками во все аэропорты страны.
Кроме того, осуществлялись рейсы на пять из шести континентов: Северную и Южную Америку, Европу, Африку и Азию.
Таблица 1. Цены на прямые полеты из Москвы, руб.
Куда | Сумма, руб. | Куда | Сумма, руб. |
Анапа | 30 | Магадан | 168 |
Астрахань | 29 | Минск | 18 |
Баку | 40 | Новокузнецк | 62 |
Батуми | 36 | Новосибирск | 56 |
Вильнюс | 20 | Норильск | 83 |
Владивосток | 134 | Одесса | 27 |
Вологда | 15 | Омск | 46 |
Волгоград | 22 | Петропавловск-Камчатский | 178 |
Грозный | 34 | Рига | 21 |
Днепропетровск | 21 | Свердловск | 32 |
Душанбе | 62 | Симферополь | 28 |
Ереван | 40 | Таллин | 24 |
Иваново | 12 | Тамбов | 14 |
Иркутск | 83 | Ташкент | 56 |
Казань | 19 | Тбилиси | 37 |
Калининград | 26 | Уфа | 27 |
Караганда | 52 | Фрунзе | 60 |
Киев | 20 | Хабаровск | 122 |
Кишинев | 27 | Челябинск | 34 |
Ленинград | 18 | Чита | 92 |
Липецк | 14 | Южно-Сахалинск | 150 |
Источник: Справочник «Пассажирский транспорт Москвы»
Дешевле всего можно было улететь в Иваново – 12 руб. Самые дорогие билеты в дальневосточном и Северном направлениях – Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан.
Главный критерий оценки стоимости воздушного транспорта – это ее сравнение с билетами на поезд. Приведем несколько популярных направлений:
- Анапа – 20 руб.;
- Батуми – 25 руб.;
- Владивосток – 79 руб.;
- Казань – 13 руб.;
- Калининград – 18 руб.;
- Ленинград – 12 руб.;
- Новосибирск – 28 руб.;
- Свердловск – 19 руб.;
- Ташкент – 28 руб.;
- Хабаровск – 69 руб.
Очевидно, что по близким направлениям поезд стоил меньше примерно на 45–50%. Для дальних городов цены дешевле почти на 70%, однако и время путешествия несопоставимо больше.
В целом тариф 1 км пути на самолете равнялся 2–3 копейкам, причем верхнее значение распространялось на билеты в города с более суровым климатом, например Магадан.
Это интересно! Проезд в первом поезде в 19 веке из Петербурга в Павловск через Царское Село стоил от 40 коп. до 2,5 руб.
Кто мог себе позволить
Воздушные путешествия были доступны всем гражданам. Средняя заработная плата в 1980 г., согласно данным архивов Центробанка, составляла 169 руб. Пенсионерам, конечно, если им не помогали родственники, железнодорожный вариант поездки подходил больше. Семьи с детьми за малышей до 12 лет платили 50% стоимости.
Судя по количеству рейсов в день в разных направлениях, самолеты были востребованы. Например, из Москвы в:
- Ленинград и Воронеж – 9;
- Владивосток – 7;
- Ереван – 6;
- Свердловск – 5;
- Калининград и Казань – 3.
Поездка в отпуск в популярном в те годы направлении – Анапа или Батуми – обходилась в 40–50 руб. на человека. На эти деньги можно было купить:
- импортный футбольный мяч или диапроектор– 30 руб.;
- радиоприемник «Олимпик-2» – 34 руб.;
- туфли женские или мужские, джинсы советского производства – 30-40 руб.;
- небольшое золотое кольцо или люстру – 35 руб.;
- велосипед «Орленок» – 39 руб.;
- женские кожаные сапоги – 40 руб.;
- пылесос «Вихрь» или «Тайфун» – 40-44 руб.;
- радиолу – 45 руб.;
- часы настольные «Электроника 2-06» – 50 руб.
Современные реалии
В последние два десятилетия перелеты вновь набирают популярность. После развала СССР путешествия авиалайнерами были практически не доступны для россиян. Многие рейсы отменили, часть аэропортов закрыли, да и цены «кусались». Сегодня же зачастую путешествие воздушным транспортом обходится дешевле, чем на поезде.
Такая ситуация сложилась из-за высокой конкуренции между авиаперевозчиками, в то время как РЖД является монополистом в своей области.
