ВАЗ-99 в 90-е стоила почти 1 млн руб. в современных деньгах

Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 11 июня 2020. Время чтения 7 мин.

В декабре 1990 г. АвтоВАЗ выпустил первые 50 автомобилей ВАЗ-21099. Машина стоила 9 400 руб., или 5 222 $ по советскому курсу. После распада СССР национальная валюта катастрофически обесценилась. На протяжении почти всего «лихого» десятилетия «девяносто девятая» продавалась за доллары по цене 3 600–9 900 $.

В Советском Союзе люди с трепетом относились к автомобилям. Машина являлась предметом роскоши. Особенную гордость за отечественный автопром граждане испытывали при виде переднеприводной серии «Спутник» (ВАЗ-2108 / 09 / 099). Первые «восьмёрки» выпускались с 1984 г. А в начале 90-х гг. на дорогах появилась апофеозная модель ВАЗ-21099. При виде вазовского седана становилось понятно, что жизнь у владельца удалась. Ведь за те деньги, сколько стоила 99 в 90-е, можно было купить благоустроенную квартиру или приличную подержанную иномарку: Ford, BMW, Opel или Volvo.

Справочно. Отличие моделей «Спутник» от серии «Самара» только в типе трансмиссии. На первых устанавливали 4-ступенчатую коробку передач, а на вторые 5-ступенчатую. Кроме этого, линейка «Спутник» производилась исключительно для внутреннего рынка.

Разработка и отпускная цена

АвтоВАЗ пошёл на смелый шаг, выпустив модельный ряд переднеприводных автомобилей в кузове хэтчбек. Советским гражданам больше нравились седаны: Волги, Москвичи и классика тольяттинского автогиганта (2101 – 2106). Но прицел разработчиков был сделан на западный рынок, где такой кузов стал очень популярным.

С 1978 г. конструкторский отдел приступил к работе над проектом «Гамма». Согласно техзаданию, перед инженерами ставилась цель создать 3-х, 5-ти и 4-дверный автомобиль на платформе одного шасси.

Кузова машин очень походили на итальянские Fiat Ritmo и Fiat Regata. Всё потому, что в разработке принимали участие инженеры компаний UTS (подразделение Fiat). А над двигателем и передней трансмиссией помогали работать специалисты Porsche (наверное, поэтому у машины прекрасные ходовые качества).

Разработка и отпускная цена

С 1984 г. в серийное производство пошла модель «2108». Через 3 года запустили «2109», а с декабря 1990 г. с конвейера начали сходить ВАЗ-21099. Розничная стоимость последней составляла 9 400 руб, что на 400 руб. больше, чем у «Девятки» (источник «За рулём»).

Курс доллара на 31 декабря 1990 г. составлял 1,8 руб. (коммерческий курс по указу М.С. Горбачёва). То есть, новая машина стоила 5 222 $. Выложить такую сумму могли исключительно директора крупных предприятий или цеховики (теневые коммерсанты).

Интересный факт. Самым востребованным автомобильным изданием СССР был журнал «За рулём». Именно из его страниц автолюбители узнавали о появлении новых моделей отечественного автопрома. Так было и с семейством «Спутник», которое подарило советским гражданам немало тем для обсуждения в гаражах и курилках предприятий.

«Девяносто девятая» стала настоящим долгожителем среди переднеприводного семейства. На протяжении 14 лет (до 2004 г.), с конвейера сошло 1 040 475 автомобилей. Затем лицензию на производство купила украинская компания «АвтоЗАЗ» из Запорожья, продолжившая выпуск «99-й» до 2011 г. Машину немного модернизировали, поставили европанель и двигатель 1,6 л.

Как менялась цена

После распада СССР в стране началась девальвация национальной валюты. Средняя зарплата в январе 1991 г. была 308 руб., а к декабрю поднялась до 1 200 руб. Цены на товары поползи вверх. АвтоВАЗ оккупировали криминальные группировки. Под их контролем новые машины перепродавались несколько раз между фирмами прямо у проходной Волжского автозавода.Как менялась цена

Иногда в техпаспорте оставалось единственное свободное место для покупателя, так как остальные разделы были заняты реквизитами и печатями «заводских» перекупщиков. Говорить о статических ценах того времени некорректно, потому что их никто не регулировал. Это была эпоха безумного рынка.

«Купить новую машину в Тольятти в 90-е проблем вообще не было. Проблема была вернуться обратно на машине… ну или даже налегке, без машины, но хотя бы живыми в той комплектации и состоянии, в котором вы уезжали».

Воспоминания перегонщика

После 1995 г. в российских городах стали появляться салоны, куда машины привозили автовозами. За последующие 5 лет стоимость нового «ВАЗ 99» то поднималась до 9 600 $, то опускалась до 3 600 $.

Скриншот газетной рекламы от 1996 г.

Скриншот газетной рекламы от 1996 г.

Курс доллара продолжал расти. Например, в январе 1996 г. он составлял 4 661 руб. за 1 $, а в декабре того же 1996 г. уже 5 560 руб. То есть, для покупки новой «99-й» за 7 900 $ в начале года необходимо было иметь капитал от 36,8 млн руб., а в конце – 43,9 млн руб. Это примерно в 4 200 раз больше, чем отпускная цена в декабре 1990 г.

По данным Росстата, средняя зарплата на январь 1996 г. составляла 634,7 тыс. руб. а в декабре 1,027 млн руб. Значит, на покупку нужно было копить 3,5–5 лет.

«Я прекрасно помню, как ВАЗ-21099 в 1997 г. стоил 60 млн руб. Слышал тогда разговор, как одна девушка обменяла 1-комнатную квартиру в Ижевске на ВАЗ-21099».

С форума Ижевска

Таблица 1. Стоимость ВАЗ-21099 выборочно

Год В USD В RUB
1997 (май) 8 700 – 9 900 50,2–57,1 млн
1998 (январь) 4 600 – 5 400 27 600 – 32 400
1999 (март) 3 600 – 3 900 86 400 – 93 600

Источник: архив «За рулём»

У Вас или Ваших знакомых в 90-х был автомобиль?
Да, и именно 99-я
Нет, но мечтали о ней однозначно

Кроме внутреннего рынка, ВАЗ-21099 активно поставлялся на экспорт. Но различным дооборудованием и модернизацией занимались иностранные ателье.

Lada Sagona

Фото: Lada Sagona

Иногда машину разбирали до основания, проклеивали качественной шумоизоляцией, обрабатывали кузов антикоррозийным покрытием и устанавливали фирменный обвес. Автомобиль обретал разные комплектации и получал дополнительные названия:

  • Lada Sagona (Франция);
  • Lada Sable (Австралия);
  • Lada Samara Saloon (Великобритания);
  • Lada Forma (Германия);
  • Lada Canada (Канада);
  • Lada Diva (Бельгия).

Иностранцы редко покупали российские машины. Они не соответствовали параметрам цена-качество даже после доработок. С тюнингом стоимость возрастала настолько, что за эти деньги можно было купить надёжный и комфортный BMW 3-й серии.

Вместе с этим, немецкие издания регулярно выпускали статьи с критикой тольяттинских моделей, что дискредитировало ВАЗ в глазах тех же бюргеров. Но модернизированные «99-е» охотно покупали россияне, и на отечественных дорогах часто встречались реэкспортные модели.

В настоящее время

На вторичном рынке всё также много предложений о продаже легендарной «Девяносто девятой» модели, как и в «нулевых». Ресурс «Авито» предлагает 3 420 автомобилей, стоимостью от 10 до 670 тыс. руб. Самая высокая цена у коллекционной карбюраторной машины, выпущенной в 1999 г. Как принято говорить в кругах автолюбителей – состояние нового авто.

В настоящее время

Сегодня же (на 25 апреля 2020 г.) курс доллара 74,7 руб. Те же 670 тыс. руб. превращаются в 8 970 $. Цена сравнима с показателями 90-х. Но для полноты картины пересчитаем, сколько бы стоил новый автомобиль того времени в 2020 г.

Для сравнения возьмем данные за 1996 г.: 7 900 $ начала этого периода за счет инфляции в 2020 г. стали уже 13 306 $. То есть, в современных деньгах новую «99-ю» сегодня бы продавали за 998 тыс. руб. При средней зарплате в февраль 2020 г., по данным Росстата, 47 257 руб. на такую машину пришлось бы копить россиянам 1 год и 9 месяцев. А это в 1,5–2,5 раза меньше, чем в 90-е.

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Роман Зорин Автор: . Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl.
11 июня 2020.

Вступайте в в наш канал на Яндекс Мессенджер

Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!