Что делать, если сгорел телевизор от скачка напряжения: подробная инструкция
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 10 мая 2021. Время чтения 5 мин.
Телевизоры и другая сложная бытовая техника могут «не пережить» скачка напряжения. Возместить ущерб или расходы на ремонт обязаны виновные происшествия. Но до подачи требования о выплате нужно зафиксировать факт скачка, определить, кто несет ответственность за произошедшее, и получить заключение сервисной службы о сумме убытка. Если мирным путем решить проблему не получается, привлекают Роспотребнадзор и обращаются в суд.
«Засверкали лампочки, затрещали розетки, а после задымилась плазма», – жалуется Николай из Екатеринбурга на сайте «Правовед». И это не единственная история, когда от скачка напряжения сгорел телевизор, вышел из строя компьютер или холодильник. На первый взгляд понятно, что делать в такой ситуации – требовать возмещения ущерба с виновного. Но судебная практика до выхода Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 26-КГ16-12 от 20 сентября 2016 г. была достаточно противоречивой. Несмотря на разъяснения ВС, до сих пор можно встретить в Сети ложные советы «юристов», куда обращаться, если техника пострадала из-за проблем с напряжением. Чтобы не повторять ошибки, обратимся к инструкции Роспотребнадзора, в которой дан четкий алгоритм действий в таких ситуациях.
Шаг 1. Зафиксируйте факт скачка напряжения
Чтобы доказать, что были неполадки в электросети, вызывайте дежурную или аварийную бригаду ресурсоснабжающей организации (РСО) или управляющей компании. Сделать это нужно сразу после выхода из строя электрооборудования, независимо от того, кто виноват в скачке напряжения в сети. Заявку подают письменно или устно, по телефону с указанием:
- ФИО;
- точного адреса;
- вида коммунальной услуги.
Электрики обязаны приехать в течение 2 часов и составить акт, в котором указывают:
- дату и точное время;
- факт скачка напряжения.
Документ составляют в 2 экземплярах, один из которых остается у потребителя.
Примечание! Акт не является подтверждением причинно-следственной связи между проблемами в сети и выходом из строя телевизора.
Шаг 2. Выявляем виновных
Обращаемся в энергоснабжающую компанию или организацию, обслуживающую многоквартирный дом. Заявление обязательно регистрируют и рассматривают не дольше 3 дней. Представитель обязан выехать на место для осмотра. После обследования он составляет акт, в котором отражает, кто виноват в случившемся.
Это может быть:
- Поставщик электроэнергии. Чаще всего причина связана с качеством подаваемой энергии, неполадками оборудования, аварийными ситуациями.
- Управляющая компания. Если скачок произошел в результате поломки во внутридомовых сетях, относящихся к зоне ответственности УК.
- Третьи лица. Чаще всего это соседи, которые нарушают технику безопасности, подключают приборы, не предназначенные для сети 220 В, или провоцируют аварии другими действиями.
На этом этапе могут возникнуть недопонимания с экспертом. РСО часто отказывается взять вину на себя, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы или действия неизвестных лиц.
В этом случае можно привлечь Роспотребнадзор, который обязан защищать права потребителя на качественную услугу. Кроме этого, Верховный суд отметил, что в спорах о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце.
Пострадавшую сторону не должно интересовать, почему на ЛЭП произошла авария. Он фактически не получил качественную услугу.
При рассмотрении таких споров раньше суды отказывали потребителям в удовлетворении исков, так как настаивали, что:
- истец обязан представить доказательства наличия причинно-следственной связи между действиями поставщика и выходом из строя бытовой техники;
- управляющая компания обязана обеспечивать защитное отключение, которое предотвратит повреждение электроприборов из-за перепадов напряжения.
ВС разъяснил, что за надежность и качество обеспечения граждан электричеством отвечают субъекты электроэнергетики. Вред, причиненный имуществу вследствие ненадлежащего предоставления услуги, возмещается лицом, которое ее оказало, независимо от его вины. Именно РСО должна доказать в суде, что вред технике причинен не в связи с перепадом напряжения в электрической сети, а вследствие иных причин.
Шаг 3. Определяем сумму ущерба
Обращаться в сервисный центр все равно придется, чтобы там определили, в какую сумму обойдется ремонт, если технику можно восстановить.
Если телевизор не подлежит ремонту, обращаются к оценщику, который даст заключение об остаточной стоимости имущества с учетом износа.
Шаг 4. Требуем возместить ущерб
Претензию направляют виновному лицу. Напомним, если обрыв проводов произошел не по вине РСО, например, из-за упавшего дерева или при повороте крана, потребителю, у которого вследствие аварии сгорела техника, не нужно разыскивать хозяина растения или организацию, проводившую высотные работы. Требование в таких ситуациях предъявляют энергосбытовой компании.
Документ оформляют письменно в 2 экземплярах. Юридические лица обязаны поставить отметку о принятии на втором заявлении. Если виновник – физлицо, лучше отправить заказным письмом с описью вложения.
В обоих случаях к претензии прикладывают копии:
- актов о фиксации факта скачка напряжения, определения виновного;
- заключения сервисной службы или экспертной комиссии;
- квитанций о ремонте.
Требовать можно, согласно ст. 29 Закона «О защите прав потребителя» от поставщика:
- Устранения недостатков, приведших к скачку напряжения.
- Уменьшения стоимости услуги в период, когда ее оказывали некачественно.
- Выплаты суммы, потраченной или необходимой для ремонта техники.
- Возмещения ущерба в размере остаточной стоимости не подлежащего восстановлению телевизора.
При оформлении претензии можно ссылаться на:
- п. 1 ст. 7, ст. 27, п. 1 ст. 14 ФЗ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»;
- ст. 1064 ГК РФ;
- ст. 1095-1098 ГК РФ.
Скачать образец претензии при повреждении имущества в результате скачка напряжения.
Шаг 5. Подаем иск в суд
Если требования в добровольном порядке поставщик электроэнергии или управляющая компания, соседи отказываются удовлетворять, спор придется решать в суде. К исковому заявлению прикладывают копии всех проведенных исследований и переписки.
Эксперты советуют не проводить ремонт техники до обращения в суд, так как вторая сторона может ходатайствовать о проведении независимой экспертизы. Если поломки уже устранили, сделать это будет проблематично. Эта же рекомендация распространяется и на не подлежащее восстановлению оборудование – не спешите его утилизировать.
В суде можно требовать не только возмещения ущерба, но и включить в сумму стоимость экспертизы, компенсацию морального вреда.
Скачать пример искового заявления при поломке техники из-за скачка напряжения.
Вывод
Напряжение в сети – один из критериев качества электричества. Если происходит скачок, то виновными могут быть РСО, управляющая компания или третьи лица. Именно они должны оплатить ремонт или возместить остаточную стоимость вышедшего из строя телевизора.
Но до подачи требования о выплате нужно позвонить в аварийную службу, чтобы зафиксировать скачок в сети, пригласить представителей поставщика для определения виновного и оценить сумму ущерба. Если добровольно вторая сторона не соглашается выплатить деньги, спор решают в суде.