Точные цены на проезд в поезде в 19 веке

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 7 августа 2019. Время чтения 9 мин.

Проезд в первом поезде в 19 веке из Петербурга в Павловск через Царское Село стоил от 40 коп. до 2,5 руб., в зависимости от класса. Билеты из Москвы до Питера продавались для первого класса за 19 руб. Рабочие, получающие зарплату 25-30 руб. в месяц, могли себе позволить только поездки 3 классом по 7 руб., а позже по 6,40 руб. Для самых бедных слоев были предназначены открытые вагоны или теплушки, в которые билеты продавались по 3-4 руб. Стоимость проезда по железной дороге за 1,5 века практически не изменилась.

Первое железнодорожное сообщение в России, соединившее Санкт-Петербург и Царское Село, было открыто в 1837 году. А через 6 лет стартовало масштабное строительство Николаевской железной дороги из Москвы в Питер. В дальнейшем железнодорожная сеть расширялась, менялись условия перевозки и цены на проезд в поезде в конце 19–начале 20 века.

Первая ж/д дорога в России

Началу строительству железнодорожное сети в России положила Царскосельская железная дорога. Компания, ее эксплуатировавшая, ориентировалась в первую очередь на зажиточных жителей столицы. Высшие слои общества по «железке» ездили в свои пригородные поместья, на балы и концерты, которые давались на «музыкальном вокзале», расположенном в Павловске.

Рис. 1. Вокзал в Павловске, 1860 г.

Рис. 1. Вокзал в Павловске, 1860 г.

Требованиям состоятельных пассажиров соответствовали не только вагоны, но и вокзалы на станциях, концертный зал, который выходил на платформу, расположенную в царской резиденции.

Для поездки в поезде в кассе выдавались многоразовые билеты – «жестянки». Металлические жетоны, на которых был выбит номер вагона и место, необходимо было сдать при выходе кондуктору.

Рис. 2. Билеты-жестянки, 1837 год

Рис. 2. Билеты-жестянки, 1837 год

Интересно! При пересадке в Царском Селе пассажирам нужно было покупать новые «жестянки». Только через 7 лет были введены единые билеты от Санкт-Петербурга в Павловск.

С 1960 г. были введены бумажные билеты 4-х классов, которые отличались цветом.

Рис. 3. Стоимость проезда в поезде из Царского Села до Павловска составляла 1 руб. при продолжительности поездки 35 мин.

Рис. 3. Стоимость проезда в поезде из Царского Села до Павловска составляла 1 руб. при продолжительности поездки 35 мин.

Таблица 1. Стоимость билетов на Царскосельской железной дороге, 1961 г.

Класс Вагон Вместительность вагона, пассажиров Цвет билета Стоимость проезда
1 класс «Берлин», комфортабельные и удобные 10 Белые 2,5 руб.
2 класс «Дилижанс», закрытая повозка 30 Розовые 1,8 руб.
3 класс «Шарабан» 42 Зеленые 80 коп.
4 класс Без крыши и рессор 60 Серые 40 коп.

Источник: Пушкинская студия журналистики, 10 форум

Для простого люда такие цены были недоступны, так как рабочий зарабатывал в 19 веке 25–30 руб., и на 2 руб. мог купить 5 фунтов свинины и мешок картошки, а всего на продукты он тратил не больше 8 руб. в месяц.

Рис. 4. Что можно было купить за стоимость проезда в поезде

Рис. 4. Что можно было купить за стоимость проезда в поезде

Всего в период с 1837 по 1841 гг. Царскосельской дорогой воспользовались 2,5 млн пассажиров, что принесло казне 360 тыс. руб. прибыли.

Николаевская железная дорога

В 1951 году из Петербурга в Москву отправились первые поезда по Николаевской железной дороге. Опробовали маршрут на перевозке военных, после чего по «железке» проехал царский поезд. И только после этого дорога стала доступна для путешественников. Первый пассажирский состав, состоящий из 17 вагонов, был в пути почти 22 часа. Стоимость проезда в поезде составляла:

  • для 1 класса – 19 руб.;
  • 2 класса – 13 руб.;
  • 3 класса – 7 руб.;
  • в товарных и открытых вагонах – 3 руб.

