Выбираем лучшие креветки: оценка Роскачества лучших и худших торговых марок

Выбираем лучшие креветки: оценка Роскачества лучших и худших торговых марок

Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 5 декабря 2018. Время чтения 9 мин.

Лидером рейтинга стала продукция торговой марки «Магуро». Худший результат продемонстрировал «Ашан»: в этих креветках эксперты нашли большое количество мышьяка. Самый распространенный способ обмана — завышение массы упаковки за счет ледяной глазури. Цена не оказывает решающего влияния на качество.

Креветки — один из самых доступных деликатесов. Они хороши как в качестве закуски, так и в составе салатов, супов или вторых блюд. Но как купить лучшие креветки и не столкнуться с обманом? Ответ на этот вопрос дали итоги исследования, проведенного национальной системой Роскачество.

Методика тестирования

Результаты экспертизы были опубликованы 7 сентября 2018 года. Специалисты Роскачества отобрали для исследования варено-мороженые креветки 25 торговых марок. Среди них были как неразделанные, так и уже очищенные морепродукты.

При отборе участников эксперты руководствовались не только популярностью продукта, но и его доступностью. Ученым известны более 300 разновидностей креветок, но на российском рынке чаще всего встречаются 3 вида:

  • северная (дикая, глубоководная) — мелкая и наиболее популярная разновидность, обладающая самым насыщенным вкусом;
  • ваннамей (королевская или тихоокеанская белая) — более крупный вид;
  • тигровая — самые большие особи.

Тигровые креветки отличаются не только крупным размером, но и высокой ценой. По этой причине в контрольной закупке Роскачества участвовали только 2 самых доступных вида: обычный и «королевский».

Рисунок 1. Популярная северная разновидность отличается небольшим размером

Рисунок 1. Популярная северная разновидность отличается небольшим размером

Специалисты проанализировали каждый образец по 35 показателям. Оценка качества базировалась на техническом регламенте Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС 040/2016). Для оценки массы ледяной глазури эксперты взяли более жесткий норматив, который будет действовать с 2019 года.

Рейтинг лучших и худших торговых марок

После проведения всех тестов каждый образец получил результирующую оценку от 0 до 5. Максимально возможного результата не достиг ни один бренд: в каждом продукте были обнаружены отклонения от нормативов. В большинстве случаев замечания экспертов были связаны с неправильной маркировкой массы нетто на упаковке.

Рисунок 2. Победитель теста — бренд «Магуро»

Рисунок 2. Победитель теста — бренд «Магуро»

Несмотря на относительно низкие оценки, все товары из пятерки лидеров успешно прошли проверку на безопасность. Нарекания возникли лишь к внешнему виду продукта, количеству ледяной глазури и другим показателям, не имеющим критического значения.

Таблица 1. ТОП-5 лучших торговых марок варено-мороженых креветок по данным Роскачества

Место Название Фото Цена за 1 кг Оценка Роскачества
1 «Магуро», креветка северная дикая  1 691 руб. 4,24
2 FISH House  2 479 руб. 4,08
3 «Первым делом»  3 579 руб. 3,88
4 «Новый океан»  4 509 руб. 3,56
5 Fine Life  5 764 руб. 3,31

Источник: roskachestvo.gov.ru

Рисунок 3. Развесные креветки из «Ашана» заняли последнее место в рейтинге

Рисунок 3. Развесные креветки из «Ашана» заняли последнее место в рейтинге

Худший результат показала продукция торговой марки «Ашан». В исследованном образце была обнаружена высокая концентрация мышьяка, так что итоговая оценка была снижена до нуля. Остальные участники группы аутсайдеров попались на менее опасных нарушениях.

Таблица 2. 5 худших торговых марок варено-мороженых креветок по данным Роскачества

Место Название Фото Цена за 1 кг Оценка Роскачества
21 Delight  21 1 057 руб. 2,41
22 Polar королевские неразделанные  22 828 руб. 2,02
23 Billa  23 996 руб. 1,72
24 «Лента»  24 1 776 руб. 1,70
25 «Ашан» (развесные)  25 1 172 руб. 0,00

Источник: roskachestvo.gov.ru

Результаты тестирования по ключевым показателям

Исследование Роскачества показало, что ни один из производителей не смог полностью выполнить требования стандарта ЕАЭС. По каждому образцу специалисты зафиксировали как минимум 2 нарушения, а в некоторых случаях список недостатков исчисляется 5 – 6 пунктами. Впрочем, позиция товара в рейтинге зависит не столько от количества недочетов, сколько от их серьезности. Чтобы детально разобраться в ситуации, посмотрим на результаты самых важных тестов.

Безопасность

Причина низких оценок в хвосте рейтинга — проблемы с безопасностью. Чтобы оценить этот показатель, эксперты провели лабораторные тесты, которые можно разделить на 3 категории:

  • проверка на наличие антибиотиков;
  • измерение содержания опасных химических соединений — тяжелых металлов, мышьяка, ртути;
  • тест на количество микроорганизмов (КМАФАнМ).

Антибиотики не были обнаружены ни в одном из образцов. Результаты других тестов оказались менее радужными. В креветках под торговой маркой «Ашан» специалисты обнаружили опасную концентрацию мышьяка. Еще 4 образца превысили норму по содержанию посторонних микроорганизмов.

