Правила составления сопроводительного письма к резюме
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 30 ноября 2019. Время чтения 5 мин.
Составление сопроводительного текста повышает вероятность ответа на отклик соискателя. Чтобы заинтересовать рекрутера, нужно написать краткое и корректное сообщение, которое позволит нанимателю определить свои выгоды при найме. Однако даже письмо в двух-трех абзацах может испортить впечатление от резюме.
Любой хэдхантинговый портал при отклике на вакансию предложит соискателю добавить сопроводительное письмо к резюме. И здесь начинается самое интересное: что писать в сообщении, ведь вся основная информация уже содержится в анкете? Составить вольный пересказ, написать о любви к компании-нанимателю или увлечениях?
Стоит ли оформлять
Более половины соискателей, пользующихся Superjob, отправляют нанимателю только резюме, пребывая в полной уверенности, что оно содержит все необходимые сведения. На этом фоне легко приобрести дополнительные очки. По данным исследования портала vc.ru реакции HR на разные виды отзывов на вакансии: с прикрепленным пояснительным сообщением и вовсе без него. Статистика оказалась упрямой: если резюме отправлялось без сопроводительного письма, кандидат получал в три раза меньше приглашений на собеседование.
Конкуренция на рынке труда высокая, поэтому захватить внимание рекрутера нужно с первой же строчки. Если HR не заинтересовался рассказом соискателя, то и чтение резюме будет быстрым, а итог – печальным для претендента.
Обратите внимание: иногда составление письма – обязательное требование вакансии. Работодатель может проверить, насколько тщательно вы прочли текст и учли все запросы. Например, кандидат должен указать в отклике «кодовое слово», содержащееся в сообщении.
Как правильно написать о себе
Рассмотрим основные правила составления сопроводительного сообщения по версии главного специалиста по рекламным текстам Максима Ильяхова.
- Краткость.
HR-менеджер ежедневно просматривает сотни откликов, поэтому должен уменьшить время чтения. Длинные письма, особенно некорректно составленные, попросту не будут прочитаны. Идеальным размером считается 2-3 абзаца или чуть больше половины листа А4.
- Простота и корректность.
Чаще всего человек, первым просматривающий резюме – это хэдхантер, а не руководитель отдела, в котором кандидат хочет работать. Но это не значит, что не нужно проявлять уважения к менеджеру. Стоит придерживаться правил деловой переписки, не фамильярничать и не использовать сленг. Избегайте сложных оборотов и предложений, которые усложняют чтение.
- Небанальность и содержательность.
Шаблонные фразы вроде «мой опыт соответствует вашим требованиям» не помогут выделиться из общего числа кандидатов. Лучше написать о конкретной выгоде для нанимателя: рассказать, что именно вы умеете делать и какую пользу можете принести.
Правила несложные, но и здесь легко оступиться. Поэтому прежде чем начать составлять текст, изучите самые распространенные ошибки соискателей.
- обилие в письме ненужных деталей;
Не описывайте всю свою жизнь, включая достижения еще в школе. Это вызовет только один эффект – раздражение. Лучше указывать факты, относящиеся к делу.
- неподобающий «тон»;
Переписка – тот же разговор, поэтому легко переборщить с интонацией и сделать письмо высокомерным, агрессивным или слишком развязным. Не нужно концентрироваться на своей личности и заслугах, лучше сразу дать понять выгоду для работодателя от найма.
- орфографические и стилистические ошибки.
Неграмотность отталкивает потенциальных нанимателей: проверить написанное можно при помощи любого бесплатного онлайн-сервиса.
Другой фактор, увеличивающий шансы на собеседование – наличие в анкете или на аватарке, если вы общаетесь с работодателем в интернете, личного фото.
Самый главный совет для соискателя при составлении сопроводительного текста: внимательно изучите информацию в вакансии, чтобы составить представление о том, какие именно навыки необходимы работодателю.
Далее нужно действовать по законам продаж: выявив потребность, можно рекламировать свои услуги.
Скачать шаблон письма для кандидатов с опытом и без
Полезная информация! Правила прохождения испытательного срока
Структура
Если не понимаете, с чего начать, то воспользуйтесь традиционным планом письма, который рекомендует портал hh.ru.
- Любое обращение начните с приветствия.
- Затем укажите, где именно узнали о вакансии, если это уместно: например, вас уже рекомендовал знакомый.
- Кратко поясните, почему выбрали должность в конкретной компании.
- Опишите ключевые навыки, которые могут быть интересны работодателю.
- Не нужно забывать об опыте, если он есть, и достижениях на релевантной должности.
- Соблюдайте правила вежливости: поблагодарите за уделенное внимание.
- Оставьте контактные данные и ФИО.
- При необходимости прикрепите портфолио.
На этапе первого отклика не задавайте вопросы о графике и зарплате: по деловому этикету уместнее это сделать на собеседовании. Также не нужно информировать эйчар о своих амбициях: главная цель рекрутера – найти человека для конкретной вакансии, а не поспособствовать вашему карьерному росту. Все указанные сведения должны быть достоверными.
Материал в тему! Правила оформления объяснительной записки
Конечно, прикрепление сопроводительного письма вовсе не гарантирует положительный ответ от работодателя, но может значительно увеличить шансы на получение желанного места в компании.