Теперь можно курить в аэропортах, но не везде: принят новый закон

Теперь можно курить в аэропортах, но не везде: принят новый закон

Автор: Евгения Романова. Образование высшее юридическое. В журналистике с 2001 года. Дата: 29 января 2020. Время чтения 7 мин.

Изолированные курительные кабины в транзитные и «чистые» зоны аэропортов возвращаются с 08.01.2020 г. Главные требования: табличка, плотная дверь, непрозрачные стены, пепельницы, огнетушители, искусственное освещение, вентиляция. Результаты опроса ВЦИОМ позволяют предположить: 84% россиян считают, что такие помещения на территориях авиаузлов необходимы. Госдума в ближайшем будущем приравняет электронные сигареты к обычным. Вейперы будут «изгнаны» из общественных мест в курилки.

8 января 2020 г. вступил в силу так называемый «закон о курении в аэропорту» – изменения в ФЗ № 15 от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». На территории воздушных гаваней опять разрешено курить.

Специально предназначенные для этого места должны быть изолированными, с вентиляцией и непрозрачными стенами. Последнее требование связано с запретом пропаганды табака: некурящие пассажиры не должны наблюдать за любителями сигарет. Такие места могут быть оборудованы в зонах:

  • для зарегистрированных на рейс людей после прохождения досмотра;
  • для тех, кто летит транзитом.

На заметку. Запрет на курение на территории аэропортов в пределах 15 метрах от здания вокзала действовал с февраля 2013 г. ‒ почти 7 лет.

Авторы законодательной инициативы считают, что тотальный запрет ведет к росту количества нарушений, а ужесточение санкций требует значительных, но нецелесообразных ресурсных затрат.

«Все мои идеи были поддержаны, чему очень доволен. Я предложил вернуть чистый воздух в общественные пространства, ведь фактически курилки и сейчас существуют, но стихийно в санитарных комнатах, что неправильно. Это нарушает права некурящих людей, дым оказывает влияние на здоровье. А теперь курильщики смогут доставать сигареты в отдельных изолированных помещениях – им не придется нарушать»

Сергей Боярский, автор законопроекта, депутат Госдумы. Источник: Комсомольская правда

Почему вернули курилки

В больших аэропортах часто нет возможности удалиться от здания на 15 метров. Для того чтобы выйти из «чистой» или транзитной зоны, придется аннулировать посадочный талон (а иностранные граждане этого сделать в принципе не могут). Поэтому и «дымят» в неположенных местах – туалетах, комнатах матери и ребенка. Куда смотрят сотрудники авиаузла и линейных отделов внутренних дел? Но их основная функция – безопасность, а не выслеживание тайных курильщиков, нарушающих запрет.1

По информации, изложенной в пояснительной записке к законопроекту со ссылкой на справку администрации «Шереметьево», только за 6 месяцев 2014 г. было возбуждено 1938 дел о правонарушениях в зоне этого аэропорта. С начала действия запрета руководство авиаузла получило более 160 жалоб на курение в неотведенных для этого местах. В туалетах нет необходимой вентиляции, повышается риск возникновения пожара.

Справочно! Новые правила не распространяются на употребление табака в самолетах. Авиасудна, как и раньше, остаются запретной зоной для этого действия.

Что думает общественность

В 2015 г. Международная ассоциация аэропортов заказала ВЦИОМ опрос о том, что авиапассажиры думают о действующем запрете и возможном возвращении курительных комнат. Респондентами стали 1000 человек в аэропортах:

  • Шереметьево (Москва);
  • Адлер (Сочи);
  • Кольцово (Екатеринбург);
  • Курумоч (Самара);
  • Кневичи (Владивосток).
Pexels

Фото: Pexels / pixabay

Таблица 1. Результаты

Вопрос % утвердительных ответов
Известно ли вам о запрете на курение в аэропортах? 91
Считаете действующие меры чрезмерными? 23
Вы были свидетелем его нарушения? 37
Согласны с тем, что специально оборудованные места для курения необходимы? 84
Будете ли чувствовать себя более комфортно, если курилки вернут? 63

Источник: составлено автором на основании данных wciom.ru

На заметку. Среди тех, кто оставил голос за возвращение специальных мест, 95% «ежедневных» курильщиков и 76% неупотребляющих табак.

