Запорожец в СССР стоил от 1800 руб. в 1961 г. до 3 900 руб. в 1988 г.
Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 14 сентября 2019. Время чтения 6 мин.
Достаточно было полутора или двух годовых заработков, чтобы купить в Советском Союзе запорожец. В конце 80-х машина стоила 3 900 руб., или 403 тыс. руб. в нынешних ценах. История бренда длилась почти 35 лет, с 1960 г., когда с конвейера вышел первый «горбатый», и до 1994 г., когда ЗАЗ-968М снят с производства.
Эти «ушастые чебурашки» вряд ли когда-либо становились предметом гордости. Всегда были охотники покритиковать не совсем обычное транспортное средство. При этом относились к нему снисходительно. Машина отличалась от всех и вызывала улыбку каждый раз, когда встречалась на пути. Ни у одного другого советского легкового автомобиля двигатель не располагался позади пассажирского салона. Да и стоил запорожец в СССР дешевле многих других продуктов отечественного автопрома.
Такой маленький и смешной, но так вынослив
Запорожец из автомобилей-выходцев из СССР можно смело отнести к одной из самых народных марок. С появления на свет, еще когда он вышел в люди под номером 965, народ любовно окрестил авто потешными прозвищами: «горбатый», «жужик», «запор», «пырзик», «круглый», «дрыцель», «челленджер», «ушастый чебурашка», «чарлик», даже складывал анекдоты. Но любили и ценили невероятно, иначе было нельзя – он заслужил.
При том, что тягаться с полноприводниками ТС всё же не по силам, в Советском Союзе «запорожец» был самым проходимым моноприводным автомобилем. Этому «жужику» по колено были любые заснеженные поля, даже если он обут был в летние шины. Немало дачников ползало на нём по раскисшей грязи, летало по страшным ухабам – проходимость у этой машинки просто феноменальная. И даже на бездорожье шел плавно, даром что не лимузин.
При этом «пырзика» нагружали так, как не наполняют теперешние фургоны и пикапы. Не поддается счету, сколько советских людей прокатилось на заднем сиденье «запорожца» в «компании» с рассадой, яблоками или картошкой. Он перевозил всё. А сколько домов и дач «горбатый» построил, сколько вырастил детей. А просил так мало: регулярно промывать карбюратор, регулировать контакты прерывателя и немного нового масла.
В его салоне всегда было шумно, двери закрывались только с сильного размаха, да и водителю негде развернуться. Но это такая ерунда по сравнению с несомненными достоинствами.
Немного истории
Сначала выпустили ЗАЗ-965, сразу прозванный «горбатым». Он появился в 1960 г. и открыл большинству дверь в мир автомобилей. У машин первых выпусков имелись характерные накладные поворотники «капли».
Он должен был называться «Москвичом», потому что спроектирован конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей во второй половине 1950-х. По решению советского правительства выпуск новой модели организовали в Запорожье на заводе «Коммунар». Официальным ее обозначением стало ЗАЗ-965.
«Горбатую» внешность скопировали с итальянского FIAT 600, притом сие обстоятельство даже не скрывалось. В 1968 г. его сняли с конвейера.
Журнал «Вокруг света» писал, что за машину в конце 60-х платили около 2 000 руб., при этом средний заработок советского человека, по информации статистического ведомства, менялся от 83,1 руб. в 1960 г. до 126,1 руб. в 1970 г.
В 1966-1967 гг. «Коммунар» выпустил новую модель под номером ЗАЗ-966. Ей сразу было дано прозвище «ушастый» из-за самого заметного элемента дизайна – воздухоуловителей, торчащих по бокам.
После рестайлинга 1972 г. у автомобиля появился новый индекс ЗАЗ-968.
Спустя семь лет российские дороги рассекала последняя модель «Запорожец» 968М, где вместо «ушей» появились «жабры». Он продержался на конвейере рекордные для бренда 15 лет и в 1994 г. снят с выпуска, завершив историю славной торговой марки.
