Билет в кино в 19 веке стоил 50 царских копеек
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 7 июля 2019. Время чтения 9 мин.
Первые движущие фотографии Люмьера показывали в Питере и Москве по 50 коп., в провинции по 25–85 коп. В московский «Электрический театр» в конце 19 века билеты продавались по 55 коп. – 1 руб. 10 коп. При зарплате промышленного рабочего в 8–20 руб. такие цены были недоступны. Буханку хлеба можно было купить за 4 коп. С появлением стационарных кинотеатров стоимость билетов снижалась: взрослые могли посмотреть фильм в столице за 30 коп. – 1 руб., детям квитки продавали за полцены. Заведения на окраинах пропускали зрителей за 30–50 коп. на целый день. Стоячие места стоили 15 коп. Шикарные кинотеатры в центре с настоящими экранами для солидной публики продавали билеты на сеанс от 1 руб. Запрещенные французские ленты крутили по ночам – билет стоил 3–5 руб. В регионах зрелище было доступно за 10–85 коп. Повышенные на 20-50% цены назначались при получении исключительных прав на демонстрацию сенсационной картины.
В конце XIX – начале XX вв. синематограф в России бурно развивался. Из пугающего чуда кино быстро превратилось в развлечение, электротеатры открывались десятками, а цены на билеты становились более доступными. Новый вид искусства оказался необычайно близок народу, и в начале XX в. любовь была безоговорочно отдана аудиторией «синема».
«Живые движущиеся картинки»
Все данные о кинотеатрах, ценах на показы взяты из статьи Гинзбурга В.В. «Дореволюционный кинематограф как вид массовой художественной продукции» и книги Ханжонкова А.А. «Первые годы русской кинематографии», газеты «Московские торги».
Справка! Гинзбург Сергей Семенович – доктор искусствоведения, историк кинематографа. Ханжонков Александр Алексеевич – пионер русского кинематографа, кинопромышленник.
Первые кинематографические сеансы в мире прошли в Париже в конце 1896 года, и уже через 4 месяца диковинка появилась в России.
«Живые фотографии» братьев Люмьеров демонстрировали в 1896 г.:
- 4 (16) мая – в Петербурге, в театре сада «Аквариум»;
- 6 (18) мая – в Москве, в театре Солодовникова;
- с 26 по 31 мая общедоступные сеансы в каретном ряду, в летнем саду «Эрмитаж»;
- 4 (16) июля – на Нижегородской ярмарке.
Билет на первые показы стоил 50 коп.
Первые стационарные кинотеатры были открыты:
- в мае 1896 г. в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, 46;
- 26 января 1897 г. в Москве в Верхних торговых рядах – «Электрический театр».
Зрителям демонстрировались знаменитые Люмьеровские «движущиеся фотографии». Сеансы длились по 30 минут, во время которых показывали:
- комическую пантомиму «Политый поливальшик»;
- один из документальных фильмов Люмьеров или вид Невского проспекта с конкой;
- «Прибытие поезда на вокзал», напугавшую многих зрителей.
К сожалению, первый кинематограф в России быстро прогорел. И не последнюю роль сыграла стоимость билетов в кино.
Например, в московском «Электрическом театре» места стоили от 55 коп. до 1 руб. 10 коп. Показы явно не были рассчитаны на широкую публику.
В то время в Московской губернии рабочий в 19 веке зарабатывал 12–20 руб. и на 1 руб. мог себе позволить купить:
- фунт свинины – 0,22 руб.;
- десяток картофелин – 5 коп.;
- фунт квашенной капусты – 5 коп.;
- фунт сахара – 12 коп.;
- черствый хлеб – 4 коп.;
- десяток яиц – 33 коп;
- фунт риса – 12 коп.
- бутылку молока – 8 коп.
Примечание! Цены на продукты взяты из статьи русского историка Владимира Широгорова «Цены и оклады: дореволюционная Россия».
То есть, цена билета в кино была равноценна стоимости полноценного питания семьи из 4 человек на 1–2 дня. А поход в «синема» всей семьей – покупке качественного мужского зимнего пальто.
31 мая 1898 года – в конце театрального сезона московский электрический театр был закрыт навсегда.
Кино для богатых и бедных
Первый провал не остановил развитие кинематографа в России. Кинопромышленники быстро оценили прибыльность идеи и сделали ставку на мелкобуржуазного зрителя.
Примечание! В статье Корнея Чуковского «Ham. Пинкертон и современная литература», 1908 г. отражена мысль, ставшая в дальнейшем для исследователей аксиомой, что раннее кино – это эпос городского мещанства.
С начала XX века наблюдается разделение на «балаганный кинематограф» и респектабельные кинотеатры.
В Санкт-Петербурге
В первые места для показа «живых картинок» простой люд приходил, как в шатер к цыганам, посмотреть на великие чудеса. Для организации места показа в простых квартирах сносили стены-перегородки и устанавливали до 30 стульев. Находились такие «кинотеатры» обычно на окраинах или не в респектабельных районах больших городов.
Стоимость входа – до 30 коп., но это для счастливчиков, успевших занять места. Были еще билеты для «стоячих мест» и стоили они 15 коп.
За такие деньги можно было смотреть кино целый день, так как ленты крутили без остановки. Но и обстановка на сеансах была удручающая: зрители безостановочно курят, лузгают семечки, некоторые заходят в зал просто погреться зимой, занося с собой запахи кислой капусты и пива. А эфирная горелка часто становится причиной пожара.
