Жалоба на рекламу: 8 способов пожаловаться

Жалоба на рекламу: 8 способов пожаловаться

Реклама везде: ей переполнена почта, обклеены лифты и подъезды, она пестрит на фоне зданий, мешает просматривать фильмы по телевизору и ленту в соцсетях. Но еще хуже, когда постоянно приходят спамные СМС-сообщения, или компании назойливо предлагают свои услуги по телефону. Однозначно, в век капитализма остановить «двигатель торговли» нереально, но это не значит, что продвигать товары можно запрещенными способами. За соблюдением закона «О рекламе» следит федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая рассматривает большинство обращений граждан и компаний. Но в некоторых ситуациях подавать жалобу на рекламу нужно в другие организации.

Основания

В ФЗ № 38 от 13.03.2006 подробно изложены требования ко всем видам рекламы, и любое нарушение этих норм предусматривает серьезные финансовые санкции. Привлечь к ответственности рекламодателя можно за контент:

  • о товарах, услугах, которые попадают под прямой запрет: алкоголь, табак, наркотики, оружие;
  • нарушающий авторские права;
  • написанный на иностранном языке без перевода;
  • употребляющий непристойные, оскорбительные, бранные фразы, неэтичные сравнения, жаргон;
  • содержащий неполную информацию, обман;
  • использующий фото чиновников, лиц, которые не давали на это разрешение;
  • оказывающий психологическое давление;
  • не указывающий возрастного ограничения;
  • размещенный в запрещенных местах: на территории детских учреждений, школьных учебниках и тетрадях.

Основания

Праведный гнев граждан вызывают:

  • самовольно установленные конструкции;
  • нанесение вреда архитектурным сооружениям, историческим и культурным ценностям;
  • бесконечные телефонные звонки и СМС без согласия получателя;
  • самовольное размещение объявлений в лифтах, подъездах, на домах;
  • сильно длинные ролики или превышение допустимого рекламного времени на TV-каналах;
  • всплывающие окна и закрывающие текст блоки в интернете.

Все эти ситуации можно исправить, если правильно составить и направить в соответствующий орган жалобу.

Отдельная категория нарушений, связанных с нанесением материального вреда, например, повреждение имущества от упавшего щита, не относится к прямым претензиям на рекламу и чаще всего решается путем мирового соглашения или через суд.

Куда обращаться

Основной надзорный орган в области распространения рекламы – это ФАС. Но в определенных ситуациях начинать претензионную работу нужно с обращения в другие ведомства.

Таблица 1. Куда жаловаться на рекламу

Причина Орган Контакты
Любое нарушение закона «О рекламе» ФАС +7(499) 755-23-23

fas.gov.ru/approaches/new

Любые щиты, баннеры, объявления Местная администрация
Реклама на общем имуществе: лифты, стены, подъезды Управляющая компания
СМС, звонки Оператор связи
В интернете Рекламные сети
Расклейщики объявлений Полиция 8 (800) 222-74-47,

с мобильного — 102

Мвд.рф

Нарушение гражданских прав, отсутствие ответа от других ведомств Прокуратура 7 (800) 250-79-78

genproc.gov.ru/contacts

 

Денежная компенсация Суд

Порядок действий

Практически любую жалобу на рекламу, связанную с ее содержанием, продвижением, можно сразу направлять в ФАС. Для этого не нужно соблюдать претензионный порядок и вести предварительные переговоры с рекламодателем. Это сделали для того, чтобы пользователь мог оперативно сообщать о нарушениях и не тратить время на получение отписок.

ФАС

Начинают с обращения в территориальное управление службы по месту государственной регистрации юридического лица-нарушителя, например, оператора сотовой связи. В головное управление имеет смысл писать, если местоположение рекламодателя невозможно идентифицировать, или на региональном уровне вопрос не решается.

Отправить обращение можно почтой или на email. Упрощенный порядок предусмотрен для онлайн-жалоб через сайт ФАС. Здесь можно выбрать любое управление и оформить сообщение по установленным правилам. Для этого нужно создать личный кабинет и заполнить все графы анкеты.

Отправить обращение можно почтой или на email

Обязательно указывают:

  1. Орган, куда направляют обращение.
  2. Свои ФИО – анонимные письма ФАС не принимает.
  3. Адрес электронной почты, куда можно выслать ответ.

В самом заявлении описывают:

  • наименование рекламодателя;
  • действия и факты, которые попадают под нарушение закона о рекламе;
  • место и способ распространения информации;
  • требование обратившегося.

В качестве доказательств прикладывают файлы со скринами, ссылками, фото и другими материалами.

Жалобу рассматривают не дольше 30 дней со дня регистрации заявления, независимо от способа обращения. При необходимости проведения экспертиз, проверок срок могут увеличить еще на месяц. Ответ присылают тем же способом, каким поступила претензия: на почту или email. ФАС может привлекать к решению вопроса другие ведомства, о чем также уведомляют заявителя.

Этап рассмотрения можно отслеживать по номеру обращения на портале.

Этап рассмотрения можно отслеживать

Если вопрос не имеет конкретных жалоб и требований, то ответ на обращение не дают, но в течение 7 дней сообщают об этом заявителю.

При необходимости написать претензию в головное подразделение ее направляют:

  • онлайн на сайте;
  • почтой по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11;
  • на электронку: delo@fas.gov.ru;
  • лично через общественную приемную по предварительной записи по телефону: (499) 755-23-23, или заполнив форму на странице: gov.ru/forms/zapis-na-priem.

