Куда жаловаться на уличное освещение

Куда жаловаться на уличное освещение

Снова не горят фонари и домой приходится добираться, подсвечивая дорогу смартфоном. Куда жаловаться на уличное освещение, в какие двери стучать? Диспетчер электросетевой организации отправляет в управляющую компанию, та, в свою очередь, перенаправляет в администрацию. Чиновники настаивают, что во всем виновата УК, поэтому нужно жаловаться на нее в Жилинспекцию. Замкнутый круг. Время идет, а фонари по-прежнему не горят.

Чья компетенция

Благоустройство территории, в том числе обеспечение безопасности и освещения, согласно п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится к вопросам местного значения.

Администрация муниципального образования несет ответственность за освещение в темное время суток, в силу п. 8.8.1 приказа Минрегиона России № 613:

  • улиц дорог;
  • площадей и бульваров;
  • пешеходных аллей;
  • набережных и мостов;
  • общественных и рекреационных территорий;
  • жилых кварталов, микрорайонов, домов;
  • территорий промышленных и коммунальных организаций;
  • арок входов;
  • дорожных знаков, указателей.

Но если с общественными местами вопросов не возникает, то с освещением дворов многоквартирных домов (МКД) связано множество споров, вплоть до судебных.

Ответ содержит Письмо Минстроя № 33418-АЧ/04 от 18 сентября 2017 г., в котором говорится, что наружное освещение придомовой территории в состав общего имущества МКД не входит. Это значит, что жильцы не несут расходов за свет во дворе, а организацией и ремонтом обязаны заниматься органы местного самоуправления.

Подсветка на фасаде

Подсветка на фасаде. Источник: freepik.com/evening-tao

Но лампочки на входе в подъезд – это компетенция управляющей компании.

«Наружное освещение относится к вопросам местного значения. Содержание и эксплуатация объектов наружного освещения улиц и дорог возмещают из бюджетных средств. Свет во дворах и внутриквартальных проездах также находится в ведении муниципалитета…Расходы на придомовое освещение (подъездов и фасадов) ложатся на УК или ТСЖ, то есть фактически на собственников жилья»

Дмитрий Пантюшин, международный эксперт в сфере городского и наружного освещения. Источник: Российская газета

Если в городе или поселке проходит автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения, за ее благоустройство отвечает чаще всего Департамент дорожного хозяйства района, региона. За трассы федерального значения несет ответственность Росавтодор.

Куда обращаться

Однозначно, администрация не будет менять лампочки на столбах, точно так же, как энергосбытовая компания самостоятельно не может принимать решения об установке новых фонарей. Поэтому при выборе, куда жаловаться на плохое уличное освещение, учитывают не только, кто ответственный за благоустройство, но и специфику обслуживания в населенном пункте.

Таблица 1. Куда жаловаться на освещение на улице

Проблемы освещения Ведомство Контакты, примечания
На входе в подъезд, фасаде МКД Управляющая компания
Не реагирует УК Жилинспекция gilinspection.ru

8-800-350-24-63

Не работают, отсутствуют лампы

Чрезвычайные ситуации

Организация, обслуживающая объект в городе
Полностью отсутствует

Недостаточно приборов

Исполнительный орган власти Поселковый совет, администрация города
Региональных (межмуниципальных) дорог Управа района, области, края
Федеральных трасс Росавтодор rosavtodor.gov.ru/obshestvennaya-priemnaya

(495) 870-97-22, (495) 870-99-40

Любая жалоба Госуслуги. Решаем вместе gosuslugi.ru/10091/1
Ответственные лица игнорируют проблему Прокуратура 7 (800) 250-79-78

genproc.gov.ru/contacts

 

Спорные ситуации

Для принудительного решения проблемы

Суд

Кто может обращаться

Инициировать обращение к ответственным лицам, организациям может:

  • любой заинтересованный гражданин;
  • группа лиц (коллективная жалоба);
  • общественные организации.

Когда дело доходит до суда, истцом чаще всего выступает прокуратура от неопределенного круга лиц.

Порядок действий

В каждой ситуации предусмотрен свой алгоритм действий.

Свет погас в темноте

Ответственные органы исполнительной власти самостоятельно не занимаются обслуживанием осветительных приборов. Эти полномочия они передают подрядчикам на основании договоров. Причем контракт может заключаться напрямую с электросетевой организацией (освещение улиц дорог), так и через третьих лиц. Например, благоустройством городского парка занимается коммерческая или коммунальная компания на основании договоренности с муниципалитетом. Но обслуживают фонари и другие приборы энергосбытовики.