Справка! В настоящий момент в РФ работает более 100 компаний. В пятерку самых крупных входят: Аэрофлот, S7Airlines, Россия, Уральские линии и ЮТэйр.
Для перевода на современные деньги умножим стоимость авиабилетов в СССР на коэффициент изменения за прошедшие годы. По данным портала «Уровень инфляции» он равен 103,46. Кроме того, для лучшего понимания приведем действующие сегодня цены.
Таблица 2. Стоимость перелета, руб.
Куда | 1980 | 2019 | Куда | 1980 | 2019 |
Анапа | 3 104 | 3 500 | Магадан | 17 381 | 11 000 |
Астрахань | 3 000 | 4 600 | Минск | 1 862 | 2 762 |
Баку | 4 138 | 10 767 | Новокузнецк | 6 415 | 11 525 |
Батуми | 3 725 | 12 838 | Новосибирск | 5 794 | 7 200 |
Вильнюс | 2 069 | 4 982 | Норильск | 8 587 | – |
Владивосток | 13 864 | 14 509 | Одесса | 2 793 | 8 495 |
Вологда | 1 552 | – | Омск | 4 759 | 4 100 |
Волгоград | 2 276 | 4 048 | Петропавловск-Камчатский | 18 416 | 22 390 |
Грозный | 3 518 | 5 365 | Рига | 2 173 | 3 825 |
Днепропетровск | 2 173 | 9 455 | Свердловск (Екатеринбург) | 3 311 | 3 600 |
Душанбе | 6 415 | 13 123 | Симферополь | 2 897 | 3 650 |
Ереван | 4 138 | 5 737 | Таллин | 2 483 | 6 340 |
Иваново | 1 242 | 7 066 | Тамбов | 1 448 | – |
Иркутск | 8 587 | 10 921 | Ташкент | 5 794 | 11 409 |
Казань | 1 966 | 2 138/ | Тбилиси | 3 828 | 11 560 |
Калининград | 2 690 | 2 485 | Уфа | 2 793 | 2 916 |
Караганда | 5 380 | 12 203 | Фрунзе (Бишкек) | 6 208 | 12 615 |
Киев | 2 069 | 6 180 | Хабаровск | 12 622 | 10 756 |
Кишинев | 2 793 | 5 873 | Челябинск | 3 518 | 5 890 |
Ленинград (Санкт-Петербург) | 1 862 | 2080 | Чита | 9 518 | 15 325 |
Липецк | 1 448 | 4 273 | Южно-Сахалинск | 15 519 | 16 560 |
Источник: Интернет-портал «Skyscanner»
Тарифы на перелет стали дороже практически по всем направлениям. Какой-либо закономерности в увеличении цен нет. В Хабаровск стало ездить дешевле, а в Латвию, Казахстан, Киргизию и Украину как минимум в два раза дороже.
И все же проведем еще одно сравнение. Средняя зарплата 2019 г., по данным министерства труда, – 40 302 руб. Чаще всего из Москвы и в Советское время, и сейчас летают в Санкт-Петербург и Калининград, т.к. многие люди живут в этих городах, а работают в столице. Конечно, при таких условиях их доход наверняка выше, но для объективности анализа воспользуемся именно этими цифрами.
Таблица 3. Количество билетов, шт.
Куда | 1980 | 2019 |
Санкт-Петербург | 9 | 19 |
Калининград | 6 | 16 |
Источник: расчет автора
Все очевидно и не требует комментариев.
И еще немаловажный момент. Если в СССР тарифы устанавливались один раз на несколько лет и не менялись в зависимости от сезона и времени, то сегодня с этим гораздо проще. Авиакомпании сами решают, когда и какие скидки сделать, а граждане при желании сэкономить всегда могут найти билет по очень низкой цене. К факторам уменьшения стоимости относятся:
- месяц и порой даже неделя перелета;
- время: день или ночь;
- скидки к определенным датам;
- длительность периода от покупки до поездки.
Материал в тему! Как выглядит и сколько стоит бизнес-класс у разных авиакомпаний
Доступность авиаперелетов возрастает с каждым годом. Высокая конкуренция, возможности приобретения билетов на рейсы с пересадками и без обеда и багажа – все это позволяет снизить цены. А поскольку РЖД не стремится снизить стоимость перевозок, большое количество людей решают путешествовать именно по воздуху.
Смотрите видео о том, какой была гражданская авиация в СССР: