Как вернуть товар в магазин, если чек утерян

Можно ли вернуть товар без чека

Автор: Анна Николаевна, Юрист. Юрист. Гражданско-правовая специализация. Опыт с 2004 год. Дата: 7 декабря 2019. Время чтения 5 мин.

Если у покупателя возникает необходимость вернуть приобретенный товар, но при этом не сохранился чек (не выдавался, утерян), он имеет на это право в течение 14 дней с момента покупки или в период гарантийного срока (обнаружен брак). Правило закреплено в Законе № 2300-I от 07.02.1992. Для этого новая вещь должна сохранить надлежащий вид (не быть ношеной), иметь бирки и этикетки. Для подтверждения факта купли потребитель может ссылаться на свидетелей, запись видеокамеры, гарантийный талон с печатью магазина.

Приобретая продукты, игрушки, одежду или бытовую технику, обычно потребитель получает документ об оплате. Однако подобное происходит не всегда, или квитанция может быть утеряна. Но при возникновении необходимости покупатель может вернуть товар и без чека.

Гарантия прав потребителя

По ч. 5 ст. 18 Закона № 2300-I от 07.02.1992, отсутствие расчетного документа — не препятствие для удовлетворения требований, в том числе о возврате товара.

Такая позиция закреплена и в ст. 493 Гражданского кодекса РФ. Когда нет квитанции, в доказательство заключения договора купли-продажи покупатель может сослаться на свидетельские показания.

Внимание! Требование продавца обязательно предоставить с возвращаемой вещью чек об оплате противоречит закону, который в этой ситуации встает на защиту потребителя.

 

Фото: Alexandra Maria/pexels.com

Фото: Alexandra Maria/pexels.com

Действия покупателя

Если появляется необходимость возврата, придерживайтесь алгоритма.

Когда можно вернуть товар без чека

Куда обращаться

Сначала идем в торговую точку, где покупался товар. Если продавец упирается, можно попросить пригласить руководство, например, администратора.

Внимание! Когда, кроме отказа, потребитель получает в ответ оскорбления, это повод пожаловаться на сотрудников, в том числе в правоохранительные органы.

Когда конструктивное решение не достигнуто, необходимо подготовить претензию в двух экземплярах. Ее адресуем в магазин и отдаем под роспись или отправляем заказным письмом.

Скачать образец документа о возврате денег

При неполучении положительного ответа или игнорировании требования жалуемся в Роспотребнадзор. Обычно на этом этапе проблема разрешается. Когда же нет, то готовится исковое заявление в суд.

Покупка

Фото: Tirachard Kumtanom/pexels.com

Способы

Обратиться с просьбой сдать товар можно:

  • в устной форме — с этого метода следует начинать;
  • письменно — когда отказались сразу удовлетворить требование;
  • через интернет — например, оставив обращение на сайте Роспотребнадзора.

Последний вариант освобождает от личного посещения выбранного учреждения.

Условия для возврата

Можно вернуть непродовольственную вещь, которая не имеет признаков использования, с сохраненными бирками, этикетками. Желательно в той упаковке, в которой приобреталась. Также купленный предмет не должен входить в список товаров, не подлежащих сдаче обратно в магазин.

Внимание! Если покупатель приобрел крупногабаритный товар (массой больше 5 кг), обнаружил недостатки и собирается его вернуть, то это производится за счет продавца (ч. 7 ст. 18 Закона № 2300-I).

 

Возврат товара

Фото: Mentatdgt/pexels.com

Сроки

Качественную вещь возможно вернуть в течение двух недель. Период начинается со дня, следующего за днем покупки. При этом она не относится к перечню невозвратных. Продавец обязан вернуть уплаченные деньги в течение трех суток.

Бракованный товар покупатель имеет право сдать в период гарантии. Если же он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет.

Возможные проблемы

Не всегда сотрудники идут навстречу и соблюдают закон. Некоторые упорно стоят на своем, требуя чек.

Шопинг

Фото: freestocks.org/pexels.com

В этом случае ссылаемся на нормативный документ и используем доказательства, что предмет приобретался именно в этом магазине. Например, на очевидцев покупки. Или на запись камеры наблюдения, талон о гарантии со штампом и подписью продавца, штрих-код на упаковке.

Внимание! Встречаются ситуации, когда отказываются принять вещь, купленную по акции, со значительной скидкой. Здесь продавец мотивирует свои действия тем, что нет не только квитанции, но и якобы отказ в принятии оговаривался при покупке. Такое поведение также незаконно.

Не подлежит возврату

Существует перечень предметов, которые просто сдать не получится, даже если имеется чек:

  • косметика, духи;
  • мыло, дезодорант;
  • посуда;
  • нижнее белье, чулочно-носочные изделия;
  • медицинские приборы, лекарства;
  • мобильные телефоны, фотоаппараты, камеры;
  • ювелирные украшения и другое.

Полный список приведен в постановлении Правительства № 55 от 19.01.1998.

Не подлежит возврату

Фото: Artem Beliaikin/pexels.com

Вам приходилось отказываться от возврата бракованного товара из-за отсутствия чека?
Да
Нет

Что делать при отказе

Итак, продавец не согласился принять покупку без чека. И даже на претензию дал отрицательный ответ или предпочел ее проигнорировать. Что делать тогда, куда жаловаться?

Если позволяет время, можно сначала пожаловаться в Роспотребнадзор. Как контролирующий орган, он проведет проверку и даст оценку правомерности поведения работников торговли. При выявлении нарушений магазину грозит административная ответственность.

Когда нет желания или возможности ждать, собираем материалы для подачи в суд.

Внимание! Заявление по защите прав потребителя освобождается от уплаты госпошлины.

В большинстве случаев судебная инстанция встает на сторону истца. Многие разбирательства заканчиваются примирением (то есть ответчик признает исковые требования). При подаче заявления важно собрать доказательства, обосновывающие правомерность претензии.

С примерами судебной практики этой категории дел можно ознакомиться на портале sudact.ru.

Пример 1. Гражданин обратился в суд с иском, где просил взыскать уплаченную сумму за товар ненадлежащего качества. Он пояснил, что в магазине приобрел гранат, который был испорченным. Продавец отказался выплатить деньги, сославшись на отсутствие чека. Последний впоследствии истец нашел. Но его требования не удовлетворили, так как не была проведена экспертиза, подтверждающая плохое качество продукта.

Пример 2. Истец подал заявление, где просил взыскать с ИП оплаченную за видеокарту сумму, моральный вред, неустойку и расходы. Требования мотивировал тем, что приобрел товар, который сломался. Сдав его в ремонт, он прождал 45 дней, затем просил расторгнуть договор купли и вернуть финансы. Ему отказали по причине отсутствия платежного документа. Однако суд удовлетворил иск, и с продавца взыскали стоимость видеокарты, ущерб и издержки.

Как вернуть покупку без квитанции:

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Анна Николаевна Автор: . Высшее образование, Всероссийский государственный университет юстиции. Гражданско-правовая специализация. Опыт с 2004 года.
7 декабря 2019.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!