Для сравнения! Путешествие из Петербурга в Москву на дилижансе длилось 4–5 дней      и обходилось в 95 руб.

А вот такое же расстояние из Одессы в Керчь на пароходе обошлось бы пассажиру 1 класса – 16 руб.; 2 – 9 руб.; 3 – 4 руб.

Перевозка грузов между столицами обходилась в 9,16–24,42 руб. за тонну, а драгметаллов – 48,84 руб., тогда как гужевым транспортом – 37–61 руб. Был прейскурант и на перемещение отдельных вещей:

  • кареты – 50 руб.;
  • дилижанса – 75 руб.;
  • лошади – 10 руб.;
  • телеги или саней – 25 руб.;
  • крупного рогатого скота – 5 руб.;
  • собаки – 3 руб.

Кстати, лошадь в те времена можно было купить за 60–150 руб., а дойную корову – за 80 руб.

Стоимость проезда в пригородных поездах в 19–начале 20 века отражена      в историческом очерке Л.Харитонова о развитии транспортного сообщения в Купчино.

Рис. 5. Поезд Петроград – Владимир

Рис. 5. Поезд Петроград – Владимир

В 1882 г. поезда из Питера делали остановку на станции «Обуховская». За 24 минуты поездки в поезде нужно было заплатить 12 коп. в вагонах 3 класса или 31 коп. – 2 класса.

В начале XX века на станции «Сортировочная» уже останавливалось 13 пар пассажирских поездов, продолжительность поездки – 16 минут.

Таблица 2. Стоимость билетов «Московский» вокзал в Питере – станция «Сортировочная», 1916 г.

Класс Взрослый, коп. Детский, коп.
II 18 5
III 12 3
IV 6 2

Источник: Исторический очерк Харитонова

В начале 20 века курьерский поезд из Санкт-Петербурга в Москву преодолевал путь в 1910 г.– за 10 ч 50 мин., в 1913 г. – 9 ч 30 мин.

Дневные поезда из Москвы формировали из 7 вагонов 3 класса, 2–3 вагонов 4 класса. Редко к ним прицепляли 1 вагон 2 класса. Большим уважением пользовались ночные поездки. Сами вагоны различали по цветам. Цены на проезд немного снизились, по сравнению со стоимостью в середине 19 века:

  • в синих вагонах первого уровня проезд стоил 16 руб.;
  • в желтых второго класса – 9,60 руб.;
  • в зеленых третьего – 6,40 руб.;
  • в серых сидячих четвертого – 4,05 руб.

Виды билетов и тарифы в конце 19–начале 20 века

Согласно данным из «Очерка», опубликованного в 1895 г., билеты были нескольких типов:

  • картонные, в просторечии «картонка»;
  • купонные (абонементные для прямых сообщений);
  • вырезанные ножницами.
Рис. 6. «Картонка» на проезд в поезде

Рис. 6. «Картонка» на проезд в поезде

Для дачных или пригородных поездов продавались абонентские книжки с отрывными квитками. А еще были:

  • сезонные билеты;
  • обратные квитки;
  • «круговые» для поездок на «минерашки» или «морские купания».

Предварительная продажа применялась только на кавказском направлении. Билеты обязательно «штемпелевались» компостером и ничем не отличались от «картонок» на дорогах Европы.

В 1914 г. были введены поверстные тарифы.

Таблица 3. Поверстные тарифы, 1914 г.

Длина пути, верст Класс
I II III
300 9,5 5,7 3,8
501–530 14,5 8,7 5,8
746–780 18,5 11,1 7,4
1071–1110 23 13,8 9,2
1391–1430 25 16,2 10,8
1556–1600 27 17,4 11,6
1871–1915 32,5 19,5 13

Источник: Книга Вульфова А.В. «Повседневная жизнь российских железных дорог»

Кто мог себе позволить

…Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели… (Александр Блок, 1879 г.)

Согласно статистике 1896 г., в вагонах первого класса было перевезено 0,7 млн пассажиров, второго – 5,1 млн, третьего – 42,4 млн. Уровень комфорта, как и стоимость, в разных вагонах различался кардинально.

Рис. 7. Пульмановские вагоны

Рис. 7. Пульмановские вагоны

Разница в цене между классами выдерживалась в полтора раза. Соответственно, в самые дорогие были рассчитаны на элиту. Даже средние ремесленники и торговцы не могли себе позволить купить билеты в I класс. В ранг легендарных были возведены комфорт и роскошь в русских поездах.

Второй предназначался для людей состоятельных, но не из высшего общества. За дешевые билеты приходилось смиряться с плохим освещением и жесткими сидениями, отсутствием проветривания и сомнительными гигиеническими условиями. Но все самое интересное начиналось именно в третьем классе.

«Вагон очень душен от разных табачных дымов, в общем очень едких, хотя и дающих приятное чувство дружной человеческой жизни…», – Бунин

Эти вагоны называли сгустком народной жизни, так как здесь путешествовали самые разные сословия: фабричные рабочие и крестьяне, священники и интеллигенция, и даже обедневшие дворяне.

С 1890 г. для самых бедных слоев, сезонных рабочих и переселенцев, искавших счастья в Сибири или Азии, были запущены «теплушки» – товарные вагоны. А в докладах того времени можно встретить относительно пассажиров 4 класса определение «тела, подлежащие транспортировке». В «Докладе о передвижении рабочих партий» крестьян и рабочих называют в высшей степени «выносливым, нетребовательным и терпеливым рабочим людом», который можно транспортировать без соблюдения стандартов в товарных вагонах.

При этом предоставлялись экономические расчеты, подтверждающие выгодность таких перевозок. В том же докладе говорилось, что «…в пересчете на средний вес одного работающего человека железные дороги могут заработать 1/20 копейки на пуд за версту, в 2,5 раза больше, чем при транспортировке каменного угля».

Стоимость ж/д билетов в Европе

На парламентском поезде E-Reading.Club в Англии в 1860 г. стоимость проезда составляла 1 пенс за версту. То есть, расстояние в 100 верст обходилось в 8 шиллингов 4 пенса.

Рис. 8. Спальные вагоны Великобритании, конец 19 века

Рис. 8. Спальные вагоны Великобритании, конец 19 века

Для сравнения, в то время буханка хлеба стоила 7 пенсов, а пинта пива – от 3 до 8 пенсов. Простой работяга имел доход 3 шиллинга 9 пенсов в день, а инженер – 7 шиллингов 6 пенсов. Юристы и работники контор зарабатывали 300–500 фунтов в год, учителя и журналисты – 150–300 фунтов.

Сколько стоил проезд в современных деньгах

Чтобы сравнить стоимость проезда в поезде в 19 веке и 2019 году, пересчитает цену билетов по современному курсу. Для этого воспользуемся официальными курсами ЦБ и американского калькулятора инфляции:

  • царского руб.: 1 $ = 1,945 руб.;
  • инфляции доллара: 1 $ (1913 г.) = 25,8 $ (2019 г.);
  • курса рос. руб. на 2019 г.: 1 руб. = 63 $.

Для расчета возьмем цены на проезд из Москвы и Санкт-Петербург на конец 19 века.

Таблица 1. Стоимость билетов в ценах 19 и 21 веков

Класс В царских рублях конца 19 века В рос. руб. по курсу 2019 г.
I 16 13 371
II 9,6 8 023
III 6,4 5 348
IV 4,05 3 385

По состоянию на август 2019 года, билеты до Питера из Москвы, по данным сервиса «Яндекс.Путешествия», можно заказать в 4 ценовых категориях:

  • до 3 600 руб., минимальное предложение – 1 660 руб.;
  • от 3 600 до 6 900 руб.;
  • от 6 900 до 8 100 руб.;
  • выше 8 100 руб., максимальное предложение ‒ 20 015 руб.

Как видно, через 1,5 века после начала железнодорожных перевозок пассажиров стоимость проезда приблизительно осталась на том же уровне и все также разбита на 4 категории. Радует только то, что даже за самые дешевые билеты сегодня можно путешествовать с комфортом.

Смотрите видеосюжет о российской железной дороге 19 века:

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Лариса Автор: . Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
7 августа 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!