Для чего нужен госбюджет России: как он формируется

Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 8 февраля 2020. Время чтения 6 мин.

Инстаграм @budget_rf

Финансовый план создания денежного фонда РФ называется государственным бюджетом. Доходная часть образуется за счет налоговых и других платежей, расходная делится по направлениям: социально-экономическим, культурным, управленческим. При превышении поступлений в бюджет речь идет о профиците, если недостает средств – о дефиците. Документ рассматривается и принимается на всех уровнях власти: Госдумой, Советом Федерации, Президентом

Государственный бюджет – это финансовый план формирования и использования в определенных направлениях денежного фонда страны, способствует развитию, сохраняет стабильность экономики, укрепляя позиции в мире.

Основными структурными единицами госбюджета являются доходы, расходы. Первые образуются с помощью налоговых и других поступлений. Вторые распределяются согласно приоритетам страны на военные, социально-экономические, управленческие и нужды.

Бюджетный баланс показывает, что доходная часть обеспечивает все необходимые потребности государства. Достигается это путем грамотного планирования.

В случае превышения поступлений над выбытием имеет место профицит. За счет этих средств формируются дополнительные резервы на случай чрезвычайных ситуаций.

Например. В РФ за счет доходов от продажи нефтегазовой отрасли и прочих поступлений формируется Фонд Национального Благосостояния. Он призван создать «подушку безопасности» для пенсионного обеспечения граждан, а также образовать Международный запас России.

Дефицит – это обратный показатель профицита, то есть денег не хватает для основных нужд государства, приходится прибегать к кредитам, госзаймам, прочим долгам.

Сайт Минфина

Фото: Сайт Минфина

На это влияют кризисы, чрезвычайные обстоятельства, неэффективная политика, популизм, выраженный в росте социальных программ, не обеспеченных ресурсами, коррупция и другие факторы.

Бюджет России на 2020 г., утвержденный ФЗ № 380 от 01.12.2019, запланирован профицитным. Доходы должны составить более 20,38 трлн. руб. Это на 400 млрд руб. выше, чем в 2019 г., в основном за счет налогов и нефтегазового комплекса. Расходы определены в размере 19,5 трлн. руб. Существенная часть финансов будет направлена на защиту государства – 5,8 трлн. руб., социальную деятельность – 4,9 трлн. руб. Средства на развитие экономики – 2,5 трлн.руб., а на нацбезопасность и госаппарат – по 1,5 трлн. руб.

Россиянин ежедневно сталкивается с понятием «бюджет», открывая свой кошелек. Как пример: зарплата – это поступления, траты в магазинах, за услуги ЖКХ, транспорт – это личные расходы. В идеале, когда есть возможность «отложить» некоторые суммы, создается резерв на покупку дорогого оборудования или поездку в отпуск.

Функции

Госбюджет – это документ, который составляют на видимую перспективу – 1 год (прогноз расписывается на 3 г.). Он выполняет функции:

  • распределяет денежные потоки по различным направлениям хозяйствования, укрепляет связи между федеральным центром и субъектами;
  • контролирует работу правительства, касающуюся госрасходов;
  • обеспечивает информацией участников финансово-экономической деятельности о законах, нормативах и намерениях государства в части распределения и сбора средств;
  • устанавливает вектор экономической политики, ее основу, рамки возможных действий страны в разных ситуациях.
сайт Минфина

Фото: сайт Минфина

Бюджет является финансовой базой выполнения международных и политических функций. Общество возлагает на государство эти обязанности, чтобы чувствовать себя защищенным от непредвиденных ситуаций, конфликтов, кризисов.

Экономическая суть «госкошелька» состоит в том, что с его помощью формируется конечный спрос. Из этих средств образуется часть доходов населения, создается национальный продукт, накапливаются резервы. Это станция перекачки финансовых потоков государства, которая способна влиять на формирование экономических показателей всей системы:

  • инвестиций;
  • объемов производства;
  • денежной массы;
  • реальных доходов;
  • безработицы;
  • банковского процента;
  • курса валюты;
  • внутреннего и внешнего долга;
  • инфляции.

Это индикатор стабильности, процветания страны.