Цена народного автомобиля
Стоимость запорожца в СССР позволяла назвать его вполне бюджетной машиной. По материалам сайта back-in-ussr, в 1961 г. он обходился в 1 800 руб., а в 1980 г. за него необходимо было отдать 3 750 руб., это 21-22 месячных заработка (83,1 руб. в 1960 г. и 177,7 руб. в 1980 г. – по информации Госкомстата РФ).
Перед началом 90-х, в 1988 г. стоил чуть дороже – 3 900 руб., а это уже почти 17-тикратная оплата труда (235,2 руб.). По очень грубым подсчетам (с учетом инфляции с 1990 г.) цены на «жужика» по нынешнему курсу не превышали 400 тыс. руб.
Таблица 1. Стоимость авто «Запорожец» в 1961-1988 гг.
Год. | Руб. | В пересчете в цены 2019, тыс. руб. |
1961 | 1 800 | 186 |
1967 | 2 200 | 227 |
1971 | 3 000 | 310 |
1976 | 3 500 | 361 |
1980 | 3 750 | 387 |
1984 | 5 600 | 578 |
1988 | 3 900 | 403 |
Источник: back-in-ussr, расчеты автора
Справочно! В 80-е инвалиды Великой Отечественной войны могли получать «запорожцы» с ручным управлением бесплатно, но без права продажи («Вокруг света»).
К концу 1991 г., по информации журнала «За рулем», ЗАЗ-968М продавался за 6 240 руб., это около 248 тыс. нынешних руб.
В страшные 90-е, тяжелейшие годы экономических реформ, эти машинки превратились в автомобили для пенсионеров. В 21 веке они вписались в новую роль «спорткаров» для деревенской молодежи, уже тюнингованные подручными средствами, с ВАЗовскими карбюраторами или с турбинами из двигателей пылесоса «Буран».
Интересная статистика! Мы посчитали, сколько в РФ легковых автомобилей и было в СССР
Современные малолитражки
Автостат-инфо назвал самые популярные миниатюрные авто в России в 2019 г. На сайте Avtocod приведены средние цены продаж этих автомобилей б/у:
- Ravon R2 – 410 тыс. руб.;
- Smart Fortwo – 300–450 тыс. руб.;
- Peugeot 107 – 250–350 тыс. руб.;
- Кia Picanto от 200 тыс. руб. за I поколение до 550 тыс. руб. за II;
- Chevrolet Spark – 200 тыс. руб.;
- Fiat Panda – 200 тыс. руб.;
- Opel Agila – 170-250 тыс. руб.;
- Daewoo Matiz – 150 тыс. руб.;
- Chery QQ 6 – 100-200 тыс. руб.:
- Lada-1111 «Ока» – 50 тыс. руб.
Когда-то столь популярный в народе и любимый труженик «запорожец» в этот рейтинг не попал. Но и сегодня на авторынках он востребован. Как сообщает auto.drom, машины этого бренда продаются в среднем по 58 тыс. руб. Самый дешевый предлагают всего за 7 тыс. руб., более 80% – менее чем за 100 тыс. руб.
Имеются исключения: по одному авто, предлагаемые по 500 и 600 тыс. руб., а также уникальный экземпляр за 1 млн руб., что сопоставило с крутыми джипами.
Материал в тему! Сколько денег нужно на покупку и содержание личного автомобиля
Прогнозы
В 2015 г. все СМИ писали, что скоро появится обновленная версия «запорожца» под рабочим названием «вожак».
«Известия» сообщали, что новая модель будет стоить не дороже 290 тыс. руб. Разрабатывается он на базе лаборатории ТС сельскохозяйственного назначения в российском аграрном университете им. К.А. Тимирязева. Сообщается также, что выпускаться новое авто будет в России, и ни слова о том, когда появится на дорогах.
История запорожца в видеосюжете: