Правила написания автобиографии для устройства на работу

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 30 ноября 2019. Время чтения 5 мин.

Free-Photos/pixabay

Правильно написать биографию не так трудно, как составить резюме, однако и здесь нужно придерживаться правил: вести повествование от первого лица и приводить только значимые для работодателя факты. Часто образцы оформления документа предоставляет сам наниматель.

Автобиография реже запрашивается работодателем, чем резюме: информация о жизни соискателя обычно требуется при поступлении на госслужбу или в корпорации и крупные компании. Биография помогает составить нанимателю полное представление о личности кандидата и его рабочем пути, а также понять, подходит ли он под требования вакансии. Документ позволит отсеять кандидатов, которые непригодны для конкретной работы: например, претендент на должность в госорганы, имеющий судимость, не может быть принят в штат.

Иногда правильно написанный рассказ о себе необходим при поступлении в ВУЗы и призыве в армию.

Юридические аспекты

По ТК РФ бумага необходима для поступления на работу в таможню и противопожарную службу. В остальных случаях требование автобиографии – инициатива нанимателя. Закон не устанавливает общих правил к ее оформлению, но, как и в случае с резюме, существуют принятые рекомендации:

  1. Изложение сведений, релевантных к должности соискателя.
  2. Отсутствие стилистических и грамматических ошибок, уместный стиль письма.
  3. Описание фактов в хронологическом порядке.
  4. Достоверность повествования. Информация может быть проверена, но на такую процедуру необходимо письменное согласие автора.

Теоретически, можно отказаться от составления документа, но чаще в интересах претендента на место следовать инструкциям работодателя. Согласно законам РФ, некоторые профессии имеют специальные требования к трудоустройству. Поэтому наемщик вправе попросить добавить в биографию сведения о судимости (ст. 331 и 351.1. ТК РФ), а также о квалификации и образовании (ст. 328 ТК РФ).

Соискатель при составлении рассказа защищен законом: согласно п. 1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ, бумага относится к персональным данным. Это значит, что для обработки информации работодателю потребуется письменное разрешение от будущего сотрудника . По ст. 86 ТК РФ, использовать указанные сведения можно только в интересах соискателя, иначе нарушителям грозит административная и даже уголовная ответственность.

Отличия от резюме

Понятия считаются синонимами, но на деле сильно разнятся. Резюме – это анкета, которая позволяет нанимателю составить первое представление о кандидате. Повествование должно быть сжатым, не превышающим по объему 1 страницу. Ключевая информация документа – сведения о навыках и умениях соискателя.

Автобиография же – это развернутый рассказ о жизни и карьере, который содержит подробности. Изложение может быть объемным, в зависимости от требований работодателя. Документ поможет составить психологический портрет соискателя, дать оценку личным характеристикам и подробно изучить жизненный путь кандидата.

Содержание и оформление

При написании биографии строго придерживайтесь рекомендаций нанимателя.

Nietjuh pixabay

Фото: Nietjuh/pixabay

Образец составления можно попросить в кадровой службе компании при оформлении на работу. Обычно указывают следующие личные данные соискателя:

  1. ФИО.
  2. Дата и место рождения.
  3. Национальность.
  4. Семейное положение: включает как информацию о заключенных браках, так и о детях.
  5. Паспортные данные (при необходимости).
  6. Прописка и предыдущие места жительства.
  7. Информация об образовании: периоды учебы в хронологическом порядке, ученые степени. Как правило, если соискатель не окончил ВУЗ, требуется указать причину.
  8. Текущее место работы, данные о предыдущих должностях с указаниями поводов увольнения и продвижения по службе. Если в карьере есть пробел, можно написать о сложившихся обстоятельствах – декрет, армия, профпереподготовка, поиск работы при помощи биржи труда.
  9. Сведения о полученных премиях, участии в профсоюзах и общественных организациях.

Пункты можно моделировать по своему усмотрению: среди задач составления документа – заинтересовать работодателя, поэтому лучше добавлять информацию о заслугах и достижениях в карьере. Исключение – молодые специалисты, у которых нет рабочего опыта. Новички должны акцентировать внимание нанимателя на образовании и квалификационных курсах, успехах в обучении и личных качествах.

Советы по оформлению автобиографии:

  1. Можно написать от руки или напечатать на компьютере: хотя первый вариант и быстрее, но второй легче для восприятия читателя.
  2. Название документа прописывается посередине в самом начале листа. В заголовке ставить точку не нужно.
  3. В конце текста укажите дату составления и поставьте роспись.
  4. Ведите рассказ от первого лица: Я, ФИО, родился в семье преподавателей…

Разделите изложение на логические блоки, старайтесь писать, избегая сложных оборотов, – это затруднит чтение.

Скачать образец автобиографии

Частные случаи

В некоторых ситуациях при заполнении документа нужно учитывать особенности:

  • в вуз.

Абитуриенты и новоиспеченные студенты при написании, кроме общих личных сведений, должны сделать акцент на учебных достижениях: владение иностранными языками, участие в олимпиадах, стажировки. Стоит указать также спортивные или творческие увлечения – это может добавить баллов при поступлении. Как правило, на момент зачисления у абитуриента нет рабочего стажа, поэтому этот пункт попросту нужно пропустить;

Daniel pexels

Фото: Daniel/ pexels

  • в военкомат.

Помимо информации об учебе и увлечениях, необходимо указать сведения о здоровье: перенесенных операциях и травмах. Напишите также, есть ли у вас права, родственники на иждивении и приводы в милицию;

  • в силовые структуры.

В документах поступающих на службу, например, при устройстве в полицию, кроме опыта работы и образования, указывают сведения об отношении к воинской обязанности, информацию о судимости, составе семьи и поездках за границу;

  • при первом трудоустройстве.

Те, кто только начинают карьеру, указывают личные данные, исключая опыт работы.

Составляя автобиографию, нужно понимать: это не просто формальный документ. Личная история помогает оценить работодателю целесообразность сотрудничества с соискателем. Поэтому важно понять, какая именно информация будет полезна нанимателю.

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
30 ноября 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

Оставьте свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!