Куда и как можно пожаловаться на поликлинику

Практически каждый человек сталкивался с людьми в белых халатах. От их профессионализма и отношения к обязанностям зависят главные ценности – здоровье и жизнь людей. Когда права пациента нарушает врач или поликлиника, нужно жаловаться.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и получение медицинской помощи. От работы врачей зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Однако о высоком качестве медицинских услуг и обслуживания в поликлиниках довольно часто остается только мечтать. Поэтому правильно составленная и вовремя поданная жалоба на больницу поможет восстановить нарушенные права пациента.

Нормативная база

Ответственность поликлиники и медицинского персонала регламентируется в основном следующими нормативными документами:

Нормативный документКраткое содержание
Ст. 98 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»медицинское учреждение и его работники несут ответственность за реализацию гарантий и соблюдение прав в области охраны здоровья, а также за вред здоровью и жизни людей
Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ № 1152 от 12.11.2012 г.определяет, кто и в какой форме имеет право вести контроль за качеством и безопасностью медицинских услуг
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства РФ № 323 от 30.06.2004 г.федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по контролю и надзору в области здравоохранения, в который можно пожаловаться на недобросовестно работающую поликлинику

Обязанности медицинского учреждения

Перечень обязанностей медицинских учреждений и персонала регламентирован ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и состоит из следующего:

  • оказание медицинской помощи на безвозмездной основе (когда поликлиника участвует в программе государственной гарантии бесплатного оказания медицинской помощи);
  • оказываемые услуги должны быть доступны и надлежащего качества;
  • должна соблюдаться врачебная тайна;
  • отказ в предоставлении медицинской помощи недопустим и наказывается вплоть до уголовной ответственности (статья 124 УК РФ);
  • при оказании медицинской помощи медицинским персоналом должны соблюдаться этические и моральные нормы, грубое обращение недопустимо.

Данный список не полный и сводится к тому, что в приоритет ставятся прежде всего интересы пациентов, а также надлежащие профилактические мероприятия по охране здоровья.

Права пациента

В соответствии со статьей 41 Конституции России закреплено право каждого на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно Порядку выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 406н от 26.04.2012 г., любой гражданин имеет право выбрать или сменить медицинское учреждение, оказывающее ему медицинскую помощь. Сделать это возможно путем подачи соответствующего заявления с приложенными документами (полис ОМС, СНИЛС, документы, удостоверяющие личность) как по месту регистрации, так и за его пределами (даже в другом субъекте РФ).

Внимание! Данное правило не касается военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также граждан, имеющих проблемы с уголовным законом (задержанных, осужденных, содержащихся под арестом, в местах лишения свободы).

Оказываемые услуги должны быть доступны и надлежащего качества. Пациент может отказаться от медицинского вмешательства, а в случае причинения вреда здоровью при оказании врачебной помощи имеет право на возмещение ущерба.

Жалоба на поликлинику

Пожалуй, не встретишь человека, который не прибегал бы к медицинской помощи. Общее впечатление от работы поликлиник и больниц складывается не только из отношения к профессиональным обязанностям самих медиков, но и от оснащенности учреждения здравоохранения, быстроты обслуживания пациентов, начиная с регистратуры и заканчивая палатами и кабинетами врачей. Когда не оказывают медицинскую помощь, не проводят прием вовремя и больные вынуждены часами стоять в коридорах, то на такую поликлинику обязательно надо написать жалобу. Ведь здоровье и жизнь человека – высшие ценности, которые никакими денежными возмещениями в будущем не восстановишь.

Рис. 2. Врачебная ошибка. Источник: сайт «krymsos.com»

Рис. 2. Врачебная ошибка. Источник: сайт «krymsos.com»

Основания для подачи жалобы

Обратиться с жалобой на поликлинику или конкретного врача можно, когда:

  • помощь медиками оказана несвоевременно;
  • обращение с пациентом грубое;
  • отказывают в приеме и оказании медицинской помощи;
  • произошла врачебная ошибка, которая привела к ухудшению здоровья пациента или его гибели;
  • профессиональные обязанности выполняются медиками плохо, некачественно, наспех;
  • требуют деньги за то, что должны предоставить бесплатно;
  • нарушают санитарно-эпидемиологические нормы и прочее.

Список можно продолжить в зависимости от конкретной ситуации.

Что написать в жалобе на больницу или медперсонал

В жалобе на поликлинику или врача необходимо отразить следующее:

  1. наименование и адрес органа, куда пишется;
  2. наименование и данные учреждения здравоохранения или медика, на которых пишется жалоба;
  3. сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес и телефон);
  4. при подаче представителем вносятся его данные, а также данные доверенности с приложением ее копии;
  5. суть жалобы (описание события, какие права нарушены и прочее) и что требует заявитель;
  6. при наличии прикладываются подтверждающие документы (как правило, в копиях);
  7. дата и подпись заявителя (либо его представителя).

Жалоба пишется в деловом стиле, без оскорблений, ненормативной лексики, эмоций. Описание события (либо событий) делается по возможности кратко, в хронологическом порядке.

Как пожаловаться

Жалобу на поликлинику или врача можно составить письменно по образцу, а затем направить заказной почтой с обратным уведомлением. Тогда на руках останется квитанция об отправке и в будущем вернется уведомление о том, кто получил письмо. Или отнести адресату лично, оставив один экземпляр в канцелярии (приемной), а на своем поставив входящий штамп о приеме. Также можно пожаловаться, позвонив на телефон «горячей линии» Росздравнадзора 8 800 500 18 35. Еще один вариант подачи обращения – зайти на официальный сайт Минздрава России в интернете и заполнить соответствующую форму вкладки «Общественная приемная». Также можно оставить электронное обращение на сайте Росздравнадзора.

Куда пожаловаться на медперсонал и поликлинику

Таблица 1. Жалоба на поликлинику и медицинский персонал: что и куда обжалуется. Источник: roszdravnadzor.ru

Руководство (заведующий отделением, главный врач)Росздравнадзор, РоспотребнадзорПрокуратура, полиция СудМинистерство здравоохранения (РФ или по субъектам)Страховая компания
действия (бездействие) медицинского персонала, работа поликлиники (систематическое нарушение графика приема врачами, отсутствие лекарств, грубый персонал, плохое состояние помещения и прочее)

Заведующему отделением или главному врачу поликлиники обычно адресуют жалобу на конкретного медика. В Роспотребнадзор обращаются по вопросам нарушения санитарно-эпидемиологических норм в учреждении здравоохранения.

В полицию или прокуратуру жалуются на коррупционные составляющие (например, просят деньги на лечение или лекарства, когда они бесплатны). По поводу халатности медперсонала обращаются в отделение Министерства здравоохранения по субъекту, прокуратуру, Росздравнадзор. В страховую компанию можно пожаловаться, если отказали в предоставлении медицинских услуг по полису ОМС и потребовали оплатить лечение из своего кармана.

Когда действиями или бездействием врача причинен вред здоровью пациента, подают иск в суд.

Важно! В этом случае истцу необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования. Это означает, что можно направить в поликлинику (больницу) претензию по качеству оказанной медицинской услуги и требовать компенсации причиненного вреда. В случае отказа или неполучения ответа в определенный срок (как правило, не более месяца) подготовить мотивированный иск в суд.

Скачать образец жалобы на поликлинику.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
16 мая 2018.

Задайте свой вопрос по теме статьи




О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2017. Копирование материалов строго запрещено!