Запорожец в СССР стоил от 1800 руб. в 1961 г. до 3 900 руб. в 1988 г.
![Сколько стоил запорожец в СССР](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2019/10/20_Skolko-stoil-zaporozhec-v-SSSR-765kh300-1.png)
Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 14 сентября 2019. Время чтения 6 мин.
Достаточно было полутора или двух годовых заработков, чтобы купить в Советском Союзе запорожец. В конце 80-х машина стоила 3 900 руб., или 403 тыс. руб. в нынешних ценах. История бренда длилась почти 35 лет, с 1960 г., когда с конвейера вышел первый «горбатый», и до 1994 г., когда ЗАЗ-968М снят с производства.
Эти «ушастые чебурашки» вряд ли когда-либо становились предметом гордости. Всегда были охотники покритиковать не совсем обычное транспортное средство. При этом относились к нему снисходительно. Машина отличалась от всех и вызывала улыбку каждый раз, когда встречалась на пути. Ни у одного другого советского легкового автомобиля двигатель не располагался позади пассажирского салона. Да и стоил запорожец в СССР дешевле многих других продуктов отечественного автопрома.
Такой маленький и смешной, но так вынослив
Запорожец из автомобилей-выходцев из СССР можно смело отнести к одной из самых народных марок. С появления на свет, еще когда он вышел в люди под номером 965, народ любовно окрестил авто потешными прозвищами: «горбатый», «жужик», «запор», «пырзик», «круглый», «дрыцель», «челленджер», «ушастый чебурашка», «чарлик», даже складывал анекдоты. Но любили и ценили невероятно, иначе было нельзя – он заслужил.
![Вокруг света](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2019/09/Vokrug-sveta.jpg)
Фото: «Вокруг света»
При том, что тягаться с полноприводниками ТС всё же не по силам, в Советском Союзе «запорожец» был самым проходимым моноприводным автомобилем. Этому «жужику» по колено были любые заснеженные поля, даже если он обут был в летние шины. Немало дачников ползало на нём по раскисшей грязи, летало по страшным ухабам – проходимость у этой машинки просто феноменальная. И даже на бездорожье шел плавно, даром что не лимузин.
При этом «пырзика» нагружали так, как не наполняют теперешние фургоны и пикапы. Не поддается счету, сколько советских людей прокатилось на заднем сиденье «запорожца» в «компании» с рассадой, яблоками или картошкой. Он перевозил всё. А сколько домов и дач «горбатый» построил, сколько вырастил детей. А просил так мало: регулярно промывать карбюратор, регулировать контакты прерывателя и немного нового масла.
В его салоне всегда было шумно, двери закрывались только с сильного размаха, да и водителю негде развернуться. Но это такая ерунда по сравнению с несомненными достоинствами.
Немного истории
Сначала выпустили ЗАЗ-965, сразу прозванный «горбатым». Он появился в 1960 г. и открыл большинству дверь в мир автомобилей. У машин первых выпусков имелись характерные накладные поворотники «капли».
Он должен был называться «Москвичом», потому что спроектирован конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей во второй половине 1950-х. По решению советского правительства выпуск новой модели организовали в Запорожье на заводе «Коммунар». Официальным ее обозначением стало ЗАЗ-965.
«Горбатую» внешность скопировали с итальянского FIAT 600, притом сие обстоятельство даже не скрывалось. В 1968 г. его сняли с конвейера.
Журнал «Вокруг света» писал, что за машину в конце 60-х платили около 2 000 руб., при этом средний заработок советского человека, по информации статистического ведомства, менялся от 83,1 руб. в 1960 г. до 126,1 руб. в 1970 г.
![Фото обложки журнала «За рулем» №6 1960 г.](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2019/09/Foto-oblozhki-zhurnala-Za-rulem-N6-1960-g.jpg)
Фото обложки журнала «За рулем» №6 1960 г.
В 1966-1967 гг. «Коммунар» выпустил новую модель под номером ЗАЗ-966. Ей сразу было дано прозвище «ушастый» из-за самого заметного элемента дизайна – воздухоуловителей, торчащих по бокам.
![Скриншот страницы sovdepia](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2019/09/Skrinshot-stranicy-sovdepia.jpg)
Скриншот страницы sovdepia
После рестайлинга 1972 г. у автомобиля появился новый индекс ЗАЗ-968.
Спустя семь лет российские дороги рассекала последняя модель «Запорожец» 968М, где вместо «ушей» появились «жабры». Он продержался на конвейере рекордные для бренда 15 лет и в 1994 г. снят с выпуска, завершив историю славной торговой марки.
Цена народного автомобиля
Стоимость запорожца в СССР позволяла назвать его вполне бюджетной машиной. По материалам сайта back-in-ussr, в 1961 г. он обходился в 1 800 руб., а в 1980 г. за него необходимо было отдать 3 750 руб., это 21-22 месячных заработка (83,1 руб. в 1960 г. и 177,7 руб. в 1980 г. – по информации Госкомстата РФ).
Перед началом 90-х, в 1988 г. стоил чуть дороже – 3 900 руб., а это уже почти 17-тикратная оплата труда (235,2 руб.). По очень грубым подсчетам (с учетом инфляции с 1990 г.) цены на «жужика» по нынешнему курсу не превышали 400 тыс. руб.
Таблица 1. Стоимость авто «Запорожец» в 1961-1988 гг.
Год. | Руб. | В пересчете в цены 2019, тыс. руб. |
1961 | 1 800 | 186 |
1967 | 2 200 | 227 |
1971 | 3 000 | 310 |
1976 | 3 500 | 361 |
1980 | 3 750 | 387 |
1984 | 5 600 | 578 |
1988 | 3 900 | 403 |
Источник: back-in-ussr, расчеты автора
Справочно! В 80-е инвалиды Великой Отечественной войны могли получать «запорожцы» с ручным управлением бесплатно, но без права продажи («Вокруг света»).
К концу 1991 г., по информации журнала «За рулем», ЗАЗ-968М продавался за 6 240 руб., это около 248 тыс. нынешних руб.
В страшные 90-е, тяжелейшие годы экономических реформ, эти машинки превратились в автомобили для пенсионеров. В 21 веке они вписались в новую роль «спорткаров» для деревенской молодежи, уже тюнингованные подручными средствами, с ВАЗовскими карбюраторами или с турбинами из двигателей пылесоса «Буран».
Интересная статистика! Мы посчитали, сколько в РФ легковых автомобилей и было в СССР
Современные малолитражки
Автостат-инфо назвал самые популярные миниатюрные авто в России в 2019 г. На сайте Avtocod приведены средние цены продаж этих автомобилей б/у:
- Ravon R2 – 410 тыс. руб.;
- Smart Fortwo – 300–450 тыс. руб.;
- Peugeot 107 – 250–350 тыс. руб.;
- Кia Picanto от 200 тыс. руб. за I поколение до 550 тыс. руб. за II;
- Chevrolet Spark – 200 тыс. руб.;
- Fiat Panda – 200 тыс. руб.;
- Opel Agila – 170-250 тыс. руб.;
- Daewoo Matiz – 150 тыс. руб.;
- Chery QQ 6 – 100-200 тыс. руб.:
- Lada-1111 «Ока» – 50 тыс. руб.
Когда-то столь популярный в народе и любимый труженик «запорожец» в этот рейтинг не попал. Но и сегодня на авторынках он востребован. Как сообщает auto.drom, машины этого бренда продаются в среднем по 58 тыс. руб. Самый дешевый предлагают всего за 7 тыс. руб., более 80% – менее чем за 100 тыс. руб.
Имеются исключения: по одному авто, предлагаемые по 500 и 600 тыс. руб., а также уникальный экземпляр за 1 млн руб., что сопоставило с крутыми джипами.
![Скриншот объявления на auto.drom](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2019/09/Skrinshot-obyavleniya-na-auto.drom_.jpg)
Скриншот объявления на auto.drom
Материал в тему! Сколько денег нужно на покупку и содержание личного автомобиля
Прогнозы
В 2015 г. все СМИ писали, что скоро появится обновленная версия «запорожца» под рабочим названием «вожак».
![drive2](https://yakapitalist.ru/wp-content/uploads/2019/09/drive2.jpg)
Фото: drive2
«Известия» сообщали, что новая модель будет стоить не дороже 290 тыс. руб. Разрабатывается он на базе лаборатории ТС сельскохозяйственного назначения в российском аграрном университете им. К.А. Тимирязева. Сообщается также, что выпускаться новое авто будет в России, и ни слова о том, когда появится на дорогах.
История запорожца в видеосюжете: