Сколько зарабатывали таксисты в СССР

Таксисты в СССР зарабатывали больше 200 тыс. руб. по современному курсу

Автор: Гамзулина Ксения. Предприниматель, аналитический журналист. Дата: 7 октября 2020. Время чтения 7 мин.

Официальный оклад советского таксиста составлял 200–300 руб., но основным доходом были деньги от «левака». Дополнительно водитель мог получить в месяц до 750 руб. – невероятная сумма, если сравнивать с з/п инженера, которому платили 220 руб. За 650 руб. в то время можно было купить телевизор, а на коммуналку тратили 15,62 руб. В среднем по современному курсу заработки были больше 200 тыс. руб. Сегодня их коллеги зарабатывают только 65–74 тыс. руб.

Колоритный образ советского таксиста запечатлел не один режиссер: вспомнить только интеллигентного героя Олега Ефремова в картине «Три тополя на Плющихе» или контрабандиста Лелика за рулем автомобиля с «шашечками». Отношение к шоферам в обществе тоже было неоднозначным. Многие считали их услуги необоснованной роскошью, а другие опасались слишком настойчивых водителей. Однако в целом профессию считали престижной и высокооплачиваемой.

Как работали советские таксисты

Реалии службы вызова такси в СССР были далеки от современных. Несмотря на то, что число служб-перевозчиков из года в год росло, машин все равно не хватало, чтобы обслужить всех желающих. Если гражданин хотел заказать таксомотор, то ему приходилось звонить диспетчеру за несколько часов до предполагаемой поездки. А в общественных местах – на площадях около вокзалов, аэропортов и универмагов – выстраивались огромные очереди из людей с багажом и тяжелой поклажей.

Как работали советские таксисты

Стать таксистом было непросто. В водители брали только мужчин, получивших права, старше 21 года с хорошим здоровьем, которые не были судимы. Шансов получить должность было больше у тех кандидатов, кто имел связи в конторе. Шоферам постоянно приходилось повышать уровень подготовки. Если водитель вдруг попадал в ДТП – он мог гарантированно попрощаться с работой.

Новички начинали трудиться «от бордюра» – получали вызовы от случайных прохожих без связи с диспетчерской. Причем стоять у самых людных мест им было нельзя: точки у вокзалов и других общественных мест контролировались властями – нужно было внести в городскую казну определенную сумму. Чтобы не нарваться на неприятности, приходилось платить или договариваться.

А заработки

Рабочий день длился от 14–16 часов. Как сообщает издание «Коммерсантъ», цена поездки в 80-е годы складывалась из расчета: 20 коп. посадка и еще 20 коп. за каждый километр пути. В автомобиле устанавливался счетчик, который фиксировал длительность маршрута и позволял прибросить примерную стоимость поездки.

советский таксометр «выбивал» километраж и сумму к оплате

Фото: советский таксометр «выбивал» километраж и сумму к оплате

Справка! До 1973 г. проезд стоил 10 коп./км.

Начальство ставило шоферам строгие планы. Существовал размер коэффициента индивидуального пробега: из 100 пройденных километров около 78 должны были быть оплачены пассажиром. Однако за деньги ездили не все: важные госслужащие и чиновники расплачивались талонами.

Однако зарабатывали таксисты в СССР действительно неплохо. Плановая часовая выручка шофера – от 5 до 5,5 руб., а месячный минимум – 175 руб. То есть предполагалось, что максимум за смену водитель мог получить до 88 руб. Часть денег сдавали начальству таксопарка, а излишки оставляли себе. Такой ежедневный остаток составлял около 25–50 руб. То есть, если водитель отъездил хотя бы 15 смен, то он мог получить на руки «левого» дохода до 750 руб. А ведь это, не считая официального оклада в 200–300 руб.

«Смену сдавал утром в парке. Денег было 105 рублей. Мужики посчитали путёвку. Сдать в кассу надо было 28 рублей.
– ” А как-же ещё 77рэ?Их куда сдавать? ” – Таксисты заржали. – ” ЭТО ТВОИ.ЗАРАБОТАЛ!”
Вот с этого дня я и застрял в такси»

Евгений Бокарев, таксист. Источник: @alekseylapin

Учитывая, что месячный доход инженера не превышал 220 руб., а подполковника или сотрудника минобороны СССР – 450 руб., то такая зарплата была практически заоблачной.

Приведем для примера цены на некоторые товары 80-х гг.:

  • сахар – 0,9 руб.;
  • булка белого хлеба – 0,13-0,28 руб.;
  • молоко – 0,22 руб./л;
  • свинина – 2,2 руб./кг;
  • водка – 3,5-5 руб./0,5 л;
  • телевизор «Рубин» – 650 руб.;
  • осеннее пальто – 140 руб.;
  • импортные туфли – 43 руб.;
  • стоимость коммунальных услуг в двухкомнатной квартире общей площадью в 51 кв. м из расчета на семью из трех человек – 15,62 руб.

Однако не все так просто: если водителю и удавалось «накатать» такую сумму, то большая часть вырученных денег шла на погашение регулярных расходов.

ремонтировали авто часто за свой счет

Фото: ремонтировали авто часто за свой счет

В таксопарках процветала коррупция. Шоферы платили государственным проверяющим – ГАИ и спецотделу ОБХСС, ловившему нечистых на руку таксистов. До 5 руб. приходилось отдавать автомеханикам, 10 руб. – мастерам техосмотра, а ведь машину требовалось еще регулярно мыть, менять расходники и заправлять.

«В 1983 году я был на практике в одном из московских таксопарков в качестве механика. Удивило, как много там пьют механики, по бутылке водки до обеда. Там хорошо платили и вкусно кормили: за 40 коп. огромные порции, суп, кефир или сметана, мясо по 200 г, котлеты выбрасывали.
Водителям было выгодно, чтобы мы быстрее сделали им ТО. Но это занимало дня три. И чтобы их раньше выпустили на линию, они платили нам от 10 до 40 руб. Еще у мастеров был налаженный бизнес по поставкам запчастей в Южный порт и оттуда: за новую запчасть таксист платил по 3-10 руб.»

Сергей Еремин, сотрудник компании «Онкардия»

Давали взятки за свободное распоряжение машиной, например, чтобы не отчитываться за переработки.

Особенности работы позволяли советским извозчикам хитрить, придумывая новые способы заработка. Могли называть пассажиру заниженную стоимость поездки в обмен на предложение выключить счетчик. Полученную сумму клали в карман, а пробег скручивали. Некоторые таксисты подрабатывали продажей спиртного или приторговывали автомобильными запчастями, которые доставали у коллег по дешевке.

В сравнении с доходами современных таксистов

Так много или мало зарабатывал водитель такси в Союзе, если сравнивать с нашими реалиями? Возьмем средние значения из расчета на 15 месячных смен: официальный оклад в 250 руб., а доход от «левака» – 570 руб. Получаем, что зарплата таксиста в Союзе – примерно 820 руб.

В сравнении с доходами современных таксистов

Курс доллара с 1988-1990 гг. в среднем составлял 0,6 руб. Значит, доход таксиста того времени –1 366,67 $. Выполняем пересчет в современные доллары, используя калькулятор fxtop.com. Получаем примерно 3 041,55 $, или около 216 467 руб. по нынешнему курсу (71,17 руб.). Инфляция – 122,55%.

Таблица 1. Месячный заработок таксиста (15 смен) в СССР

Доход В 1980-1990 гг., сов. руб. По курсу 2020 г., руб.
Официальный оклад 200–300 52 792–79 195
Дополнительный Минимальный 375 98 994
Максимальный 750 197 988

Источник: расчетно

Однако нужно напомнить: если водителю и удалось заработать «левые» деньги, то это «грязный» доход – частью суммы придется поделиться с начальством, госорганами и обслуживающими структурами. Гарантированно таксист получал только официальную зарплату.

Что касается современных водителей, то их доходы несколько скромнее. Согласно расчетам лизинговой компании «Европлан», таксистам приходится трудиться по 12 часов 6 дней в неделю, зарабатывая в среднем 65 000–74 000 руб. Как и советские коллеги, шоферы несут регулярные издержки – оплачивают лизинг, страховку, отдают процент таксопарку, обслуживают автомобиль и вносят налоги. На руки они получают только 34% от общего объема выручки.

По данным портала Trud.com, наиболее востребованы представители профессии в Москве, а вот платят лучше всех в Ямало-Ненецком АО – средняя зарплата здесь – 130 000 руб. Несмотря на напряженность труда, в целом такие доходы можно считать высокими для России. По данным Росстата, средний заработок граждан на апрель составил только 49 306 руб. Это примерно на 24% меньше дохода таксиста по стране.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
19
Средне
5
Да
12

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Гамзулина Ксения Автор: . Предприниматель, журналист.
7 октября 2020.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!