Но если перебраться в Питерский кинематографический рай, можно увидеть совершенно другую картину. Например, только на Невском один за одним «выросло» несколько электротеатров:
- в доме 48 – The royal star;
- в доме 51 – «Мулен Руж»;
- в доме 61, роскошный «Как в Париже».
Здесь публику ждет электрическая реклама, золоченная мебель, шелка и экзотические растения, гардероб и буфет, живая музыка. Но и стоимость на билеты была на порядок выше. В зависимости от места, дня недели, популярности фильма контрамарка стоила от 1 руб. до 4 руб.
Это интересно! В питерских кинотеатрах «Ампир» и Piccadilly в ложе покупали билеты любовники. Их привлекало отсутствие света во время показов.
Запрещенные к показу порнографические картины французского жанра крутили после 12 ночи. По воспоминаниям актера Орлова, в театре «Как в Париже» билеты на ночные сеансы продавали только избранным: приставам, полицейским. И стоил вход 3–5 руб.
В Москве
Московские кинотеатры также открывались один за одним:
- В «Новом электрическом театре», который открылся в 1903 г., билеты стоили от 30 коп. до 1 руб.
- «Электро-оптический театр», «Новейший электрический синематограф», «Электротеатр Карла Ивановича Алксне», «Электро-театр Паризьен», «Гранд-электро», «Современный электротеатр», «Сретенский грандэлектро», «Большой Елоховский электротеатр», открылись в 1904 г. Билеты продавались по 30–80 коп.
- После 1910 г. – «Пегас», «Великан», «Вулкан», «Колизей» («Современник») вмещали до 1 000–2 000 зрителей, которые могли посмотреть кино за 10–75 коп.
В регионах
Не отставала и провинция. Например, в Иваново-Вознесенске в январском выпуске «Ивановского листка» 1908-го публикуется объявление «…показаны живые картины кинематографом! Земная жизнь Иисуса Христа в 35 переменах. Начало в 7 ½ часов веч. Цены местам от 25 до 85 к.».
В кинотеатре «Аванс» и «Буфф» в Иваново-Вознесенске в 1914 г. можно было увидеть объявление «Театр открыт с 12 ч. дня до 12 часов ночи. Цены: учащиеся и детские – 20 к., взрослые – 25, 30, 40, 50, 75 к., и ложи 3 р.».
Так как до первой мировой войны цены на билеты практически не менялись, в афишах могли писать:
- «Цены местам обыкновенные».
- «Цены местам повышены».
Речи о дифференциации цен в провинции не шло. Позже с общим подъемом кинопроизводства начнет формироваться и ценовая политика.
Синематограф стал входить в повседневный быт. Именно благодаря увеличению числа театров и снижению стоимости билетов в залах можно было увидеть студентов и жандармов, официантов и приказчиков, дам света и чиновников, деятелей культуры и художников.
Киносеансы транслировались даже в уездных и малых городах, селах. А цены на показ устанавливали предприимчивые деятели, которые за свои деньги покупали проекторы и пленку и разъезжали по просторам России. Обычно билет в глубинке продавали за 15-30 коп., реже цена поднималась до 50 коп.
«В 1916 году в России было продано не менее 150 млн билетов в кинотеатры. Из этого следует, что в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось 5-6 посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет – 10-12 проданных кинематографических билетов», – известный советский историк кино Семен Сергеевич Гинсбург.
В других странах
Первый кинотеатр в Америке «Витаскоп Холл» был построен в Новом Арлеане в 1986 г.
Он вмещал 400 человек, а все услуги стоили по 10 центов. То есть, за эти деньги можно было посмотреть фильм, а после показа дополнительно отдать 10 центов, чтобы купить обрезанный с кинопленки кадр или посетить комнату киномеханика.
Это интересно! Точные сведения о ценах на машины в России в 19 веке
На современные деньги
Чтобы сравнить, сколько стоил билет в кино в 19 и 21 веке, переведем цены в царских рулях в современные рубли. Для этого применим следующие показатели:
- курс царского рубля на 1897–1913 г.: 1 $ = 1,945 руб.;
- курса рос. руб. на 2019 г.: 1 руб. = 65 $;
- инфляции доллара (1913 г. – 2019 г.): 1$ = 25,8 $.
То есть, 1 царский рубль в 2019 г. эквивалентен: 1/1,945×25,8×65 = 864 рос. руб.
Таблица 1. Стоимость билетов в кино в начале 20 века
Вид | По курсу 1913 г. | По курсу 2019 г. | ||
В царских рублях | В $ США | В российских руб. | В $ США | |
Минимальная | 0,1 | 0,05 | 86 | 1,33 |
Средняя | 0,5 | 0,26 | 432 | 6,65 |
Максимальная | 1 | 0,52 | 864 | 13,3 |
Элитные | 3 | 1,55 | 2593 | 39,9 |
Эксклюзивные (запрещенные) | 5 | 2,58 | 4322 | 66,49 |
Источник: статья Гинзбурга В.В. «Дореволюционный кинематограф», расчетно
По данным департамента культуры Москвы, в столице средняя стоимость билета составляет в 2019 г. 306 руб., в городской сети «Московское кино» – 210 руб. При желании можно найти квитки за 100 руб. В тоже время на новинки и вечерние сеансы удастся сходить за 400–500 руб. Сеансы формата IMAX, 4DX могут стоить до 2 500 руб., а в некоторых элитных кинотеатрах – до 10 000 руб.
Поэтому можно сказать, что цены на билеты в кино за более чем 100 лет остались без изменений, чего нельзя сказать о технологиях.
Смотрите кинолетопись начала XX века, дореволюционная Россия 1910-1913 гг.: