Как оформить право собственности на недвижимость в МФЦ?

Подача документов для регистрации права собственности может быть осуществлена в любом отделении Росреестра. Обращение в МФЦ возможно только в случае, если его отделение находится в том же кадастровом округе, что и квартира. Пакет документов не меняется, а срок рассмотрения продлевается на 2 дня, необходимых для передачи бумаг в Росреестр.

Вследствие внесения изменений в законодательство, единственным фактом, подтверждающим наличие прав на квартиру, стала её регистрация в Росреестре. В связи с этим, при смене собственника первое, что должен сделать новый владелец, – зарегистрировать передачу прав.

Основания для оформления квартиры

Процесс оформления квартиры в собственность может происходить не только в Росреестре, но и в МФЦ на основании:

  • договора купли-продажи, оформленного с квартирой на рынке «вторичной» недвижимости;
  • наследования данного объекта;
  • дарственной;
  • приватизации или приобретения квартиры в новостройке.

В каждом из этих случаев новый собственник недвижимости обязан зарегистрировать свои права путем внесения соответствующей записи в ЕГРН. Она представляет собой единую базу, содержащую информацию обо всех объектах и их собственниках. Кадастровый учет также осуществляется в рамках данной системы.

Более подробную информацию о данной базе и порядке оформления можно узнать из видео:

Для каждого из вышеуказанных случаев предусмотрена одна и та же процедура, но немного отличается пакет документов, необходимых для регистрации. Это связано с тем, что в качестве основания для изменения собственника квартиры выступают различные документы: договор купли-продажи, дарственная и т. д.

На сегодняшний день для оформления квартиры в собственность стороны сделки, если таковые присутствуют, обязаны вместе обратиться с заявлениями. Их вместе с документами можно подать как в местном отделении Росреестра, так и в МФЦ. Процедура и пакет необходимых бумаг при этом не изменятся.

МФЦ выступает в качестве посредника между заявителями и Росреестром. Его сотрудники осуществляют только первичную оценку предоставленной документации и регистрируют их подачу. На экспертизу бумаги передаются в Росреестр, так как этот орган является единственным, имеющим право регистрировать объекты недвижимого имущества и прав на него.

При обращении в МФЦ процедура регистрации может занять на несколько дней больше, но позволит избежать длинных очередей и ожидания. Граждане могут прийти и получить консультацию у специалиста центра или позвонить по телефону и записаться на приём в удобное им время. Единственное ограничение, которое действует на данный момент, – местонахождение объекта недвижимого имущества.

ЕГРН – общероссийская база, поэтому новый собственник квартиры может обратиться в любое его отделение, вне зависимости от того, где находится объект. А вот согласно действующим правилам, в МФЦ он может обратиться только в случае, если недвижимость находиться в том же кадастровом округе.

Какие потребуются документы?

Полный перечень документов, необходимых для регистрации права собственности на объект недвижимости, зависит от того, на каком основании вносятся изменения.

Таб. 1. Документы, необходимые для оформления квартиры в собственность

Купля-продажа «вторичной» недвижимостиПриобретение квартиры в новостройке/приватизацияВ порядке наследованияПо дарственной
Договор купли-продажи, обмена, выделения доли в объекте недвижимого имущества;

акт приема-передачи

Договор о паевом участии в строительстве/о приватизацииСвидетельство, оформленное у нотариуса, подтверждающее право на наследованиеДоговор безвозмездной передачи прав на объект
Паспорта всех участников сделки, достигших 14 лет. Свидетельства о рождении детей, если они владеют частью имущества, в данном случае также потребуется и согласие от органа опеки.
Справка из ЖЭК или УП о лицах, зарегистрированных по данному адресу.
Технический и кадастровый паспорт на квартиру с экспликацией.
Выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности на данный объект второй стороны, если таковая присутствует.
Квитанция об уплате госпошлины за регистрацию, в размере 2 тыс. рублей.
Согласие других собственников, супруга (если объект является и приобретается в совместно нажитое имущество), доверенность – заверенные нотариально.

