Авиабилеты в СССР стоили 2–3 коп. за километр пути

Авиабилеты в СССР стоили 2–3 коп. за километр пути

Автор: Виктория Барбаева. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании из Италии. Дата: 7 сентября 2019. Время чтения 7 мин.

Авиаперевозки в Советском Союзе осуществлялись компанией Аэрофлот. Путешествия самолетом пользовались популярностью, и часто возникали сложности с покупкой билетов, особенно в «горячий» сезон. Стоимость напрямую зависела от расстояния и составляла примерно 2–3 коп. за км. Билет в Санкт-Петербург обходился в 14 руб., во Владивосток – 134 руб. Разница с железнодорожным транспортом была порядка 40-50% в пользу последнего. Однако по среднему доходу в настоящее время летать более доступно.

Жители Советского союза не могли выбирать, услугами какого воздушного перевозчика пользоваться. В стране существовал только Аэрофлот, а авиабилеты в СССР стоили от 12 руб. и были доступны.

Как и почем мы путешествовали

«Главное управление гражданского воздушного флота» создано 17 марта 1923 г. На самом деле, в него входило несколько государственных предприятий, которые были известны людям под общим названием. Через 15 лет Аэрофлот стал крупнейшей в мире компанией по количеству перевозимых пассажиров. Первое место он занимал вплоть до 1991 г.

Поскольку организация была монополистом, цена авиабилета в СССР на один и тот же рейс устанавливалась одинаковой, где бы его ни покупали. Сеть маршрутов, предлагаемая гражданам, в советские годы являлась достаточно обширной. Перелеты были прямые или с пересадками во все аэропорты страны.

Кроме того, осуществлялись рейсы на пять из шести континентов: Северную и Южную Америку, Европу, Африку и Азию.

Таблица 1. Цены на прямые полеты из Москвы, руб.

Куда Сумма, руб. Куда Сумма, руб.
Анапа 30 Магадан 168
Астрахань 29 Минск 18
Баку 40 Новокузнецк 62
Батуми 36 Новосибирск 56
Вильнюс 20 Норильск 83
Владивосток 134 Одесса 27
Вологда 15 Омск 46
Волгоград 22 Петропавловск-Камчатский 178
Грозный 34 Рига 21
Днепропетровск 21 Свердловск 32
Душанбе 62 Симферополь 28
Ереван 40 Таллин 24
Иваново 12 Тамбов 14
Иркутск 83 Ташкент 56
Казань 19 Тбилиси 37
Калининград 26 Уфа 27
Караганда 52 Фрунзе 60
Киев 20 Хабаровск 122
Кишинев 27 Челябинск 34
Ленинград 18 Чита 92
Липецк 14 Южно-Сахалинск 150

Источник: Справочник «Пассажирский транспорт Москвы»

Дешевле всего можно было улететь в Иваново – 12 руб. Самые дорогие билеты в дальневосточном и Северном направлениях – Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан.

Скриншот страницы справочника, издание 1980

Скриншот страницы справочника, издание 1980

Главный критерий оценки стоимости воздушного транспорта – это ее сравнение с билетами на поезд. Приведем несколько популярных направлений:

  • Анапа – 20 руб.;
  • Батуми – 25 руб.;
  • Владивосток – 79 руб.;
  • Казань – 13 руб.;
  • Калининград – 18 руб.;
  • Ленинград – 12 руб.;
  • Новосибирск – 28 руб.;
  • Свердловск – 19 руб.;
  • Ташкент – 28 руб.;
  • Хабаровск – 69 руб.

Очевидно, что по близким направлениям поезд стоил меньше примерно на 45–50%. Для дальних городов цены дешевле почти на 70%, однако и время путешествия несопоставимо больше.

В целом тариф 1 км пути на самолете равнялся 2–3 копейкам, причем верхнее значение распространялось на билеты в города с более суровым климатом, например Магадан.

Кто мог себе позволить

Воздушные путешествия были доступны всем гражданам. Средняя заработная плата в 1980 г., согласно данным архивов Центробанка, составляла 169 руб. Пенсионерам, конечно, если им не помогали родственники, железнодорожный вариант поездки подходил больше. Семьи с детьми за малышей до 12 лет платили 50% стоимости.

Вы пользовались авиатранспортом во времена СССР?
Да
Нет

Судя по количеству рейсов в день в разных направлениях, самолеты были востребованы. Например, из Москвы в:

  • Ленинград и Воронеж – 9;
  • Владивосток – 7;
  • Ереван – 6;
  • Свердловск – 5;
  • Калининград и Казань – 3.
Фотокопия обратной стороны билета

Фотокопия обратной стороны билета

Поездка в отпуск в популярном в те годы направлении – Анапа или Батуми – обходилась в 40–50 руб. на человека. На эти деньги можно было купить:

  • импортный футбольный мяч или диапроектор– 30 руб.;
  • радиоприемник «Олимпик-2» – 34 руб.;
  • туфли женские или мужские, джинсы советского производства – 30-40 руб.;
  • небольшое золотое кольцо или люстру – 35 руб.;
  • велосипед «Орленок» – 39 руб.;
  • женские кожаные сапоги – 40 руб.;
  • пылесос «Вихрь» или «Тайфун» – 40-44 руб.;
  • радиолу – 45 руб.;
  • часы настольные «Электроника 2-06» – 50 руб.

Современные реалии

В последние два десятилетия перелеты вновь набирают популярность. После развала СССР путешествия авиалайнерами были практически не доступны для россиян. Многие рейсы отменили, часть аэропортов закрыли, да и цены «кусались». Сегодня же зачастую путешествие воздушным транспортом обходится дешевле, чем на поезде.

Такая ситуация сложилась из-за высокой конкуренции между авиаперевозчиками, в то время как РЖД является монополистом в своей области.

Справка! В настоящий момент в РФ работает более 100 компаний. В пятерку самых крупных входят: Аэрофлот, S7Airlines, Россия, Уральские линии и ЮТэйр.

Для перевода на современные деньги умножим стоимость авиабилетов в СССР на коэффициент изменения за прошедшие годы. По данным портала «Уровень инфляции» он равен 103,46. Кроме того, для лучшего понимания приведем действующие сегодня цены.

Таблица 2. Стоимость перелета, руб.

Куда 1980 2019 Куда 1980 2019
Анапа 3 104 3 500 Магадан 17 381 11 000
Астрахань 3 000 4 600 Минск 1 862 2 762
Баку 4 138 10 767 Новокузнецк 6 415 11 525
Батуми 3 725 12 838 Новосибирск 5 794 7 200
Вильнюс 2 069 4 982 Норильск 8 587
Владивосток 13 864 14 509 Одесса 2 793 8 495
Вологда 1 552 Омск 4 759 4 100
Волгоград 2 276 4 048 Петропавловск-Камчатский 18 416 22 390
Грозный 3 518 5 365 Рига 2 173 3 825
Днепропетровск 2 173 9 455 Свердловск (Екатеринбург) 3 311 3 600
Душанбе 6 415 13 123 Симферополь 2 897 3 650
Ереван 4 138 5 737 Таллин 2 483 6 340
Иваново 1 242 7 066 Тамбов 1 448
Иркутск 8 587 10 921 Ташкент 5 794 11 409
Казань 1 966 2 138/ Тбилиси 3 828 11 560
Калининград 2 690 2 485 Уфа 2 793 2 916
Караганда 5 380 12 203 Фрунзе (Бишкек) 6 208 12 615
Киев 2 069 6 180 Хабаровск 12 622 10 756
Кишинев 2 793 5 873 Челябинск 3 518  5 890
Ленинград (Санкт-Петербург) 1 862 2080 Чита 9 518 15 325
Липецк 1 448 4 273 Южно-Сахалинск 15 519 16 560

Источник: Интернет-портал «Skyscanner»

Тарифы на перелет стали дороже практически по всем направлениям. Какой-либо закономерности в увеличении цен нет. В Хабаровск стало ездить дешевле, а в Латвию, Казахстан, Киргизию и Украину как минимум в два раза дороже.

И все же проведем еще одно сравнение. Средняя зарплата 2019 г., по данным министерства труда, – 40 302 руб. Чаще всего из Москвы и в Советское время, и сейчас летают в Санкт-Петербург и Калининград, т.к. многие люди живут в этих городах, а работают в столице. Конечно, при таких условиях их доход наверняка выше, но для объективности анализа воспользуемся именно этими цифрами.

Таблица 3. Количество билетов, шт.

Куда 1980 2019
Санкт-Петербург 9 19
Калининград 6 16

Источник: расчет автора

Все очевидно и не требует комментариев.

И еще немаловажный момент. Если в СССР тарифы устанавливались один раз на несколько лет и не менялись в зависимости от сезона и времени, то сегодня с этим гораздо проще. Авиакомпании сами решают, когда и какие скидки сделать, а граждане при желании сэкономить всегда могут найти билет по очень низкой цене. К факторам уменьшения стоимости относятся:

  • месяц и порой даже неделя перелета;
  • время: день или ночь;
  • скидки к определенным датам;
  • длительность периода от покупки до поездки.

Доступность авиаперелетов возрастает с каждым годом. Высокая конкуренция, возможности приобретения билетов на рейсы с пересадками и без обеда и багажа – все это позволяет снизить цены. А поскольку РЖД не стремится снизить стоимость перевозок, большое количество людей решают путешествовать именно по воздуху.

Смотрите видео о том, какой была гражданская авиация в СССР:

 

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
35
Средне
13
Да
79

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктория Барбаева Экономист Автор: . Экономист. 5 лет живу в Италии. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании "KRAFT" занимающейся поставками мебели из Италии.
7 сентября 2019.

Похожие записи

Обсуждения закрыты для данной страницы

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!