Давно рассвело, а светильники горят. Источник: pixy.org

Давно рассвело, а светильники горят. Источник: pixy.org

Именно последняя организация обязана:

  • следить за состоянием электроприборов;
  • придерживаться установленного в населенном пункте графика включения-отключения наружного света;
  • менять сгоревшие лампы, разбитые фонари;
  • устранять любые неисправности, в том числе связанные со стихийными бедствиями или аварийными ситуациями.

Поэтому если свет горит днем, а не ночью, лампы не вкручивают в течение 1–5 дней, обращаемся с жалобой к организации, которая обслуживает объект, чаще всего это местные электропоставщики. Сюда же звоним, когда из-за непогоды оборвались провода, упал столб или случились другие аварийные ситуации.

Второй экземпляр жалобы можно сразу направить заказчику по договору обслуживания технического оборудования. Напомним, это может быть администрация города или третьи компании. Узнать, кто за что отвечает, можно в местной управе.

Если результат отсутствует, пишем претензию в муниципалитет. Не реагируют и они – в вышестоящий орган исполнительной власти.

В многих городах работают единые центры для обращения граждан по вопросам ЖКХ или Единые дежурно-диспетчерские службы. Например, жители Подмосковья могут оставить жалобу на портале или через приложение «Добродел».

В многих городах работают единые центры для обращения граждан

Возможность оставить жалобу для любого региона появилась и на платформе «Госуслуги. Решаем вместе».

Интересно! В мае 2021 г. через госуслуги только жители Самарского региона пожаловались на проблемы освещения более 500 раз. Все обращения переданы в работу в муниципалитет.

Нужно учитывать исключения, прописанные в СНиПах, которые допускают, что могут не работать светильники:

  • 5% – на улицах и во дворах;
  • 10% – в подземных переходах.

Ремонт обязаны провести после получения заявления не позже 5–15 дней. Но в некоторых регионах могут устанавливать свои меньшие сроки. Графики включения/отключения утверждают отдельными документами на местах с учетом часового пояса и других нюансов. Во время ремонтных работ светильники могут гореть днем.

Денег на темные переулки нет

Намного сложнее вопрос, когда фонари отсутствуют в принципе или их недостаточно. В этом случае обращаться нужно сразу в администрацию.

На основании запроса обязаны создать спецкомиссию, которая после обследования должна сделать вывод, необходимы ли для данного участка дополнительные точки освещения.

«Решение принимают генеральные подрядчики по проекту и плану, утвержденному властями. Определяя, какое количество светильников необходимо установить на определенной улице, принимают во внимание несколько документов: ГОСТ о наружном утилитарном освещении и об автомобильных дорогах и улицах, строительные нормы и правила (СНиП 2.07.01-89 и 23-05-95). Так, принимают во внимание следующие факторы: тип населенного пункта, его географическое расположение, категория дорог и улиц, тип и яркость дорожного покрытия, интенсивность движения»

Дмитрий Пантюшин

Сложно вопрос установки фонарей решается в поселках, селах, так как проблема упирается в финансирование. Но это не значит, что исполнительная власть имеет право игнорировать обращение граждан.

В деревне свет только из окон домов

В деревне свет только из окон домов. Источник: wallup.net

Если жалобу игнорируют или направляют в ответ отписки, пишите на госуслуги или обращайтесь в прокуратуру.

Прокурор назначит проверку, на основании которой инициирует судебное разбирательство. Суды чаще всего становятся на сторону граждан и признают бездействие незаконным, выносят решение возложить обязанность на местные власти принять меры по организации освещения.

Примечание! Обращаться в диспетчерские службы можно по телефону или лично. Если составляете претензию в администрацию, заявление в прокуратуру, их оформляют письменно в двух экземплярах с обязательным указанием сути проблемы и требований. Утвержденной формы для таких жалоб не существует.

Вывод

Отсутствие освещения несет угрозу здоровью, иногда жизни граждан, способствует увеличению ДТП, правонарушений. Поэтому ответственные органы и организации обязаны своевременно проводить замену приборов, ремонтные работы.

Если фонари на улице, во дворе не горят, лампы светят тускло, жаловаться нужно в компанию, которая занимается обслуживанием объекта, или муниципалитет.

Когда вопрос касается установки дополнительных точек или организации освещения в принципе, обращаться нужно в администрацию города.

Управляющая компания несет ответственность только за лампы на фасаде дома и входе в подъезд. Если они не светят, звоните именно диспетчеру УК.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
1
Средне
0
Да
7

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!