Принципы построения

Система работает по законам, которые определяют ее эффективность. Эти факторы рассматриваются как часть комплексного налаженного механизма. В основу правил ложатся принципы:

  • единства закона, в том числе документального оборота, отчетности, денежной системы, бюджетной политики, классификации;
  • распределение расходов между уровнями;
  • работа субъектов на основе хозяйствования;
  • бездефицитность;
  • грамотное использование средств;
  • полнота отражения, достоверность показателей, точность расчетов;
  • информация, гласность;
  • адресно-целевая направленность расходов.
minfin.ru

Фото: minfin.ru

Проект бюджета представляется Министерством финансов. Работа над ним начинается за год до принятия. Порядок рассмотрения состоит из нескольких этапов:

  1. Правительство вносит проект в Государственную Думу, члены которой изучают доходную и прочие части, налоговую политику, внешние источники финансирования.
  2. Утверждают расходы по классификации в течение 15 дней.
  3. Изучают разделы, направления денежных потоков, контролирующие организации.
  4. Вносят поправки, поквартальные разбивки.
  5. Законопроект принимают голосованием.
  6. Документ передается в Совет Федерации, далее подписывается Президентом и обнародуется.

Аккумуляцию средств в государственную корзину обеспечивают налоговые и прочие поступления.

Справка. В РФ используется бюджетная система, состоящая из трех уровней: федерального, регионального и местного. Поступления проходят все этапы, оседая на нужных счетах госструктур.

К налоговым доходам относятся:

  • федеральные сборы, согласно законам;
  • таможенные и прочие платежи;
  • госпошлины.

Неналоговые поступления от:

  • использования госимущества;
  • продаж основных фондов;
  • части прибыли унитарных предприятий, Банка России;
  • платных услуг;
  • внешней экономической деятельности;
  • реализации запасов, резервов.
Stiv163

Фото: Инстаграм: @Stiv163

Расходы распределяют по направлениям для работы системы. Их классифицируют по признакам, наиболее объемные:

  • содержание органов власти;
  • поддержание стабильности;
  • социально-культурные;
  • наука.

Правительство может направлять потоки на предоставление внешних и внутренних ссуд.

Особую нишу занимают государственные закупки. Это потребность страны в различных  товарах, услугах, которые приобретаются с помощью специально разработанных механизмов, правил.

Еще одним пунктом расходования средств являются социальные выплаты-трансферты.  Такие суммы не предусматривают приобретение материальных ценностей, это скорее безвозмездная помощь.

Например, на 2020 г. в статью об отдельных расходных обязательствах заложен в размер материнского капитала в размере 466 617 руб. Здесь же учтен минимальный прожиточный минимум пенсионера, до которого в случае низких доходов государство осуществляет доплату, – 9 311 руб.

Стратегия

Мероприятий в сфере организации финансового оборота с целью обеспечения страны денежными вливаниями для поддержания своего статуса называются бюджетной политикой. Она предполагает формулировку целей, разработку механизма управления налогами, регулирование экономико-социальных процессов.

Задачи определяют направления политики. Это создание эффективно работающей системы межсубъектных отношений для  управления финансами. Основными инструментами выступают фискальные рычаги воздействия, трансферты, госзакупки, госзаймы.

Важно. По Бюджетному кодексу РФ, Президент ежегодно докладывает Федеральному Собранию о финансовой политике на очередной и планах на ближайшие три периода. Послание определяет стратегические ориентиры, согласованные с общими задачами государства.

Новые платформы

Министерством финансов было принято решение организации системы «Электронный бюджет», которая обеспечит прозрачность, открытость деятельности госорганов, в том числе финансовых показателей.

Скриншот страницы портала Минфина

Скриншот страницы портала Минфина

Проект рассчитан на отслеживание информации о собираемости налогов, их распределении, контроле за расходами.

Открытость позволит повысить качество финансового регулирования, поскольку  формирование единого информационного пространства, применение новых технологий разрешит отслеживать денежные потоки на всех стадиях.

Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство.

Минфин подготовил обучающий видеоматериал для желающих подключиться к платформе с подробным описанием алгоритма действий:

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Наталья Павленко Автор: . Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель финансовых и экономических дисциплин. Педагогический стаж более 20 лет. Автор научных статей и работ по экономике и общественным организациям..
8 февраля 2020.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!