Рисунок 4. Антибиотики могут использоваться в искусственных водоемах и на аквафермах

Рисунок 4. Антибиотики могут использоваться в искусственных водоемах и на аквафермах

Эксперты подчеркивают, что ситуация с мышьяком не столь однозначна. Токсичность элемента зависит от того, в каком виде он присутствует в морепродуктах. Самые опасные соединения — неорганические, но их концентрация обычно составляет не более 3% всего мышьяка в продукте.

Технические условия, принятые в России, не делят мышьяк на органический и неорганический. По этой причине результаты теста получаются крайне спорными. Корректнее говорить не об опасности продукта, а именно о повышенном содержании мышьяка, которое не несет особых последствий для здоровья.

Примечание: Роскачество отдельно отмечает реакцию сети магазинов «Ашан», которая сразу же направила претензию в адрес завода-изготовителя.

Остальные замечания связаны с повышенным содержанием посторонних микроорганизмов. Высокое значение КМАФАнМ говорит о том, что продукт уже начинает портиться. Виноват в этом может быть как производитель, так и поставщик или продавец. Повышенный показатель КМАФАнМ зарегистрирован в креветках под торговыми марками:

  • Delight;
  • Billa;
  • «Лента»;
  • «Мореслав».

Совет: чтобы свести к минимуму риск покупки испорченных морепродуктов, покупайте их только в крупных магазинах с хорошим оборудованием и налаженным контролем качества.

Масса глазури

Глазурь — это небольшой ледяной слой на поверхности замороженных продуктов. Некоторые считают, что наличие льда в упаковке говорит об обмане потребителя, но это не совсем верно. Технические условия требуют обязательного наличия глазури, так как она защищает рыбу и морепродукты от порчи, испарения влаги и нарушения товарного вида.

Но даже высокое содержание льда не всегда говорит об обмане. Если производитель указывает массу нетто без учета глазури, он действует абсолютно честно. Дальнейшее тестирование подтвердило, что решающее значение имеет именно достоверная маркировка, а не количество льда в пакете.

Рисунок 5. Увеличение массы глазури — популярный способ обмана

Рисунок 5. Увеличение массы глазури — популярный способ обмана

При измерении массы глазури эксперты руководствовались техническим регламентом ЕАЭС, который вступит в силу 1 января 2019 года. Согласно этому документу, содержание льда в упаковке неразделанных креветок не должно превышать 14%. Для очищенных морепродуктов этот показатель зафиксирован на уровне 7%. Самые серьезные нарушения зафиксированы у торговых марок (в скобках указана фактическая масса льда):

  • «Магуро» (23,9%);
  • Polar (23,5%);
  • Vici (20,4%);
  • «Лента» (18,7%);
  • «Океан вкуса» (18,5%).

В требования нового регламента ЕАЭС уложились только 13 брендов. Меньше всего глазури содержат креветки под торговыми марками «Первым делом» (5,4%) и «Мореслав» (5,7%).

Точность указания массы нетто на упаковке

Каждый производитель указывает на упаковке чистый вес продукта — массу нетто. Но не все изготовители готовы работать честно. Контрольное взвешивание показало, что в массу нетто часто включается вес глазури, что нарушает права потребителя на достоверную маркировку.

Честную массу указали всего 9 производителей. Покупая креветки под этими торговыми марками, потребитель не переплачивает за лед в упаковке.

Рисунок 6. Производители, которые честно указали массу нетто на упаковке

Рисунок 6. Производители, которые честно указали массу нетто на упаковке

Количество влаги в креветках

Качественные креветки должны содержать не более 80% влаги. По словам экспертов Роскачества, превышение этого значения говорит о намеренном увеличении массы нетто за счет воды. Чтобы влага лучше удерживалась внутри, продавец может добавить в продукт химические компоненты. Результат — снижение пищевой ценности и ухудшение вкуса.

Почти все образцы уложились в предписанный норматив. Исключением стали 3 торговые марки (в скобках указано фактическое содержание влаги):

  • Billa (86,7%);
  • «Бухта изобилия» (86,3%);
  • «Новый океан» (82,2%).

Вкус и запах

Завершающий этап исследования — дегустация. 23 образца продемонстрировали хороший результат: мясо оказалось вкусным и сочным. Неубедительно выступили бренды Globster и Vici. Дегустаторы отметили неприятный вкус и запах этих креветок.

Важно: неприятный вкус говорит о том, что в торговом зале были нарушены условия хранения, либо продукт просто замораживали более 1 раза.

Итоги исследования

Тестирование Роскачества показало, что ни один из образцов не удовлетворяет всем требованиям ЕАЭС. Основные нарушения — обман потребителя при указании массы нетто, высокое содержание глазури, а также наличие опасных бактерий и химических соединений. При этом креветки из первой пятерки рейтинга показали приемлемый результат: нарекания по качеству оказались не столь значительными.

Рисунок 7. Самый доступный вариант — креветки Aro (469 руб./кг)

Рисунок 7. Самый доступный вариант — креветки Aro (469 руб./кг)

Эксперты в очередной раз убедились в том, что цена не оказывает решающего влияния на качество. Самые дорогие креветки «Лента» заняли предпоследнее место, а самый дешевый продукт расположился в середине списка. Тройка лидеров также отличается относительно демократичной ценой — ниже 700 руб./кг.

Познакомиться с подробными результатами исследования можно на сайте Роскачества. Видеорепортаж об исследовании подготовил канал «Мир 24».

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
1
Да
1

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Иванов, главный редактор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
5 декабря 2018.

Похожие записи

Обсуждения закрыты для данной страницы

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!