Как составить договор купли-продажи с использованием банковской ячейки

Проведение взаиморасчетов через банковскую ячейку делает сделку более безопасной. Однако и этот способ оплаты не лишен серьезных минусов и нюансов, не зная о которых можно понести серьезные финансовые потери. Необходимо также уметь правильно составить договор купли-продажи, предусматривающий данный вариант расчета, и грамотно его расторгнуть.

Совершая сделку с недвижимостью, каждая сторона договора стремится минимизировать свои риски. Продавец не желает остаться без денег, а покупатель – без жилья, за которое он заплатил внушительную сумму. Договор купли-продажи с использованием банковской ячейки остается наиболее популярным способом обезопасить сделку.

Суть и назначение договора купли-продажи с использованием банковской ячейки

От иных договоров купли-продажи недвижимости данный документ отличается тем, что в нем предусмотрен особый способ взаиморасчета сторон. Деньги не передаются непосредственно продавцу, а закладываются в арендованный у банка сейф. Забрать их разрешат только после того, как новый собственник (покупатель) зарегистрирует свое право на приобретенный объект в Росреестре.

Договор купли-продажи с использованием банковской ячейки – это письменное соглашение между покупателем и продавцом, в которое включается пункт, что расчеты по совершаемой сделке производятся через хранилище банка (арендованную депозитарную ячейку).

Передача денег подобным способом в основном выбирается сторонами при купле-продаже недвижимости. Наличие в соглашении условия об использовании банковской ячейки позволяет продавцу квартиры или иного объекта получить денежную сумму только после того, как он подтвердит выполнение своих обязательств перед покупателем. Для этого ему придется предъявить сотрудникам банка документ о переходе права собственности на жилье к приобретателю недвижимости, указанному в договоре.

Покупатель квартиры или дома сможет забрать вложенную в ячейку сумму лишь в том случае, если в определенный соглашением срок он не станет их собственником. Вернуть деньги по иным причинам ему не разрешат.

Основное назначение договора об использовании банковского хранилища при купле-продаже – максимальная защита интересов обеих сторон при проведении сделки. Посредническая функция финансового учреждения состоит в сохранении денежной суммы, предназначенной для продавца, до момента, когда покупатель станет собственником приобретенной недвижимости. С этой целью банк передает сейф в аренду.

Пошаговая процедура продажи недвижимости через хранилище банка разъяснена в статье «Схема продажи квартиры через банковскую ячейку».

Существенные условия соглашения

Существенными условиями договора купли-продажи с оплатой через депозитарную ячейку являются:

  • цена сделки;
  • порядок внесения денежной суммы;
  • условия доступа к сейфу (продавца и покупателя);
  • сроки исполнения взаимных обязательств.

Цена является обязательным условием договорного документа о купле-продаже недвижимого имущества (ст. 555 ГК РФ). Без этого пункта он считается незаключенным.

Внимание! Сумма, подлежащая уплате покупателем, не прописывается в договоре аренды ячейки, заключаемом сторонами с банком.

Требуемые документы

В договоре обязательно идентифицируются личности продавца и покупателя, а также отчуждаемый объект недвижимости (указывается его адрес).

Кроме того, в составленном документе необходимо указать, на каком основании продавцу принадлежат квартира, комната или дом (или доля в них), являющиеся предметом договора.

Вышеизложенная информация очерчивает следующий круг документов, которые потребуются  для заключения договора купли-продажи недвижимости (с использованием банковского сейфа):

  • российские паспорта продавца и покупателя;
  • правоустанавливающие бумаги, оформленные на имя продавца: свидетельство о праве на наследство, договор дарения или купли-продажи квартиры и т. д.;
  • выписка из ЕГ реестра недвижимости или свидетельство, подтверждающее, что продавец — собственник предмета договора.

Кроме паспортных данных сторон, в документе нередко указываются номера их СНИЛС. Поэтому его также нужно иметь при себе. Если участник сделки действует через представителя, то тому следует предъявить 2 паспорта – свой и доверителя, а также действующую доверенность с необходимыми полномочиями.

Имея под рукой образец договора на продажу квартиры или иной недвижимости с использованием банковской ячейки, стороны могут составить аналогичный документ самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.

Скачать примерную форму договора купли-продажи квартиры с использованием депозитарной банковской ячейки.  Документ актуален на сентябрь 2017 г.

Информацию о том, какие документы нужно предоставить в регистрирующее ведомство при продаже квартиры, см. в статье «Какие документы нужны, чтобы продать квартиру».

Как происходит оплата

Выбрав в качестве способа оплаты внесение средств в банковское хранилище, сторонам предстоит выполнить ряд последовательных шагов:

  1. Нужно определиться с банком, прийти туда и заключить договор аренды ячейки, где будет находиться уплаченная покупателем сумма. Сторонами соглашения выступают банк, покупатель и продавец. Обычно срок аренды составляет 1 месяц.
  2. Ячейка имеет два ключа. После подписания договора аренды один из них выдается покупателю, второй остается в банке.
  3. В присутствии продавца и покупателя в сейф закладывается материальная ценность, обусловленная договором. При купле-продаже недвижимого имущества в данном качестве почти всегда выступает определенная денежная сумма. Предварительно следует заказать ее пересчет сотрудником банка, чтобы удостовериться, что она верна и содержит только подлинные купюры.
  4. Не покидая банк, покупатель и продавец подписывают договор купли-продажи, продавец дает расписку о получении денег. Затем либо покупатель отдает продавцу свой ключ, либо они договариваются, что после регистрации сделки ячейка будет открыта вторым ключом, хранящимся в банке.
  5. Договор купли-продажи вместе с пакетом документов передается на регистрацию в Росреестр.
  6. Если сделка в установленный соглашением срок была зарегистрирована, клиент-продавец идет банк со своим экземпляром соглашения о купле-продаже. Сотруднику финансового учреждения он предъявляет отметку о регистрации документа, а также другие бумаги, предоставление которых является условием выдачи денег из сейфа. Их перечень указывается в договоре аренды ячейки. Это могут быть:
  • выписка из Единого госреестра, демонстрирующая, что покупатель стал новым собственником объекта недвижимости;
  • паспорт с отметкой о снятии продавца с регистрационного учета в проданной квартире и т. д.
  1. Продавец забирает деньги. Сделка совершена.

Обычно договариваются, что пересчет денег оплачивает продавец, а аренду ячейки – покупатель. Но это необязательное правило. Как будут распределяться расходы, стороны договора определяют самостоятельно.

В видеосюжете специалист по сделкам с недвижимостью рассказывает, как происходит расчет через банковское хранилище:

Плюсы и минусы расчетов через банковский сейф

Каким бы надежным ни казался данный метод расчета, нужно признать, что и он имеет ряд недостатков. Их следует учитывать как продавцу, так и покупателю, чтобы предусмотреть дополнительные способы защиты от возможных рисков.

Таблица 1. Достоинства и недостатки расчета между покупателем и продавцом через хранилище банка

Достоинства оплаты через ячейку банкаНедостатки подобного взаиморасчета
Учет интересов обоих сторон – покупателя и продавцаДоговор аренды банковской ячейки не содержит размера закладываемой в нее суммы
Защита от посягательств третьих лиц. Денежный оборот может полностью происходить в стенах одного банка:

покупатель снимает необходимую сумму со счета;

закладывает ее в сейф;

после регистрации сделки продавец забирает деньги и кладет их на собственный счет, открытый в том же банке (после чего он вправе перевести полученную сумму на другой депозит или иначе распорядиться ей в безналичной форме)

Банк не отвечает за подлинность документов, представленных покупателем или продавцом недвижимости. Выдав деньги из ячейки на основании поддельных бумаг, он  не будет компенсировать убытки пострадавшей стороне.
В ячейку можно заложить любую денежную сумму, в том числе отличающуюся от той, что указана в договоре. Это достоинство для тех, кто желает уйти от налогообложения. Хотя в определенных ситуациях оно может превратиться в существенный минус
При необходимости и согласии сторон договор аренды ячейки можно продлить

Основные ошибки сторон

Предостеречь покупателей и продавцов недвижимости от всех возможных ошибок не получится ни у одного юриста. Однако знать о распространенных «подводных камнях» сделок с использованием хранилища банка, оборачивающихся большими проблемами для простодушных граждан, нужно.

Один из наиболее популярных «камней» стороны подкладывают себе сами. Пользуясь непрозрачностью реальной суммы, закладываемой в ячейку, покупатель и продавец нередко указывают в договоре меньшую сумму, чем передается на самом деле. Обычно это выгодно продавцу, который таким способом может либо вовсе избежать уплаты НДФЛ, либо значительно сократить размер налога. Иногда это выгодно и покупателю, например, когда квартира приобретается на теневые доходы, сокрытые от государства.

Но подобная хитрость может превратиться в финансовые потери. При любой нечистоплотности одной из сторон или сотрудников банка (если она будет доказана) пострадавший гражданин сможет заявить в споре только ту сумму, которая указана в договоре купли-продажи.

Внимание! Даже свидетельские показания суд не сочтет более убедительными, чем документ с четко обозначенной ценой сделки.

Распространенной ошибкой, совершаемой продавцами, является их излишняя доверчивость в момент помещения денег в сейф. Они не должны допускать ситуацию, когда покупатель один на один остается с вносимой суммой после того, как деньги были пересчитаны сотрудником банка.

Продавцу недвижимости необходимо внимательно следить за действиями контрагента, сопровождать его на пути к хранилищу и обязательно присутствовать при закладывании денег в индивидуальный сейф на хранение. Еще надежнее – сделать это самостоятельно. Иначе он рискует достать из ячейки совсем не ту сумму, на которую рассчитывал в соответствии с договором.

Покупателю квартиры нужно обязательно получить от продавца написанную от руки расписку, подтверждающую получение им всей денежной суммы. Пренебрегая этим правилом, он рискует стать участником судебного спора, в котором продавец будет доказывать, что с ним рассчитались не полностью или не заплатили вовсе.

Важно! В расписке продавец должен указать свое ФИО и паспортные реквизиты, а также сообщить, за что он получил обозначенную сумму денег.

Какие еще ошибки часто совершают продавцы и покупатели квартир, рассказывает видео-консультация юриста:

Порядок расторжения договора

Основания и процедура расторжения договора купли-продажи с использованием банковского хранилища:

  • либо прописываются сторонами в самом документе;
  • либо устанавливаются правилами Гражданского кодекса (по умолчанию или специальному пункту, внесенному в договор).

Договор может быть расторгнут:

  • по взаимному согласию сторон;
  • по инициативе одной из сторон (в случае нарушения контрагентом существенных условий соглашения);
  • в судебном порядке.

Если стороны обходятся без судебного разбирательства, то они подписывают дополнительное соглашение, в котором заявляют о расторжении договора с определенной даты. В случае, когда изначальный договор был нотариально заверен, допсоглашение тоже удостоверяется нотариусом.

Соглашение о расторжении договора купли-продажи является основанием для выдачи покупателю денег, хранящихся в сейфе банка.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
19 сентября 2017.

Задайте свой вопрос по теме статьи




О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2017. Копирование материалов строго запрещено!