Статус обращения, направленного в центральный аппарат ФАС, можно уточнить через Telegram или WhatsApp: номер +7 916 001 29 47.

Но в определенных ситуациях существуют свои нюансы, которые нужно учесть при подготовке обращения.

Звонки и СМС

Текстовые сообщения и рекламные звонки допускаются, но только с разрешения абонента. Часто, подписывая договоры с оператором, банком и другими компаниями, клиенты автоматически соглашаются на получение информации. Поэтому прежде чем писать жалобу, изучите документ, возможно, вы сами одобрили такую услугу.

когда успела подписаться на столько рассылок

Фото: когда успела подписаться на столько рассылок? Источник: freepik.com/wayhomestudio

Но в любой момент от рассылки можно отказаться или потребовать прекратить ее. Для этого оператору сотовой связи подают заявление с указанием номера телефона или идентификационного кода сообщений, которые не желаете получать. У некоторых служб это можно сделать, отправив СМС на короткий номер или позвонив по горячему номеру.

Аналогично можно поступить, если рассылка предусмотрена контрактом с определенным юридическим лицом: магазином, банком и пр.

Но желательно подавать заявление письменной форме:

  • по почте с уведомлением;
  • лично с отметкой на втором экземпляре.

Если оператор или инициатор рассылки после такого обращения не прекратит звонки, отправку СМС, у абонента будут все основания написать жалобу в ФАС.

«За нарушение требований закона о рекламе ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа — для юридических лиц от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Причем если компания, распространяющая рекламу, не выполняет требование суда и продолжает изводить клиента спамом, штраф может быть выписан повторно. Иными словами, за одну незаконную СМС можно несколько раз заплатить от 100 тыс. до 500 тыс. руб.»

Виктория Данильченко, председатель МКА Коллегия адвокатов Виктории Данильченко. Источник: РБК

Скачать шаблон заявления с претензией на рекламные звонки в ФАС

В интернете

Контекстную рекламу в рунете чаще всего размещают через Яндекс.Директ и Google Ads. Обе системы тщательно следят за чистотой контента и правилами размещения его на ресурсах. За любые нарушения на партнеров накладывают санкции: блокировка аккаунта, понижение позиций, исключение из рекламной сети.

Поэтому имеет смысл начинать борьбу с нарушениями в рекламе и способами ее размещения с подачи жалобы именно в Яндекс или Google.

Yandex принимает претензии по адресу 119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16, ООО «ЯНДЕКС»:

  • на содержание рекламы;
  • связанные с нарушением прав на интеллектуальную собственность – в письме делают пометку «Для юридического департамента».

На взрослый контент, в том числе в рекламе, можно пожаловаться онлайн: yandex.ru/support.

Гугл принимает жалобы на нарушения:

  • правил в отношении товарных знаков;
  • рекламу поддельных товаров;
  • других правил;
  • одновременный показ нескольких объявлений от одной компании.

Для этого достаточно воспользоваться онлайн-формой.

Для этого достаточно воспользоваться

Аналогичные формы для подачи жалоб на рекламу есть у большинства социальных сетей, приложений и пр.

В подъездах, лифтах

Любое помещение, а также наружные стены многоквартирного дома являются общим имуществом. Без согласия собственников размещать объявления, баннеры в лифтах, на дверях, подъездах, билборды на наружных стенах и даже во дворе дома никто не имеет права.

В подъездах, лифтах

Если обнаружили такое нарушение, сначала поинтересуйтесь в управляющей компании, возможно, проводилось общее собрание, которые вы пропустили, где большинством голосов дали добро. Если размещение незаконно, пишите жалобу в УК, а она уже будет обращаться в ФАС. Копию сразу отсылают в местную администрацию.

Кроме этого, жильцы дома могут за защитой нарушенного права на собственность обратиться в суд.

Уличная реклама

За расположение билбордов, баннеров в населенном пункте отвечает администрация. Именно сюда обращаются рекламодатели для получения разрешений на установку. Поэтому для демонтажа незаконно установленных конструкций пишут заявление именно сюда.

уличная реклама на историческом здании

Фото: уличная реклама на историческом здании

А вот с обычными бумажными объявлениями, которые невероятно портят вид города, бороться намного сложнее. Но в таких листовках обязательно указывают адрес или номер телефона, что помогает идентифицировать рекламодателя-частника. Для привлечения его к ответственности жалобу также направляют в администрацию.

рекламный беспредел

Фото: рекламный беспредел

Если стали свидетелем незаконной расклейки объявлений в запрещенных местах: на подъездах, скамейках, столбах, вызывайте полицию. Наряд составит протокол на административное наказание нарушителя.

Суд

Практика возмещения морального вреда от действий рекламодателей пока не развита в России. Чаще всего инициируются процессы, которые заканчиваются запретом на размещение и штрафом. Но любой гражданин, если он считает, что пострадал от незаконной или неправдивой рекламы, может обратиться с иском в суд на взыскание денежной компенсации.

Вывод

Правила распространения и содержания рекламы регулирует закон, исполнение которого контролирует ФАС. Именно в это ведомство подают жалобы, если обнаружены любые нарушения. До обращения в службу желательно подать претензию ответственному органу.

На постоянные звонки, СМС жалуются непосредственно оператору, инициатору рассылки. Размещение конструкций в неположенных местах контролирует администрация населенного пункта. При обнаружении объявлений в подъезде, лифте без согласия собственников обращаются в жилищное управление.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
1
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!