О случаях нарушения запрета знают 53%, хотя не все видели лично. Против кабинок – 9%. Все равно это будет негативно влиять на пассажиров, считают 5% опрошенных. 61% одобряют антитабачную политику государства. За ужесточение действующих мер выступают только 12%.

А Вы поддерживаете идею вернуть курилки в аэропорты?
Да
Нет

«Я согласна с тем, что места для курения можно вернуть в аэропорты, однако процесс курения должен оставаться невидимым в первую очередь для несовершеннолетних. Нужно оборудовать курилки соответствующим образом — сделать стекла непрозрачными, например. Задача государства состоит в том, чтобы не начали курить те, кто не делал этого раньше»

Анна Сорочинская, исполнительный директор Общественного Совета по проблеме подросткового курения. Источник: Газета.ru

Интересная статистика. В России действует 241 аэропорт.

Оборудование помещений для курения

Совместный приказ Минстроя России № 756/пр и Минздрава России № 786н от 28.11.2014 утвердил список требований к «изолированным помещениям для курения табака». Без чего нельзя обойтись при их оборудовании:

  • двери с табличкой «Место для курения», которая не должна пропускать дым в смежное общественное пространство;
  • пепельниц;
  • огнетушителя;
  • искусственного освещения;
  • приточно-вытяжной вентиляции, которая ассимилирует неприятные запахи и примеси и препятствует их проникновению в смежные помещения.
eak_kkk

Фото: eak_kkk / pixabay

«В аэропорту Внуково изначально были предусмотрены специальные комнаты для курения. Они оснащены системой девятикратного обмена воздуха. Необходимое оборудование в этих помещениях с момента запрета на курение в аэропортах не демонтировано. При появлении соответствующей законодательной базы аэропорт Внуково сможет быстро вернуть курительные комнаты в функциональное состояние.
Мы поддерживаем идею, что не нужно пропагандировать курение табака. И специальные помещения в аэропортах для никотинозависимых пассажиров могут быть оборудованы таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений»

Пресс-служба Внуково. Источник: КП

По информации «Российской газеты» со ссылкой на автора проекта закона, депутата Госдумы Сергея Боярского, это смогут себе позволить только крупные авиаузлы. Небольшим аэропортам такие расходы не по карману, да и курильщику проще на улицу выйти, чем «дымить» в лицо собрату в тесной каморке внутри здания.

«Мы поддерживаем этот законопроект. У нас сохранились зоны, где раньше были курилки. В соответствии с законом, когда его примут, мы создадим курилки»

Пресс-служба Шереметьево. Источник: КП

На заметку. Автор инициативы уверен, что на стоимости перевозок нововведение не отразится: авиаузлы не станут включать расходы на оборудование специальных зон в цену билета.

В аэропортах, где нет отведенных мест, курить можно по-прежнему только на улице, на расстоянии не менее 15 метров.

Штрафы по КоАП

Размер взысканий определяет Кодекс об административных правонарушениях: курение в неположенном месте – от 500 до 1 000 руб., на детских площадках – до 3 000 руб. (ст. 6.24). В число таких локаций входят воздушные суда и зоны аэропортов.

Вейперов приравняют к обычным курильщикам

Другое новшество 2020 г. – для тех, кто пользуется электронными сигаретами: в ближайшем будущем на них начнут действовать те же правила, что и для потребителей обычного табака.

MichaelGaida

Фото: MichaelGaida / pixabay

11 декабря 2019 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении соответствующих изменений в КоАП и Закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ. После окончательного утверждения поправок вейперы лишатся привилегий на использование устройств в общественных местах. Штрафовать за нарушения их будут так же, как обычных курильщиков.

Видео-версия статьи

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
1
Средне
0
Да
4

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Евгения Романова Автор: . Журналист, юрист.
29 января 2020.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!