Договор безвозмездной передачи (дарения) сам по себе не является основанием для признания объекта сменившим владельца. Передача права собственности переходит только после регистрации в ЕГРН. Её одариваемый должен оформить в течение года после подписания договора. По истечению указанного срока он лишается возможности получения права на квартиру, а договор прекращается.

При подаче документов следует учитывать, что копии всех бумаг подаются в количестве, равном числу новых собственников объекта + еще один экземпляр для архива. При себе необходимо иметь оригиналы всех документов для их проверки.

Если происходит регистрация права собственности на квартиру с земельным участком, то количество необходимых экземпляров документов увеличивается вдвое. Это связано с тем, что регистрация земли и объекта недвижимого имущества производится отдельно. Этим занимаются разные отделы Росреестра.

В МФЦ, в отличие от Росреестра, заявителю могут сделать копии всех необходимых документов. Также непосредственно в его отделении можно оплатить госпошлину, так как там стоят банковские аппараты для этих целей.

Принятие документов не является гарантией завершения процедуры регистрации, так как после получения МФЦ передает их в Росреестр на экспертизу. И уже его сотрудники проверяют обоснованность выдвинутых требований и возможность внесения изменений в ЕГРН.

Препятствием для положительного решения и причиной отказа в регистрации может стать:

  • наличие наложенного ареста на объект недвижимого имущества;
  • различные виды отягчений, препятствующих смене владельца квартиры;
  • предоставление подложных документов или недостоверной информации;
  • наличие в предоставленных документах расхождений или ошибок.

В случае отказа от оформления квартиры в собственность по данным основаниям уплаченная за это действие госпошлина заявителю не возвращается. При вторичном обращении гражданин должен будет заплатить необходимую сумму еще раз.

Нужно ли платить?

Услуги в МФЦ в подавляющем большинстве оказываются бесплатно. То есть гражданин, обратившийся в данный центр, должен будет оплатить только установленную законодательством госпошлину за оказание конкретной услуги. Кроме того, при оформлении документов в электронном виде, через сайт Госуслуг стоимость некоторых из них дополнительно сокращается.

При регистрации права собственности в МФЦ заявителю понадобится заплатить только госпошлину. За такого рода услуги её величина составляет 2 тыс. рублей для физических лиц и 22 тыс. рублей – для юридических.

Дополнительная плата за услуги МФЦ может взиматься в двух случаях:

  1. Если заявитель желает оформить документы в сжатые сроки.
  2. При выездной регистрации, когда прием документов осуществляется вне пределов МФЦ и требует выезда специалистов на место.

В таком случае с заявителя будет взиматься дополнительная плата. Её величина зависит от установленных в регионе тарифов. В среднем её размер составляет около 1,5 тыс. рублей.

Сроки оформления квартиры в собственность

После проверки предоставленных документов сотрудник МФЦ, осуществляющий их прием, выдает заявителю расписку. В данном документе указывается перечень бумаг, переданных гражданином, дата его обращения, срок рассмотрения заявления.

Согласно действующим правилам, на рассмотрение заявления о регистрации и внесение данных в базу ЕГРН выделяется не более 10 дней. Если обращение происходит не в отделении Росреесра, то на пересылку документов выделяется еще 2 дня. Кадастровая регистрация осуществляется в пределах 5, а при обращении в МФЦ – 7 дней.

Если гражданин одновременно подает документы на кадастровую регистрацию и на оформление права собственности, то обе процедуры займут 10 дней. Соответственно, при подаче документов через МФЦ данный срок продлится на 2 дня.

Для сделок, осуществляемых с нотариальным заверением, срок регистрации сокращается до 3 дней, а при электронной подаче документов — до 1 дня.

Как и где забирать документы после регистрации?

В расписке, полученной заявителем, будет указан день, когда он может прийти и получить документы, подтверждающие регистрацию права собственности на объект. Данная выписка будет храниться в отделении МФЦ, в котором бумаги были поданы, в течение месяца.

По завершении указанного срока, если документы не будут получены, их перенаправят в архив Росреестра. После этого необходимую выписку новый собственник квартиры сможет получить в любой момент, в любом отделении Росреестра. Для этого ему потребуется написать соответствующее заявление.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
19 сентября 2017.

Задайте свой вопрос по теме статьи




О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2017. Копирование материалов строго запрещено!